Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:41, реферат
С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетенных классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетенных классов и для одурачения их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его.
Таким зубоскальством отделываются и поныне большинство буржуазных «ученых», которые обнаруживают этим и свое невежество и свою корыстную защиту капитализма.
Невежество, — ибо «обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» — вроде как бурсаки у Помяловского — портить склады общественного богатства и требовать невозможного.
До тех пор, пока наступит «высшая» фаза коммунизма, социалисты требуют строжайшего контроля со стороны общества и со стороны государства над мерой труда и мерой потребления, но только контроль этот должен начаться с экспроприации капиталистов, с контроля рабочих за капиталистами и проводиться не государством чиновников, а государством вооруженных рабочих.
Корыстная защита капитализма
буржуазными идеологами состоит
именно в том,, что спорами и
разговорами о далеком будущем
они подменяют насущный и злободневный
вопрос сегодняшней политики: экспроприацию
капиталистов, превращение всех граждан
в работников и служащих одного крупного
«синдиката», именно: всего государства,
и полное подчинение всей работы всего
этого синдиката государству
действительно
В сущности, когда ученый профессор, а за ним обыватель, говорят о безрассудных утопиях, о демагогических обещаниях большевиков, о невозможности «введения» социализма, они имеют в виду именно высшую стадию или фазу коммунизма, «вводить» которой никто не только не обещал, но и не помышлял, ибо «ввести» ее вообще нельзя.
И здесь мы подошли к
тому вопросу о научном различии
между социализмом и
Научная разница между
социализмом и коммунизмом
Вместо схоластически-
Выходит, что не только при коммунизме остается в течение известного времени буржуазное право, но даже и буржуазное государство — без буржуазии!
Это может показаться парадоксом или просто диалектической игрой ума, в которой часто обвиняют марксизм люди, не потрудившиеся ни капельки над тем, чтобы изучить его чрезвычайно глубокое содержание.
На самом же деле остатки старого в новом показывает нам жизнь на каждом шагу, и в природе и в обществе. И Маркс не произвольно всунул кусочек «буржуазного» права в коммунизм, а взял то, что экономически и политически неизбежно в обществе, выходящем из недр капитализма.
Демократия имеет громадное значение в борьбе рабочего класса против капиталистов за свое освобождение. Но демократия вовсе не есть предел, а лишь один из этапов по дороге от феодализма к капитализму и от капитализма к коммунизму.
Демократия означает равенство.
Понятно, какое великое значение
имеет борьба пролетариата за равенство
и лозунг равенства, если правильно
понимать его в смысле уничтожения
классов. Но демократия означает только
формальное равенство. И тотчас вслед
за осуществлением равенства всех членов
общества по отношению к владению
средствами производства, т.е. равенства
труда, равенства заработной платы,
пред человечеством неминуемо
Но важно выяснить себе, как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни.
Демократия есть форма государства, одна из его разновидностей. И, следовательно, она представляет из себя, как и всякое государство, организованное, систематическое применение насилия к людям. Это с одной стороны. Но, с другой стороны, она означает формальное признание равенства между гражданами, равного права всех на определение устройства государства и управление им.
А это, в свою очередь, связано
с тем, что на известной ступени
развития демократии она, во-первых, сплачивает
революционный против капитализма
класс — пролетариат и дает
ему возможность разбить, сломать
вдребезги, стереть с лица земли
буржуазную, хотя бы и республикански
— буржуазную, государственную машину,
постоянную армию, полицию, чиновничество,
заменить их более демократической,
но все еще государственной
Здесь «количество переходит
в качество»: такая степень демократизма
связана с выходом из рамок
буржуазного общества, с началом
его социалистического
Если действительно все участвуют в управлении государством, тут уже капитализму не удержаться.
И развитие капитализма, в свою очередь, создает предпосылки для того, чтобы действительно «все» могла участвовать в управлении государством.
К таким предпосылкам принадлежит
поголовная грамотность, осуществленная
уже рядом наиболее передовых
капиталистических стран, затем
«обучение и дисциплинирование»
миллионов рабочих крупным, сложным,
обобществленным аппаратом
При таких экономических
предпосылках вполне возможно немедленно,
с сегодня на завтра, перейти к
тому, чтобы, свергнув капиталистов и
чиновников, заменить их — в деле
контроля за производством и
Учет и контроль — вот
главное, что требуется для «налажения»,
для правильного
Все граждане превращаются здесь в служащих по найму у государства, каковым являются вооруженные рабочие. Все граждане становятся служащими и рабочими одного всенародного, государственного «синдиката». Все дело в том, чтобы они работали поровну, правильно соблюдая меру работы, и получали поровну.
Учет этого, контроль за этим упрощен капитализмом до чрезвычайности, до необыкновенно простых, всякому грамотному человеку доступных операций наблюдения и записи, знания четырех действий арифметики и выдачи соответственных расписок.
Когда большинство народа начнет производить самостоятельно и повсеместно такой учет, такой контроль за капиталистами (превращенными теперь в служащих) и за господами интеллигентиками, сохранившими капиталистические замашки, тогда этот контроль станет действительно универсальным, всеобщим, всенародным, тогда от него нельзя будет никак уклониться, «некуда будет деться».
Все, общество будет одной конторой и одной фабрикой с равенством труда и равенством платы.
Но эта «фабричная» дисциплина, которую победивший капиталистов, свергнувший эксплуататоров пролетариат распространит на все общество, никоим образом не является ни идеалом нашим, ни нашей конечной целью, а только ступенькой, необходимой для радикальной чистки общества от гнусности и мерзостей капиталистической эксплуатации и для дальнейшего движения вперед.
С того момента, когда все
члены общества или хотя бы громадное
большинство их сами научились управлять
государством, сами взяли это дело
в свои руки, «наладили» контроль за
ничтожным меньшинством капиталистов,
за господчиками, желающими сохранить
капиталистические замашки, за рабочими,
глубоко развращенными
Чем полнее демократия, тем
ближе момент, когда она становится
ненужной. Чем демократичнее «
Ибо когда все научатся
управлять и будут на самом
деле управлять самостоятельно общественным
производством, самостоятельно осуществлять
учет и контроль тунеядцев, баричей,
мошенников и тому подобных «хранителей
традиций капитализма», — тогда
уклонение от этого всенародного
учета и контроля неизбежно сделается
таким неимоверно трудным, таким
редчайшим исключением, будет сопровождаться,
вероятно, таким быстрым и серьезным
наказанием (ибо вооруженные рабочие
— люди практической жизни, а не
сентиментальные
И тогда будет открыта
настежь дверь к переходу от первой
фазы коммунистического общества к
высшей его фазе, а вместе с тем
к полному отмиранию
Информация о работе Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции