Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена не только научными целями и задачами, то есть необходимостью изучения одной из важнейших страниц истории отечественного государства и права, но и потребностями практики. Современное состояние российской государственности стимулирует поиск новых, более совершенных форм организации публичной власти, способных адекватно отвечать на вызовы времени, обеспечивать права и законные интересы и потребности как отдельного человека, так и общества в целом.

Содержание

Введение 2 с.
Глава 1
Исторические условия эволюции государственной системы: 4 с.
1. экономическое развитие 8 с.
2. социальная структура общества 5 с.
3. основные направления внешней политики 10 с.
Глава 2.
Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах. 12 с.
1. форма государства 13 с.
2. верховная власть 16 с.
3. высшие органы центрального управления 21 с.
4. органы центрального отраслевого управления 25 с.
5. административно-территориальное деление 30 с.
6. органы местного управления 32 с.
7. вооружённые силы 35 с.
8. церковь 36 с.
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИОГП.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

   Сочетание всех видов гнёта — помещичьего, капиталистического, национального — с политическим деспотизмом самодержавия делало невыносимым положение народных масс и придавало классовым противоречиям в России особую остроту.  

  «Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914), — писал Ленин, — обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до.. последней черты», раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее, все зверство семьи Романовых — этих погромщиков, заливших Россию кровью евреев, рабочих, революционеров…» 1  

2. Экономическое развитие

          На рубеже 19—20 вв. Россия почти одновременно с передовыми капиталистическими странами вступила в империалистическую стадию развития капитализма. Господствующее положение в её промышленности заняли монополистические объединения («Продамет», «Трубопродажа», «Продуголь», «Продвагон» и др.). К началу 1-й мировой войны 1914—18 в России действовало свыше 150 монополий. Они подчинили себе все основные отрасли промышленности. Появились монополистические объединения типа трестов, финансовых групп (например, концерны И. И. Стахеева, Н. А. Второва), обороты которых выражались в миллиардах руб. Ленин писал: «Число крупнейших акционеров ничтожно; роль их, как и общая сумма богатства у них, — громадна» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 109). Наряду с промышленными монополиями возникали крупные банковые объединения (Русско-Азиатский, Петербургский международный коммерческий, Азовско-Донской и др. банки). 12 наиболее крупных банков сосредоточивали в своих руках до 80% всех банковских средств. По уровню концентрации банков Россия стояла впереди главных капиталистических стран. Банковский капитал сращивался с промышленным, возникал финансовый капитал, который всё более завоёвывал важные позиции в экономике России. Происходило также сращивание государственного аппарата и капиталистических монополий. Одновременно происходил процесс перерастания монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, ускорившийся во время войны потребностями мобилизации и регулирования экономики страны для военных нужд. Возникли государственные органы регулирования, которые стремились централизовать управление многими отраслями промышленности. 

   Экономика России находилась в значительной зависимости от иностранного финансового капитала. Несмотря на крупные успехи промышленности, транспорта, банковского дела, Россия продолжала оставаться аграрной страной, отсталой в технико-экономическом отношении по сравнению с США, Англией, Германией, Францией. Она занимала 5-е место среди великих держав.

       Советская власть, придя к власти, ликвидировала остатки феодальных отношений, сословности и неравноправий во всех областях общественной жизни. В целях освобождения страны от кабальной финансовой зависимости декретом ВЦИК1 от 21 января (3 февраля) 1918 были аннулированы иностранные и внутренние займы, заключённые царским и буржуазным Временным правительством. Была проведена национализация торгового флота 23 января (5 февраля) 1918, внешней торговли (22 апреля 1918), частных железных дорог (4 сентября 1918). 28 июня 1918 издан декрет о национализации всей крупной Одновременно с ликвидацией помещичьего землевладения как основы феодальных пережитков были изданы декреты об отмене сословий, чинов и установлении единого гражданства 10(23) ноября, о равноправии женщин и гражданском браке 18(31) декабря, об отделении церкви от государства и школы от церкви 20 января (2 февраля) 1918 и др. Советская власть приступила к социалистическим преобразованиям в области экономики. Вслед за национализацией земли, превращением её во всенародную собственность, переходом в руки Советской власти Государственного банка 14(27) ноября 1917 был принят декрет о введении рабочего контроля над производством и распределением. С ноября началась национализация так называемых казённых предприятий (Обуховский, Балтийский, Ижорский и др. заводы), железных дорог и многих частных предприятий. На государственную и хозяйственную работу были направлены опытные партийные деятели, передовые рабочие. Для руководства народным хозяйством 2(15) декабря был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).1 

