Антибольшевистские правительства России в 1917-1920 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я проведу анализ сил, которые внутри нашей страны противостояли большевикам и выясню, по каким причинам эти силы потерпели поражение. Таким образом, можно выделить следующие задачи, которые я поставил перед собой перед написанием курсовой работы:
1. Обзор антибольшевистских сил внутри страны и анализ их деятельности
2. Анализ взаимоотношений сил, противостоящих большевикам
3. Анализ социальной сферы и отношение народа к антибольшевистским силам в период Гражданской войны
4. Изучение причин, по которым антибольшевистские силы не смогли выстроить собственную социально-политическую систему
5. Анализ хозяйственного сектора страны в областях, находящихся под контролем антибольшевистских сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 3

ГЛАВА 1. Государственная система в 1917 - 1920 гг. ……………... 5
1.1 Образование трёх систем власти и управления ……............ 7
1.2 Государственно-охранительная управленческая линия белого движения …………………………………………………………………. 14

ГЛАВА 2. «Третий путь» в государственном управлении …………. 24

ГЛАВА 3. Русское политическое совещание ………………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………. 55

Работа содержит 1 файл

курсовая0.docx

— 91.15 Кб (Скачать)


 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

Антибольшевистские правительства  России  
в 1917-1920 гг.

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  курса

группы № 

факультета 

 

Проверил:

дата сдачи:

оценка:     

Подпись руководителя:   

 
 

Санкт-Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  .............................................................................................    3

 

ГЛАВА 1. Государственная система в 1917 - 1920 гг.  ……………...   5

1.1 Образование  трёх систем власти и управления  ……............   7

1.2  Государственно-охранительная управленческая линия белого движения  ………………………………………………………………….  14

 

ГЛАВА 2. «Третий путь» в государственном управлении ………….  24

 

ГЛАВА 3. Русское политическое совещание …………………………  36

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………      52

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….     55

 

 

 

 

 

 

Введение

События, которые происходили в  нашей стране в начале ХХ века можно  назвать одними из самых поворотных во всей Отечественной истории. Резкий удар по стране в виде революций  и прихода к власти новых, большевистских сил, первой мировой войны, гражданской войны сильно подкосили русский народ, но и позволили в середине века создать великую державу, которая, однако, долго не просуществовала.

В данной работе я проведу анализ сил, которые внутри нашей страны противостояли большевикам и выясню, по каким причинам эти силы потерпели поражение. Таким образом, можно выделить следующие задачи, которые я поставил перед собой перед написанием курсовой работы:

1. Обзор антибольшевистских сил внутри страны и анализ их деятельности

2. Анализ взаимоотношений сил,  противостоящих большевикам

3.  Анализ  социальной сферы и отношение  народа к антибольшевистским  силам в период Гражданской  войны

4. Изучение причин, по которым  антибольшевистские силы не смогли  выстроить собственную социально-политическую  систему

5. Анализ хозяйственного сектора  страны в областях, находящихся  под контролем антибольшевистских  сил.

6. Изучение личностных характеристик  руководителей «оппозиционных»  сил.

Период 1917 – 1920 годов является наиболее интересным с точки зрения науки  истории, так как события данного  периода являются одними из самых  жестоких и неоднозначных за всю  истории России. Например, историк  Г.А. Трукан пишет: «В стране сложилась парадоксальная ситуация: потерпевшие поражение на выборах большевики продолжали управлять Россией от имени меньшинства народа, а партия эсеров, получившая вотум доверия большинства избирателей, тщетно пыталась взять власть у побежденных мирным парламентским путем.»[17]

С другой стороны, данный период является одним из самых сложных для  изучения: несмотря на то, что они  происходили относительно недавно  по меркам истории, в советское время  партийными историками были сильно искажены реальные события, из-за чего сейчас современным  историкам приходится практически  «с нуля» восстанавливать реальные, достоверные факты 1917-20х годов. Например: в нашей литературе многие годы доказывалось, что народные массы встретили с одобрением действия большевиков, которые, отстаивая монополию своей партии на власть, прибегли к насилию и разогнали Учредительное собрание. На самом деле разгон Учредительного собрания не приняла значительная часть населения страны, возлагавшая на демократически избранное учреждение большие надежды. Эта акция вызвала и ожесточенное сопротивление других социалистических партий, которые объединились с белым движением в антибольшевистскую коалицию для вооруженной борьбы против ленинского правительства.

Историки еще не оценили в  полной мере влияние Гражданской  войны на формирование тоталитарной линии в развитии российского  общества и политического строя, на весь ход исторического развития СССР. То, что она приобрела столь  разрушительные формы, зависело от трех основных сил: правительства Ленина, антибольшевистских правительств и  лидеров западных держав, поддержавших диктаторские режимы Деникина и Колчака. Общими усилиями насилие превращалось в универсальное средство решения  политических и экономических проблем, беспощадно выкорчевывались демократические  свободы. В результате тоталитаризм становился наиболее вероятной альтернативой  демократической политической культуре, которую отстаивали умеренные социалисты.

