Структура "системы" Станиславского

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Сколько его свергали и опровергали, но чем быстрее бежали от него вперед, тем быстрее приближались к нему же. Поэтому писать об этой старой крепости не только странно, но и трудно, а трудность связана еще и с тем, что подобных личностей среди режиссеров и актеров уже давно нет и просто не на что указать как на аналог, чтобы неофиту могло быть понятно, о чем, собственно, идет речь.

Содержание

Введение 2
1.Структура "системы" Станиславского 3
2. Элементы актерского мастерства, их последовательность и взаимосвязь 4
3. Единство психического и физического в актерском творчестве 8
4. "Тренинг и муштра" 9
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Станиславский инф.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

21.  Двигатели  психической жизни. К ним Станиславский относит ум, волю и чувства. В зависимости от того, какой из этих элементов больше развит в человеке, существуют актеры интеллектуального, волевого и эмоционального типа.

22.  Пластика - способность целесообразно распределять мускульную энергию. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения - основной закон пластики. Каков бы ни был характер и рисунок движения, он должен быть красивым, т.е. подчинен внутреннему закону пластики.

23.  Дикция и  пение. Имеется ввиду не пение в чистом виде, а использование основных законов звукообразования, свойственных вокальному мастерству, обязательных как для поющего, так и для говорящего актера. Необходимость найти ту "непрерывную линию" голоса - тона, тот тональный стержень, который пронизывает, связывает всю нашу речь с ее подвижностью, изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом.

24.  Речь на  сцене. Техника сценической речи представляет собой тот строительный материал, с помощью которого содержание сценического образа развивает свою выразительную форму. Техника сценической речи, разумеется, не исчерпывает собой весь тот материал, в котором творит актер, но она является важнейшим его составным элементом.К.С. Станиславский настойчиво говорит, что точная и яркая передача внутренней жизни образа полностью зависит от точного соответствующего ему голосового и произносительного выражения. Только овладев голосом и произношением, возможны свободное словотворчество, словодействие актера школы переживания. Если же голос не повинуется актеру, если он беден обертонами или от старания быть слышным нарочито громок, если нет умения слиянно произносить фразу, если дикция недостаточно чиста, а сценическое произношение не соответствует законам орфоэпии, если слова стучат, "как горох в доску", нарушается единство содержания и формы в исполнении актера, т.е. искажается содержание искусства переживания.

Все элементы "системы" Станиславского, разобранные в первой и второй частях "Работы актера над  собой", являются, по существу, составными элементами сценического действия, которое  не может быть осуществлено без участия  творческого внимания, эмоциональной  памяти, воображения, логичности и последовательности действий и чувств, мышечной свободы, пластичности, владения голосом и  т.д. Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание "Работы актера над собой", предполагающую ежедневный тренинг и муштру, направленные на совершенствование актерской техники. Владение своим "инструментом" - психофизикой - позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее - входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо; волевым усилием достигать правильного творческого самочувствия.

 

3. Единство психического и физического в актерском творчестве

Поведение человека имеет  две стороны: физическую и психическую. Причем одно от другого никогда не может быть оторвано и одно к другому  не может быть сведено. Всякий акт  человеческого поведения есть единый целостный психофизический акт. Поэтому понять поведение человека, его поступки, не поняв его мыслей и чувств, невозможно. Но невозможно также понять его чувства и  мысли, не поняв объективных связей и отношений его с окружающей средой.

Станиславский рассматривает  творчество как процесс психофизический. В момент творчества, пишет он, "создается взаимодействие тела и души, действия и чувства, благодаря которому внешнее помогает внутреннему, а внутреннее вызывает внешнее".

Отталкиваясь от подобного  взгляда на творческий процесс, он подошел  к созданию практического метода работы актера, получившего впоследствии известность как метод физических действий. Принципиальные основы этого  метода изложены в его книге "Работа актера над собой" (в главе "Чувство  правды и вера") и в материалах, публикуемых в четвертом томе Собрания сочинений. Отвергая прямой подход к возбуждению творческого переживания, способный искалечить природу актера, Станиславский настойчиво предлагает изучить подход к возбуждению  психики через организацию физической жизни роли. "Правда физических действий и вера в них возбуждают жизнь  нашей психики", - утверждает он. "Создавая логическую и последовательную внешнюю  линию физических действий, - говорит  Станиславский, - мы тем самым узнаем, если внимательно вникнем, что параллельно  с этой линией внутри нас рождается  другая - линия логики и последовательности наших чувствований".

Психофизическая природа  сценического действия и его составных  элементов становится, таким образом, главным объектом учения. Созданная  им артистическая техника целиком  направлена на то, чтобы заранее  обусловленное сценическое действие, совершаемое в обстоятельствах  пьесы, сохраняло бы все свойства подлинного, живого, органического  действия, совершаемого в жизни.

