Экономические преобразования Петра I: реформирование внешней торговли и денежной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

Пётр Великий – одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир.

Содержание

Введение 3

1. Личность Петра I 4

1.1. Становление личности Петра I 4

1.2. Пётр I − государь 10

1.3. Пётр I в последние годы жизни 17

2. Реформирование денежной системы. 20

2.1. «Россию поднял на дыбы» 20

2.2. Финансовое хозяйство, перечеканка монет. Финансовое ведомство 24

2.3. Введение подушной подати 27

3. Реформирование внешней торговли 29

3.1. Развитие торговли 29

3.2. Таможенная политика Петра I 32

Заключение 35

Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории экономике.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

  В 1703-1706 годах за Ратушей стали появляться недоимки: это грозило существованию  армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку  монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным  государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые монеты. До того времени в России были в ходу только деньги, равнявшиеся полукопейке. Сто таких копеек составляли рубль. Пётр I ввёл разменную медную монету – денежки, полушки и полуполушки и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятачки, трёхкопеечники, причём вес этих денег уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда вернули в приказы их деньги новой монетой с наддачей в 10% - «по гривне на рубль».

  Прибыль от монетной реформы сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка немного  облегчила положение финансов в  стране, но вскоре появилось множество  проблем: цена русской монеты упала  почти на половину, а цены всех товаров  поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все  окладные платежи.

  Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул  к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого  в 1705 году было учреждено новое ведомство  – Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым.

  Появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и ”ходячих” продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

  В 1700 г. были обложены все дома в Москве на 25 % — то есть надо было платить  с них казне четверть валового дохода. Этот налог платился с домов  даже и после пожара. В том же году обложен был помол муки на мельнице, и даже хлеб, принадлежавший хозяину мельницы. В 1704 г. отданы были на откуп все торговые бани и обложены налогом все бани, принадлежавшие частным лицам смотря по званию владельца, например, с боярской бани 3 руб. в год и т.д.

  Налогообложению при Петре подвергались и религиозные  верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев. Вообще на присоединенные районы с населением нерусской национальности налагался большой ясачный сбор, взимаемый и деньгами и различными продуктами.

  1705 год был особенно труден для  Петра I в финансовом положении:  происходило переустройство армии,  формировались драгунские и новые  пехотные полки, шла полным  ходом перестройка балтийского  флота. Поэтому введение новых  монет и налогов не могли  полностью решить финансовых  проблем. Тогда Пётр прибегнул  к монополизации – взятие в  исключительное право государства  продажи некоторых товаров сбыта  как внутри страны, так и за  границу. Указом 1 января 1705 года  была монополизирована продажа  соли и стали продавать её  вдвое дороже той цены, по которой  доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в  среднем 10 ½ копеек за пуд  соли. Вместе с солью была монополизирована  продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего  жира, ворванного и квашеного  сала, щетины. Была значительно расширена  торговля казёнными товарами.

  Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров  и там продавать, чтобы на вырученные за границей деньги покупать иностранные  товары. В главе всей этой казённой торговли стал с 1705 года Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, продававшие русские  казённые товары и исполнявших требования русского правительства по закупке  иностранных товаров. 

    1.   Финансовое хозяйство, перечеканка монет. Финансовое ведомство

  Для лучшего удовлетворения военных  нужд Пётр I передал финансовое хозяйство  учреждённым им в 1708 году губернаторам. Эта мера значительно подорвала  значение Ратуши как центрального финансового  ведомства. В 1710 и 1711 годах Пётр созвал съезды губернаторов, воевод и бурмистров по городам. На этих съездах были выяснены и разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. В результате нового устройства перестали существовать Ратуша и последние приказы, которые ведали отдельными местностями страны. Основной чертой новой финансовой организации было распределение содержания полков по губерниям. При этом губерния должна была поставлять не только деньги, но и рекрутов. При каждом полку находился комиссар от губернии, содержавший этот полк.

  Так как денег в казне и при  новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми  средствами – перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, заменив её медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам  жизни Петра I медная монета полностью  вытеснила из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах.

  Со  времени учреждения коллегий во главе  финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё  возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных  расходов по:

  1. по дворам;
  2. по кабинетной сумме (по государевым нуждам);
  3. по штатам коллегий;
  4. по штатам всех высших и низших судов;
  5. по гвардии и пехоте;
  6. по кавалерии;
  7. по артиллерии;
  8. по фортификации;
  9. по генералитету;
  10. по адмиралтейству;
  11. по губернскому и провинциальному управлению;
  12. по церквям, просвещению, благотворительности;
  13. по общественным постройкам;
  14. по медицине;
  15. по дипломатии.

  Составив  по этим пунктам смету, Штатс-контора  вычисляла, сколько придётся расхода  по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с  доходами провинции. Недостаток сбора  в одной провинции Штатс-контора  покрывала излишком в другой. Все  излишки против сметы из провинций  должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам  доход собирался особыми чиновниками  – камерирами, находившиеся в ведении  Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи –  казначейства.

  Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы  надзирать и управлять окладными  и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в  ведении Камер-коллегии состояла гражданская  счётная контора, занимавшаяся всеми  делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы  также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор  камер-архива, директор и инспектор  над межевщиками, комиссар подрядных  дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения  о промедлении в поступлении  сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.

  К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией  относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.

  Во  главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный  взыскивать все подати.

    1.   Введение подушной подати

  С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось, прежде всего, в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны – полезных ископаемых.

  Наряду  с этими проблемами снова был  поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ёще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

  Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме  кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого  человека путём деления суммы  доходов на количество душ.

  Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы  европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

  С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия – пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра – до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

  Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные  социальные последствия, распространив  податную повинность на ранее свободные  от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и  одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные  крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда  не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной  – между ревизиями умершие  не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

Информация о работе Экономические преобразования Петра I: реформирование внешней торговли и денежной системы