Изучение истории антибольшевистского  Сопротивления прошло сложный и  противоречивый путь. Советские историки были поставлены под жесткий идеологический контроль, в результате чего содержание многих монографий и сборников документов определялось главной задачей - дискредитацией политических противников большевизма. Историки не могли выйти за пределы  установок, согласно которым все  политические партии, включая и социалистические, делились только на две категории - революционные и контрреволюционные.

Несмотря на сложность вопроса, многие историки и в советское  время, и после развала СССР, пытались дать наиболее правильное и правдивое  определение событиям после революции 1917 года и беспристрастно оценить  деятельность антибольшевистских сил.

Свою работу я построил на анализе  и синтезе некоторых наиболее интересных для меня исторических трудов. В первую очередь это монография Г.А. Трукана «Антибольшевистские правительства России». В данной работе автор даёт независимую оценку деятельности противников большевиков в период гражданской войны и трезво оценивает причины их неудач. Также я посчитал важным ознакомиться с субъективным мнением об устройстве государственного управления в годы гражданской войны. Для этого мной были изучены мемуары А. И. Деникина [8], который оставил яркий след в отечественной истории не только как боевой генерал, участник трех войн начала XX столетия, но и как талантливый писатель, мемуарист, поведавший современникам и потомкам о драматических событиях, активным участником которых ему довелось быть.

Не менее важной в истории  рассматриваемого мной периода является фигура Александра Васильевича Колчака, который в разгар Гражданской войны возглавил "белое" государство, объединившее Сибирь, юг и север России и боровшееся против большевиков. На этом посту он потерпел поражение и погиб. Изучить личность Колчака и проанализировать его деятельность как управленца мне помогла монография известного историка П.Н.Зырянова, который попытался воссоздать подлинный облик Адмирала, осмыслив большой массив исследований и источников.[11]

Создание антибольшевистских правительств на Востоке России в 1918 г. представляло собой попытку найти выход ("третий" путь) из тяжелейшего общенационального  кризиса. Особое место в истории  антибольшевистского движения периода "демократической контрреволюции" на Востоке России занимают Западно - Сибирский Комиссариат, Временное Сибирское правительство, Временное областное правительство Урала, Временное Всероссийское правительство (Уфимская Директория). Для ознакомления с современным подходом к изучению антибольшевистских сил я ознакомился с диссертацией кандидата исторических наук Салазниковой С.С. «Антибольшевистские правительства Сибири и Урала в период "демократической контрреволюции" : Январь-ноябрь 1918 г.», которая была защищена в Екатеринбурге в 2005 году. [20]

В диссертации наиболее чётко и  ясно проанализированы труды Советских  и Российских историков, архивные документы  и воспоминания участников событий  Гражданской войны; также хорошо описывается работа «Комуча» — Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания — первого антибольшевистского всероссийского правительства России, организованного 8 июня 1918 года в Самаре членами Учредительного собрания, не признавшими разгон Собрания декретом ВЦИКа 6 января 1918 года.

Остальные представленные мной источники  литературы использовались для сравнения  информации, дополнения моей работы конкретными  историческими фактами и оценки отношения различных авторов  к событиям 1917 – 1920 годов.

 

 

Глава 1. Государственная система в 1917 – 1920 гг.

1.1 Образование трех систем власти и управления

После победы Петроградского вооруженного восстания Советская власть упрочилась относительно мирно на значительной территории бывшей империи. Однако антибольшевистские силы, опиравшиеся на поддержку армий 14 иностранных государств, продолжали удерживать значительные территории. Летом — осенью 1918 г. в разоренной войной и голодом России в борьбе за власть противостояли три класса (буржуазия, пролетариат, средние слои). На территории огромной страны сформировались три системы власти и управления. Республика Советов, где правящая партия Ленина осуществляла диктатуру пролетариата, превратила страну в единый военный лагерь, поставив под ружье, подчинив комиссарам и командирам рабочих и крестьян. Буржуазно-помещичий белогвардейский лагерь («деникия», «колчакия»), опиравшийся на поддержку иностранных союзников, практиковавший диктатуру военных в самой суровой и жестокой форме с целью утверждения в России монархии на «квазиконституционной» основе. На просторах Сибири, Севера и Поволжья свою диктатуру стремились установить и средние слои (трудовое крестьянство, ремесленники, торговцы). Во главе с эсеровскими правительствами они поставили задачу создать в России парламентскую республику, которую должно было утвердить Учредительное собрание. Они боролись против реакции «справа» и «слева», отмечая при этом отход кадетов от буржуазного парламентаризма, и критиковали большевиков за их «социалистический эксперимент», за жесткую и жестокую диктатуру. Умеренные социалисты начали строительство контрактной наемной армии, восстанавливали неклассовыс учреждения буржуазного парламентаризма (рабочие конференции, крестьянские съезды и др.).