3. Основные направления внешней политики

            Россия вовлечённая в первую мировую войну (Германией 1 августа 1914 года и Австро-Венгрией 6 августа)  несла огромные потери и поражения на фронтах. Нота министра иностранных дел П. Н. Милюкова 18 апреля (1 мая) о стремлении Временного правительства продолжать войну «до победного конца» вызвала возмущение и послужила поводом к открытому антиправительственному выступлению революционных масс. 20—21 апреля (3—4 мая) рабочие и солдаты Петрограда (около 100 тыс. чел.), а вслед за ними и др. городов, руководимые большевиками, провели демонстрации под лозунгами: «Долой войну!», «Вся власть Советам!». По решению ЦК РСДРП(б) 11 января 1918 года была одобрена резолюция Троцкого: «Войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем».  Совнарком РСФСР в ночь на 19 февраля направил правительству Германии радиограмму о согласии подписать мир. Однако немецкие подвижные отряды продолжали наступление, несмотря на упорное сопротивление, оказанное им на псковском, валкском и ревельском направлениях силами отдельных частей русской армии, красногвардейских отрядов и частей формируемой красной Армии. Впоследствии события на фронте развивались стремительно и не в пользу советской России. В Брест – Литовске возобновились мирные переговоры. 3 марта российская делегация, которою возглавил большевик Г. Я. Сокольников, подписал мирный договор с Четверным союзом. На 4 чрезвычайном Всероссийском съезде советов 15 марта договор был ратифицирован абсолютным большинством голосов.

               В конце мая 1918 года  обострилась обстановка на востоке страны, где находились части отдельного Чехословацкого корпуса. В ночь на 26 мая чехословацкие части предприняли  вооружённое наступление и вскоре совместно с белогвардейскими  формированиями захватили почти всю транссибирскую магистраль. С целью поддержки  чехословаков  и установления контроля над Сибирью Верховный совет Антанты 2 июля 1918 принял решение о начале широкой интервенции в России. Иностранная военная интервенция и Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде способствовали разгоранию Гражданской войны на территории бывшей Российской империи. Победа социалистической революции в Петрограде и Москве положила начало триумфальному шествию Советской власти по всей стране. ЦК РСДРП (б) во главе с Лениным и все местные партийные организации руководили борьбой за установление Советской власти на местах. В большинстве районов установление Советской власти прошло быстро и мирным путём. 
 
 

Глава 2 Эволюция государственности в 1918-1920 годах

                Советский государственный аппарат, законодательно оформленный Конституцией РСФСР 1918 г., был организован и действовал на принципах, выработанных В. И. Лениным. «Сущность Советской власти, — писал он, — состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализмом. . .».1

              Коммунистическая партия строила  советский государственный аппарат на основе равноправия национальностей — принципа, выдвинутого В. И. Лениным и получившего законодательное закрепление в одном из первых актов Советской Республики — «Декларации прав народов России». Декларация провозгласила равенство и суверенность народов России; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Полное выражение принцип равноправия национальностей получил в ст. 22 Конституции РСФСР 1918 г.,

              В результате победы Октябрьской революции Коммунистическая партия стала правящей партией, а рабочий класс из угнетённого и эксплуатируемого стал господствующим классом, было создано новое государство — государство диктатуры пролетариата. Первой задачей социалистической революции был слом старой государственной машины и строительство нового, Советского государства. Разбив буржуазно-помещичье государство с его армией, прокуратурой, судом, полицейским и чиновничье-бюрократическим аппаратом, революция лишила эксплуататорские классы и их партии сильнейшего средства в борьбе за реставрацию старых порядков. 