 

 

 

 

 

4. "Тренинг и муштра"

Константин Сергеевич  Станиславский заложил главные  основы системы работы актера над  собой, которую он назвал "Тренинг  и муштра". Область сценического творчества Станиславский поверял  научными открытиями И.И. Павлова и  И.М. Сеченова, исследуя органическую природу  звучащей мысли как результат  продуктивного живого мышления.К.С. Станиславский первым в России заговорил о расслаблении мышц и о необходимых напряжениях, поддерживающих позу человека, изучал законы естественного общения и правдивого поведения, стремился использовать силу эмоциональной памяти, ума и воли в актерской практике. Речь - ее темп, ритм, интонации, паузы - изучались им и обретали психотехнику для работы над ролью.

"Основным методом работы  театральной школы, с точки  зрения К.С. Станиславского, - пишет  Г.В. Кристи, - является самостоятельная  работа самих учеников. Это значит: самостоятельное нахождение творческого  материала и создание этюдов, самостоятельная работа над собой  по уничтожению физических и  внутренних недостатков (о чем  говорится в разделе о плакатах), самостоятельное, под наблюдением  и контролем педагога, усовершенствование  своих артистических данных. Все  школьные упражнения, по мысли  К.С., должны постепенно входить  в индивидуальный туалет актера…"

Кроме тренинга самонаблюдения можно увидеть у Станиславского еще два вида тренинга, объединенных названием "туалет актера". Г.В. Кристи так описывает его содержание: "Туалет актера, по замыслу К.С. Станиславского, это ежедневная тренировка внутренних, психологических и физических качеств, помогающих творчеству актера. "Туалет актера", представляющий собой выжимку  из всех упражнений по системе, призван  был укрепить, развивать и постоянно  совершенствовать артистическую технику. Перед началом студийных показов  К.С. часто проводил 15-минутный туалет-настройку, подводящую актеров к нужному самочувствию. "Туалет-настройка" начинался обычно с того, что актер сосредоточивал свое внимание на каком-нибудь простом, часто беспредметном действии, освобождался от лишних напряжений и мешающей нервозности. Затем расшевеливались воображение и другие элементы самочувствия актера. Упражнения на смену ритмов и быстрое приспособление к мизансцене возбуждали творческую активность и готовность к действию. "Туалет-настройка" заканчивался обычно коллективным этюдом, непосредственно подводящим к предстоящему показу".

Если просмотреть рукописи и записные книжки Станиславского периода 1928 - 1938 гг., можно часто встретить  заметки, озаглавленные "тренинг  и муштра" или "задачник". Под  такими заголовками он записывал  разнообразные упражнения и этюды (часто конспективно, иногда - только названием). Здесь и упражнения, тренирующие  актерский аппарат - его воображение, творческий слух, навыки мысленной  речи, развитие восприятий органов  чувств и т.д. Здесь и задания  по пластике, ритмике, сценическим группировкам, мизансценированию, по обращению с плащами и шпагами. Здесь и речевые упражнения, и указания по осанке, походке, жестам.

По всему видно, что  он представлял себе будущий "Задачник" как сборник упражнений по всем разделам актерской психотехники. Посмотрим, какие требования предъявляет к  общему тренингу Станиславский. Если основная задача тренинга самонаблюдения состоит  в организации и поддержании  постоянно действующего контроля за созданием новых, нужных привычек и за искоренением старых, ненужных; за обновлением запасов памяти и за ликвидацией омертвевших приспособлений: если "туалет-настройка" и "туалет актера " подготавливают творческое самочувствие в общем плане, требуемом для данного актера, - то каковы общие цели тех учебных упражнений, которые составляют содержание занятий по классу тренинга и муштры?

"Мало зажить искренним  чувством, - пишет Станиславский, - надо  уметь его выявить, воплотить.  Для этого должен быть подготовлен  и развит весь физический аппарат.  Необходимо, чтобы он был до  последней степени чуток и  откликался на всякие подсознательные  переживания и передавал все  тонкости их, чтобы делать видимым  и слышимым то, что переживает  артист. Под физическим аппаратом  мы подразумеваем хорошо поставленный  голос, хорошо развитую интонацию,  фразу, гибкое тело, выразительные  движения, мимику". Речь идет, как  будто, о внешнем сценическом  самочувствии, разработка которого  происходит в тренингах сценического  движения, фехтования, танца, техники  речи и т.д. Но вот Станиславский  развивает эту мысль в другом  месте. Он пишет о необходимости  "сделать физический аппарат  воплощения, то есть телесную  природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным, как то  капризное чувство и неуловимая  жизнь духа роли, которые он  призван выражать.

Некоторые примерные упражнения для совершенствования актерской  техники:

 

"Манекены". Упражнение на полное напряжение  тела.

Одному ученику принять  любое положение и напрячь  все тело, другой ученик переносит  занявшего позу /манекен/ на другое мecто. Положение первого не должно измениться, тело не должно расслабиться.

"Тряпичные  куклы". Упражнение не полное  расслабление тела.

Ученики - тряпичные куклы, повешенные на гвоздиках. Их снимают  с гвоздика и сбрасывают на пол.

Упражнения на выработку коллективности, взаимосвязи.

1. Парные, согласованные беспредметные действия: пилить дрова; тащить большой ящик, диван; передвигать шкаф; грести; играть в теннис; играть в мяч и т.д.

2. Передавать тяжести  по кругу, все время меняя предметы: то тяжёлый ящик, то кирпичи, то ведра с водой, то пустые. Действуя, менять предмет, с которым действуете, также меняйте цель /для чего это делаете? /

Упражнения на магическое "если бы"

Не рассказывая предварительно о свойстве "если бы", педагог  готовит ряд упражнений, но для  учеников это является экспромтом. Взяв набор из 5-6 предметов, педагог  дает им поочередно в протянутые руки предмет, быстро произнося при этом:

1. Вручая платок - "вот  вам шаль!"

2. Подавая коробку - "здесь  лягушка!

3. Подавая пакет - "в  нем черви. "

4. Взглянув ученику на  голову - "Ой, ой, по вас ползет  огромный паук."

5. Дать пить из бутылки  - "попробуйте.", ученик начинает пробовать, а руководитель говорит - "там керосин. кислота." и т.д.

Упражнения на развитие воображения и фантазии

1. Перенеситесь мысленно  в незнакомые, не существующие  для вас, но могущие существовать  в реальной жизни условия: полет  в космос, кругосветное путешествие,  поездка в Заполярье, в Африку  и т.д. /черпать материал из  книг, кино, картин, из рассказов  людей. /.

2. Переместись в область  несбыточного, сказочного:

а) в поисках девицы-красавицы попадаете в царство царевны Морковки, в царство царевны Сосульки, в царство Кощея;

б) спуститесь на дно морское к Морскому царю и т.д.

 

 

 

Упражнения на развитие логики и последовательности.

1. Вдеть нитку в иголку  и шить.

2. Чинить карандаш перочинным  ножом.

3. Писать письмо, заклеивать  конверт.

4. Надевать и снимать  пальто, пиджак, кофту, носки, чулки, ботинки и т.д.

5. Доставать из кошелька  деньги и считать их.

6. Кроить платье по  выкройке.

7. Причесываться перед  зеркалом.

8. Стирать белье - в  тазу, стиральной машине.

9. Месить тесто и делать  пирожки.

10. Читать книгу.

 

Заключение

Определяя основной принцип  актерского искусства в системе  Станиславского, можно сказать, что  это - принцип перевоплощения, когда  актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем, говорит и действует от его имени.

Рабочие инструменты актера - это его психофизические данные: пластика; моторика; голосовые данные (дикция, связки, дыхательный аппарат); музыкальный слух; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции  и т.д. Соответственно, каждое из этих качеств нуждается в развитии и постоянном тренинге - только это позволяет актеру находится в рабочей форме. Как балетному актеру каждый день приходится начинать с цикла упражнений у станка, оперному - с вокализа и распевок, так драматическому актеру насущно необходимы ежедневные занятия сценической речью и движением.

Каждая сыгранная роль является сложным конгломератом  творчества нескольких индивидуальностей: полноправными соавторами актера в  процессе подготовки спектакля становятся драматург, режиссер, композитор, балетмейстер, художник, гример и другие члены  постановочной группы. Однако на самом  спектакле актер остается один на один со зрительным залом; он становится конечным проводником, транслятором коллективного  творческого замысла зрителю. Важнейшим  соавтором актерской работы становится и сам зрительный зал, внося ежедневные коррективы в отрепетированную роль. Процесс актерского творчества всегда совершается совместно со зрителем, в момент спектакля. И каждый спектакль остается уникальным, неповторимым. Своим ученикам он завещал продолжать начатую им работу. Знаменитые ученики Станиславского: М.Чехов, Е.Вахтангов, В.Мейерхольд – талантливые новаторы, достойные приемники развития его дела. Каждый из них стал основоположником своей собственной школы. Но, предтечей этого были организованные ими, по примеру своего учителя, театр студии. Смелый творческий эксперимент Станиславского и его соратников, созданная каждым из них взрослая и детская театральная студия, открыли миру целую плеяду звёзд русского театра. Наследие, которое осталось благодаря работе участников этих студий, и по сей день продолжает жить в творческих поисках уже новых последователей, обогащаться новыми открытиями и новыми именами.

Информация о работе Структура "системы" Станиславского