Формирование  новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском  съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было зарегистрировано 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика и др.). В ходе работы съезда его состав изменился: собрание покинули представители бундовцев, правых эсеров и часть меньшевиков, а большевики получили дополнительно  более 80 голосов за счет прибытия опоздавших. В написанном В.И. Лениным обращении  «Рабочим, солдатам и крестьянам!»  было зафиксировано взятие власти съездом  и переход власти к Советам  на местах.

Съезд сформировал новые органы власти. Они были определены в следующем  виде. Верховным органам власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между  съездами функции этого органа возлагались  на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября сменил Я.М. Свердлов. ВЦИК создавал отделы, которым  принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения  его состава.

Съезд сформировал правительство —  Совет народных комиссаров. Отличительной  чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Левые эсеры и меньшевики-интернационалисты  отказались войти в правительство, стремясь к созданию широкой социалистической правительственной коалиции. Однако блок большевиков с левыми течениями  осенью 1917 г. сложился как блок «низов»  этих партий, самочинно решающий коренные вопросы революции, хотя «в верхах»  партий он еще заключен не был. Большевики продолжали переговоры с левыми эсерами  о формировании коалиционного правительства, но поскольку последние колебались, то Совнарком был сформирован из одних большевиков при многопартийном ВЦИКе в следующем составе:1

Председатель Совета — В.И. Ленин (Ульянов)

народные комиссары:

  • по внутренним делам — А.И. Рыков
  • земледелия — В.П. Милютин
  • труда — А. Г. Шляпников
  • по делам военным и морским — комитет в составе:
  • В. А. Овсеенко (Антонов), Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко;
  • по делам торговли и промышленности — В.П. Ногин;
  • народного просвещения — А.В. Луначарский
  • финансов — И.И. Скворцов (Степанов)
  • по делам иностранным — Л.Д. Бронштейн (Троцкий)
  • юстиции — Г.И. Оппоков (Ломов)
  • по делам продовольствия — И.А. Теодорович
  • почты, телеграфов — Н.П. Авилов (Глебов)
  • председатель по делам национальностей — И.В. Джугашвили (Сталин)

Старшим членам Советского правительства  было 47 лет (В.И. Ленин, И.И. Скворцов-Степанов), а младшим — 28 (П. Е. Дыбенко) и 29 (Г.А. Оппоков). Все они уже имели  значительный опыт нелегальной и  легальной революционной деятельности, многие знали по нескольку иностранных  языков, имели свои труды и свои подходы к управленческим проблемам. II Всероссийский съезд Советов  принял Декрет о мире. В нём Советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам с предложением начать немедленные переговоры о заключении демократического мира без аннексий и контрибуций.


1. Политические деятели России 1917: Биогр. словарь / Гл. ред. П.В. Волобуев. С.98

Советская власть не смогла бы упрочиться без  решения коренного вопроса революции  — вопроса о земле. При работе над Декретом о земле Ленин  использовал эсеровский наказ о  «социализации земли», составленный на основании 242 местных крестьянских наказов, и целиком включил его  раздел «О земле» в текст декрета. Таким образом, сами крестьяне решили аграрный вопрос. В наказе содержалось  требование отмены частной собственности  на землю. Согласно Декрету о земле  помещичьи земли конфисковывались без выкупа и передавались в пользование  крестьянам, делились по принципу уравнительного землепользования (т.е. поровну, по трудовой норме — по количеству работников в семье, которые могли обрабатывать надел, или по потребительской норме  — по числу едоков в семье).

Это был удар по феодальной собственности  помещиков, решительный шаг в  развитии фермерского хозяйства. Победил  общинный принцип распределения  земли, который означал изъятие  ее из торгового оборота и уравнительный  раздел земствами (Советами) между крестьянами.

Деревня того времени была в основном бедняцкой  и середняцкой, и Декрет о земле  привлек все крестьянство на сторону  революции. Он был актом буржуазной революции, был выгоден всему  крестьянству, в том числе и  кулачеству. Вместе с тем декрет был предложением компромисса большевиков  партии левых эсеров, поскольку включал  положение их программы о социализации земли. Это был весомый аргумент к приглашению левых эсеров в  большевистское правительство, одной  из задач которого было претворение  Декрета о земле в жизнь.

Переговоры  большевиков с левыми эсерами  завершились к 10 декабря 1917 г. В состав СНК вошли семь представителей партии левых эсеров: В.А. Алгасов — нарком внутренних дел, Н.Ф. Измайлов — нарком по дворцам республики; В.А. Карелин — нарком имуществ республики, А. Л. Колегаев — земледелия; Михайлов — по военным и морским делам; П. П. Прошьян — почт и телеграфов; В.Е. Трутовский — по городским и земским самоуправлениям; Н.Э. Штейнберг — юстиции. В остальных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегий. Посланцы партии левых эсеров были введены также в состав других центральных учреждений Советского государства.

Информация о работе Антибольшевистские правительства России в 1917-1920 гг