Этология конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Применение этологического подхода в конфликтологии помогает в объяснении природы конфликтов, дает их эволюционную перспективу. В конфликтологии очень важным моментом, по существу – ключевым, является анализ конфликта и поведения человека в нем. Для более полного представления о конфликте и возможных способах его разрешения необходимо понять движущие человеком мотивы, причины того или иного его поведения, что и будет являться целью данной работы. Этология человека как раз и раскрывает нам механизмы поведения, объясняет его возникновение и развитие.
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты конфликтологии 4
1.1 Природа конфликта 4
1.2 Типы и причины конфликта 6
1.3 Последствия конфликта 11
2. Этологический подход к конфликтам 13
2.1. Этология как наука 13
2.2. Агрессивность 15
2.3. Демонстративное поведение 19
2.4. Иерархия 26
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая история.docx

— 66.20 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение 3

1. Теоретические аспекты конфликтологии 4

1.1 Природа конфликта 4

1.2 Типы и причины конфликта 6

1.3 Последствия конфликта 11

2. Этологический подход к конфликтам 13

2.1. Этология как наука 13

2.2. Агрессивность 15

2.3. Демонстративное поведение 19

2.4. Иерархия 26

Заключение 32

Список используемой литературы 33 

 

Введение

 

     Применение  этологического подхода в конфликтологии помогает в объяснении природы конфликтов, дает их эволюционную перспективу. В  конфликтологии очень важным моментом, по существу – ключевым, является анализ конфликта и поведения человека в нем. Для более полного представления  о конфликте и возможных способах его разрешения необходимо понять движущие человеком мотивы, причины того или иного его поведения, что и будет являться целью данной работы. Этология человека как раз и раскрывает нам механизмы поведения, объясняет его возникновение и развитие.

     Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались  с различных позиций - с точки  зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие  в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее  налицо явный прогресс, и сегодня  мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо  больше, чем даже десятилетие назад.

 

1. Теоретические аспекты конфликтологии

1.1 Природа конфликта

     Конфликт  - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности и государства, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

     Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется  множество определений. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или  устранения соперника.

     Это определение раскрывает конфликт в  большей степени с социологической  точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных  социальных групп.

     В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит  также социологический характер. Конфликт - это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [4, с.41-42]

       Важно различать «объект» и «предмет» конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

     Чаще  всего конфликт ассоциируют с  агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его  следует немедленно разрешать, как  только он возникает.

Каждый  конфликт имеет пространственные и  временные характеристики. Пространственные характеристики конфликта - сферы возникновения  и проявления конфликта; условия  и повод возникновения; результат  конфликта; средства и действия, которые  используют субъекты конфликта. Временные  характеристики представлены такими параметрами, как длительность, частота, повторяемость  конфликта, продолжительность участия  в конфликте каждого из субъектов, а также временные параметры отдельных этапов. [18, c.144]

     Конфликт  имеет явные и скрытые (латентные) функции. В общем, под функцией конфликта  понимается та роль, которую выполняет  конфликт по отношению к обществу и его различным структурным  образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

     Явные функции конфликта характеризуются  тем, что его последствия совпадают  с целями, которые провозглашали  и преследовали оппоненты конфликта. Например, победа служащих в их конфликте  с администрацией, если они преследовали именно эту цель.[2, c.35]

     Скрытые (латентные) функции конфликта - такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, например служащие, требовавшие от начальства изменения графика работы, и добившись некоторого реформирования, и не предполагали, что будут вновь требовать восстановление старого режима.[4,c.9-10]

     Роль  конфликта, в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения  конфликтной ситуации. В зависимости  от того, насколько эффективно будет  управление конфликтом, его последствия  станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность  будущих конфликтов: устранит причины  или создаст их.

1.2 Типы и причины  конфликта

     Общество  как целостное образование характеризуется сложной системой отношений - экономических, социальных, политических, нравственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают препятствия на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми, рождает напряжение, кризисные ситуации с сознательным противоборством, конфликты.

     Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные  следствия.

     В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

     Реалистические  конфликты вызваны неудовлетворением  определенных требований участников или  несправедливым, по мнению одной или  обеих сторон, распределением между  ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

     Нереалистические  конфликты имеют своей целью  открытое выражение накопившихся отрицательных  эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного  результата, а самоцелью.

     Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно  значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и  требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.[3, c.48]

     Нереалистические  конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической  атмосферы, повышение психологической  культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции  эмоциональных состояний в общении.

     Существуют  пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой; социальный.

     Внутри  личностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

     Внутри  личностные конфликты, связанные с  работой в организации, могут  принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм —  это ролевой конфликт, когда различные  роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек  должен вечера проводить дома, а  положение руководителя может обязать  его задержаться на работе. Причиной конфликта является рассогласование  личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

     Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

     Конфликт  между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

     Межгрупповой  конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

     Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

     Межгрупповые  конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.

     Социальный  конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга [9, 10, 11].

     Таким образом, социальный конфликт — это  сложное явление, включающее несколько  аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.

     Этот  момент тесно связан с выяснением причин и природы конфликта.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.[8,c.63]

Информация о работе Этология конфликта