     Новое, Советское государство явилось основным орудием защиты завоеваний революции от внутренней и внешней контрреволюции, орудием борьбы за построение социалистического общества. Советское правительство опиралось в своей деятельности на Советы, ставшие государственной формой диктатуры пролетариата, на солдатские, военно-революционные, фабрично-заводские комитеты, на профсоюзы, отряды Красной Гвардии, революционные полки, на величайшую творческую энергию рабочих, революционных солдат и крестьян, революционную интеллигенцию. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совнаркоме.  

1. Форма государства 

     Россия представляет собой особую  цивилизацию, выработавшую на  протяжении  веков  свой  собственный,  не  повторяющийся  в других  цивилизациях  способ  сосуществования  народов.   В   России   любое изменение общественного устройства  является  национальной  проблемой  и  не может  быть  сведено  лишь  к  политической,  социальной  или  экономической стороне. С другой стороны, решение любой проблемы национальной политики  в России   реализуется   через   изменения   государственного   устройства, экономического или социального порядка.

      Октябрьская революция уничтожила  ту  форму государственного  единства, которая существовала в Российской Империи и не была сколько- нибудь  серьезно преобразована буржуазным Временным Правительством.

     Уже в первые месяцы после Октября возникают две исторические тенденции: изменение территории России в сторону некоторого её уменьшения и формирования Советской Федерации.

     То  и  другое  опиралось  на  провозглашённое  революцией  право  наций   на самоопределение.                                                        

Возникновение новых республик.

          Вскоре   после    Октябрьской    революции некоторые  народы  высказали  свои  пожелания  реализовать  своё  право   на самоопределение  в  форме  отделения  от  России,  опираясь   на   Советские конституционные акты, среди которых центральное место занимает «Декларация прав народов России», принятая в начале ноября 1917 года.

     В декабре 1917 года свое право на самоопределение, в форме отделения

от России использовала Финляндия. Соответствующее  решение было  принято  без проволочек. «Так Финляндия, получившая в XIX веке государственность  из  рук царской России, теперь получила независимость из рук России советской».1

     Подтвердило советское правительство и право Польcкого  народа  на

самоопределение. Однако польское государство в тот  период не  было  создано, так как территория Польши находилась под немецкой оккупацией.

      В  июне  1918  года  съезд   тувинского  населения  приняли   решение  о

самостоятельности Тувы. Несколько позже здесь  сложилась  не  буржуазная,  а народное государство, переходная к социалистическому.

      Провозгласила свою независимость украинская  республика.  Она  явилась  исторически второй советской независимой республикой.

      “Возникновение советской Украины  не  означало  ее  отрыва  от  России,

хотя  правовое  положение  республики  в  тот  период  не  было  еще   точно

определено. С одной стороны, она мыслилась  как  независимая,  находящаяся  в федеративной связи на основах равенствах, а с другой стороны, признала  себя частью России, подобно автономным государствам.

      При всех условиях украинского  народа единению  советской  России  была выражена совершенно четко. 1 

Создание  Российской Федерации

         Провозглашение Советской властью   права  наций  на  самоопределение

создавало возможность изменения не только территории России, но и  формы  её государственного единства. Фактически Российская Советская  Республика  была унитарным  государством.   Шли   поиски   новых   форм   административно-территориального устройства России.

        Практическое строительство Российской  Федерации  развернулось  после III съезда Советов. Оно пошло по линии  создания  автономных  единиц  внутри РСФСР. Самой   крупной   из   первых   автономных   республик    явилась Туркестанская АССР.

         В начале 1918 года  на  территории  РСФСР  возникли  также  Кубано-Черноморская, Донская и Таврическая автономные республики.

Информация о работе Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах