Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетенных классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетенных классов и для одурачения их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его.

Работа содержит 1 файл

Напечатано в 1918 г.docx

— 83.50 Кб (Скачать)

Оно смениться государством пролетарским (диктатурой пролетариата) не может путем «отмирания», а  может, по общему правилу, лишь насильственной революцией.

Необходимость систематически воспитывать массы в таком  и именно таком взгляде на насильственную революцию лежит в основе всего  учения Маркса и Энгельса.

Смена буржуазного государства  пролетарским невозможна без насильственной революции. Уничтожение пролетарского  государства, т. е. уничтожение всякого  государства, невозможно иначе, как  путем «отмирания».

Подробное и конкретное развитие этих взглядов Маркс и Энгельс  давали, изучая каждую отдельную революционную  ситуацию, анализируя уроки опыта  каждой отдельной революции. К этой, безусловно самой важной, части их учения мы и переходим.

ГЛАВА II

ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. ОПЫТ 1848 — 1851 ГОДОВ

1. КАНУН РЕВОЛЮЦИИ

Первые произведения зрелого  марксизма, «Нищета философии» и  «Коммунистический Манифест», относятся  как раз к кануну революции 1848-го года. В силу этого обстоятельства, наряду с изложением общих основ  марксизма, мы имеем здесь до известной  степени отражение тогдашней  конкретной революционной ситуации, и поэтому целесообразнее будет, пожалуй, рассмотреть то, что говорится  авторами этих произведений о государстве, непосредственно перед их выводами из опыта 1848 — 1851 годов.

…»Рабочий класс - пишет  Маркс в «Нищете философии» - поставит, в ходе развития, на место старого  буржуазного общества такую ассоциацию, которая исключает классы и их противоположность; не будет уже  никакой собственно политической власти, ибо именно политическая власть есть официальное выражение противоположности  классов внутри буржуазного общества».

Поучительно сопоставить  с этим общим изложением мысли  об исчезновении государства после  уничтожения классов то изложение, которое дано в написанном Марксом  и Энгельсом несколько месяцев  спустя, — именно, в ноябре 1847 года, — «Коммунистическом Манифесте»:

…»Описывая наиболее общие  фазы развития пролетариата, мы прослеживали более или менее прикрытую  гражданскую войну внутри существующего  общества вплоть до того пункта, когда  она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии»…

…»Мы видели уже выше, что первым шагом в рабочей  революции является превращение» (буквально: повышение) «пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии».

«Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы постепенно вырвать у буржуазии  весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. организованного, как господствующий класс, пролетариата, и возможно более  быстро увеличить сумму производительных сил».

Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных  и важнейших идей марксизма в  вопросе о государстве, именно идеи «диктатуры пролетариата» (как стали  говорить Маркс и Энгельс после  Парижской Коммуны), а затем в  высшей степени интересное определение  государства, принадлежащее тоже к  числу «забытых слов» марксизма. «Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетариат».

Это определение государства  не только никогда не разъяснялось в господствующей пропагандистской и агитационной литературе официальных  социал-демократических партий. Мало того.

Оно было именно забыто, так  как оно совершенно непримиримо  с реформизмом, оно бьет в лицо обычным оппортунистическим предрассудкам  и мещанским иллюзиям насчет «мирного развития демократии».

Пролетариату нужно государство  — это повторяют все оппортунисты, социал-шовинисты и каутскианцы, уверяя, что таково учение Маркса, и  «забывая» добавить, что, во-первых, по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать. А, во-вторых, трудящимся нужно «государство», «то есть организованный в господствующий класс пролетариат».

Государство есть особая организация  силы, есть организация насилия для  подавления какого-либо класса. Какой  же класс надо подавлять пролетариату? Конечно, только эксплуататорский класс, т. е. буржуазию. Трудящимся нужно государство  лишь для подавления сопротивления  эксплуататоров, а руководить этим подавлением, провести его в жизнь  в состоянии только пролетариат, как единственный до конца революционный  класс, единственный класс, способный  объединить всех трудящихся и эксплуатируемых  в борьбе против буржуазии, в полном смещении ее.

Эксплуататорским классам  нужно политическое господство в  интересах поддержания эксплуатации, т. е. в корыстных интересах ничтожного меньшинства, против громаднейшего  большинства народа. Эксплуатируемым  классам нужно политическое господство в интересах полного уничтожения  всякой эксплуатации, т. е. в интересах  громаднейшего большинства народа, против ничтожного меньшинства современных  рабовладельцев, т. е. помещиков и  капиталистов.

Мелкобуржуазные демократы, эти якобы социалисты, заменявшие классовую борьбу мечтаниями о соглашении классов, представляли себе и социалистическое преобразование мечтательным образом, не в виде свержения господства эксплуататорского  класса, а в виде мирного подчинения меньшинства понявшему свои задачи большинству.

Маркс всю свою жизнь боролся  с этим мелкобуржуазным социализмом… Маркс провел учение о классовой  борьбе последовательно вплоть до учения о политической власти, о государстве.

Свержение господства буржуазии  возможно только со стороны пролетариата, как особого класса, экономические  условия существования которого подготовляют его к такому свержению, дают ему возможность и силу совершить  его. В то время как буржуазия  раздробляет, распыляет крестьянство и все мелкобуржуазные слои, она  сплачивает, объединяет, организует пролетариат. Только пролетариат, — в силу экономической  роли его в крупном производстве, — способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые  буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит  часто не меньше, а сильнее, чем  пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение.

Учение о классовой  борьбе, примененное Марксом к  вопросу о государстве и о  социалистической революции, ведет  необходимо к признанию политического  господства пролетариата, его диктатуры, т. е. власти, не разделяемой ни с  кем и опирающейся непосредственно  на вооруженную силу масс. Свержение  буржуазии осуществимо лишь превращением пролетариата в господствующий класс, способный подавить неизбежное, отчаянное, сопротивление буржуазии и организовать для нового уклада хозяйства все  трудящиеся и эксплуатируемые массы.

Пролетариату необходима государственная власть, централизованная организация силы, организация насилия  и для подавления сопротивления  эксплуататоров и для руководства  громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле «налаживания» социалистического  хозяйства.

Воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести  весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии.

«Государство, то есть организованный в господствующий класс пролетариат», — эта теория Маркса неразрывно связана со всем его учением о  революционной роли пролетариата в  истории. Завершение этой роли есть пролетарская диктатура, политическое господство пролетариата.

Но если пролетариату нужно  государство, как особая организация  насилия против буржуазии, то отсюда сам собой напрашивается вывод, мыслимо ли создание такой организации  без предварительного уничтожения, без разрушения той государственной  машины, которую создала себе буржуазия? К этому выводу вплотную подводит «Коммунистический Манифест» и  об этом выводе говорит Маркс, подводя  итоги опыту революции 1848 — 1851 годов.

2. ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ

По интересующему нас  вопросу о государстве Маркс  подводит итоги революции 1848 — 1851 годов  в следующем рассуждении…

Первая французская революция  развила централизацию, «но вместе с тем расширила объем, атрибуты и число пособников правительственной  власти. Наполеон завершил эту государственную  машину». Легитимная монархия и июльская монархия «не прибавили ничего нового, кроме большего разделения труда»…

…»Наконец, парламентарная республика оказалась в своей  борьбе против революции вынужденной  усилить, вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной  власти. Все перевороты усовершенствовали  эту машину вместо того, чтобы сломать  ее». «Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали  захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при  своей победе».

В этом замечательном рассуждении  марксизм делает громадный шаг вперед по сравнению с «Коммунистическим  Манифестом». Там вопрос о государстве  ставится еще крайне абстрактно, в  самых общих понятиях и выражениях. Здесь вопрос ставится конкретно, и  вывод делается чрезвычайно точный, определенный, практически-осязательный: все прежние революции усовершенствовали  государственную машину, а ее надо разбить, сломать.

Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о  государстве.

В «Коммунистическом Манифесте» подведены общие итоги истории, заставляющие видеть в государстве  орган классового господства и приводящее к необходимому заключению, что пролетариат  не может свергнуть буржуазии, не завоевав сначала политической власти, не получив политического господства, не превратив государства в «организованный, как господствующий класс, пролетариат», и что это пролетарское государство  сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых  противоречий государство не нужно  и невозможно. Здесь не ставится вопрос о том, какова же должна —  с точки зрения исторического  развития — быть эта смена буржуазного  государства пролетарским.

Именно такой вопрос Маркс  ставит и решает в 1852-ом году. Верный своей философии диалектического  материализма, Маркс берет в основу исторический опыт великих годов  революции — 1848 — 1851. Учение Маркса и здесь — как и всегда —  есть освещенное глубоким философским  миросозерцанием и богатым знанием  истории подытожение опыта.

Вопрос о государстве  ставится конкретно: как исторически  возникло буржуазное государство, необходимая  для господства буржуазии государственная  машина? каковы ее изменения, какова ее эволюция в ходе буржуазных революций  и перед лицом самостоятельных  выступлений угнетенных классов? каковы задачи пролетариата по отношению к  этой государственной машине?

Централизованная государственная  власть, свойственная буржуазному обществу, возникла в эпоху падения абсолютизма. Два учреждения наиболее характерны для этой государственной машины: чиновничество и постоянная армия. О том, как тысячи нитей связывают  эти учреждения именно с буржуазией, говорится неоднократно в сочинениях Маркса и Энгельса. Опыт каждого  рабочего поясняет эту связь с  чрезвычайной наглядностью и внушительностью.

Чиновничество и постоянная армия, это — «паразит» на теле буржуазного общества, паразит, порожденный  внутренними противоречиями, которые  это общество раздирают, но именно паразит, «затыкающий» жизненные поры. Каутскианский  оппортунизм считает взгляд на государство, как на паразитический организм, специальной  и исключительной принадлежностью  анархизма. Разумеется, это извращение марксизма чрезвычайно выгодно  тем мещанам, которые довели социализм  до неслыханного позора оправдания и  прикрашивания империалистской  войны путем применения к ней  понятия «защита отечества», но все  же это — безусловное извращение.

Через все буржуазные революции, которых видала Европа многое множество  со времени падения феодализма, идет развитие, усовершенствование, укрепление этого чиновничьего и военного аппарата. В частности, именно мелкая буржуазия  привлекается на сторону крупной  и подчиняется ей в значительной степени посредством этого аппарата, дающего верхним слоям крестьянства, мелких ремесленников, торговцев и  проч. сравнительно удобные, спокойные  и почетные местечки, ставящие обладателей  их над народом. Возьмите то, что  произошло в России за полгода  после 27 февраля 1917 г.: чиновничьи места, которые раньше давались предпочтительно  черносотенцам, стали предметом  добычи кадетов, меньшевиков и эсеров. Ни о каких серьезных реформах, в сущности, не думали, стараясь оттягивать их «до Учредительного собрания»  — а Учредительное собрание оттягивать помаленьку до конца войны! С дележом  же добычи, с занятием местечек министров, товарищей министра, генерал-губернаторов и прочее и прочее не медлили и  никакого Учредительного собрания не ждали! Игра в комбинации насчет состава  правительства была, в сущности, лишь выражением этого раздела и  передела «добычи», идущего и вверху и внизу, во всей стране, во всем центральном  и местном управлении. Итог, объективный  итог за полгода 27 февраля — 27 августа 1917 г. несомненен: реформы отложены, раздел чиновничьих местечек состоялся, и «ошибки» раздела исправлены несколькими  переделами.

Информация о работе Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции