Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена не только научными целями и задачами, то есть необходимостью изучения одной из важнейших страниц истории отечественного государства и права, но и потребностями практики. Современное состояние российской государственности стимулирует поиск новых, более совершенных форм организации публичной власти, способных адекватно отвечать на вызовы времени, обеспечивать права и законные интересы и потребности как отдельного человека, так и общества в целом.

Содержание

Введение 2 с.
Глава 1
Исторические условия эволюции государственной системы: 4 с.
1. экономическое развитие 8 с.
2. социальная структура общества 5 с.
3. основные направления внешней политики 10 с.
Глава 2.
Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах. 12 с.
1. форма государства 13 с.
2. верховная власть 16 с.
3. высшие органы центрального управления 21 с.
4. органы центрального отраслевого управления 25 с.
5. административно-территориальное деление 30 с.
6. органы местного управления 32 с.
7. вооружённые силы 35 с.
8. церковь 36 с.
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИОГП.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

        Становление   Российской   Федерации   на   её   первом   этапе характеризовалось  определёнными  особенностями.  Образование   автономных советских республик в  1918  году  происходило  снизу  по  непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс,  руководимых местными  партийными  и советскими органами»  Образование республик по инициативе местных органов вело к тому,  что они создавались в рамках  прежних административно- территориальных единиц.1

         Единственной  формой  автономии   в  это  время  была  республика.

Правовое  положение  автономных  республик  1918  года  не  было  определено достаточно полно и четко.

         Автономные республики 1918  года  оказались  недолговечными.  Кроме Туркестанской, все они были захвачены интервентами и белогвардейцами,  и прекратили своё существования.  После освобождения  территорий  Северного Кавказа и Тавриды от интервентов и белогвардейцев, существовавшие  здесь в 1918 году советские республики не были             восстановлены, вместо  них  стали создаваться иные, основанные на первой Советской Конституцией, принятой 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов  новая страна провозглашалась Социалистической Федеративной Советской Республикой.

        Программа начала социалистического строительства была изложена Лениным в работе «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918).2 Неотложными общенародными задачами Ленин считал: организацию всенародного учёта и контроля, проведение хозрасчёта, борьбу за повышение производительности труда, организацию социалистического соревнования, воспитание новой, пролетарской дисциплины. Большое значение для победы власти Советов на окраинах страны имела Декларация прав народов России, принятая Совнаркомом 2(15) ноября 1917.3 Этим историческим актом Советское правительство положило конец национальному гнёту и провозгласило равенство и суверенность всех народов страны, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отменило национально-религиозные привилегии и ограничения, обеспечило свободное развитие всех наций, народностей и этнических групп, населяющих Россию 20 ноября (3 декабря)  

2. Верховная власть

           В ходе революции был осуществлен слом государственной машины буржуазно-помещичьей России и созданы органы первого в мире социалистического государства. Среди них важнейшее место занимают Всероссийские съезды Советов, ставшие высшим органом власти пролетарского государства. В их работе уже в первые годы Советской власти сложились те принципы и методы, которые получили закрепление и дальнейшее развитие в деятельности Верховных Советов Союза ССР и союзных республик, являющихся высшими органами власти Советского государства,  которые коренным образом отличают их от буржуазных представительных учреждений. Борьба за власть Советов в центре и на местах являлась составной частью подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. Возникнув как органы революционного творчества масс еще в годы первой русской революции, обогатившись опытом во время Февральской революции 1917 г., Советы могли и должны были в конкретно-исторических условиях России стать формой государственной организации пролетариата, победившего в социалистической революции. Борьба за диктатуру пролетариата в России проходила под лозунгом «Вся власть Советам». Вывод В. И. Ленина о том, что для России наилучшей формой организации государственной власти пролетариата может быть только республика Советов как наиболее массовых и демократических организаций трудящихся, определил тактику большевиков в период подготовки и проведения социалистической революции. Важной их задачей было высвобождение «Советов из-под влияния мелкобуржуазных партий и превращение их в органы пролетарской диктатуры. Высшим органом государственной власти победившего пролетариата, органом, объединившим власть всех Советов, призван был стать II Всероссийский съезд Советов — первый полноправный орган народной власти в масштабе всей России.

     Победа социалистической революции должна была получить правовое закрепление в актах этого высшего Представительного учреждения. Неслучайно буржуазные и соглашательские партии стремились всеми средствами воспрепятствовать созыву II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Лишь благодаря упорной и настойчивой борьбе большевиков под руководством В. И. Ленина им не удалось осуществить своих замыслов.1

25 октября  в 10 час. 45 мин. открылся  Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Огромная работа большевиков по подготовке социалистической революции и созыву Всероссийского съезда Советов принесла свои плоды.1

          Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд взял власть в свои руки. Всероссийский съезд Советов становится высшим органом власти пролетарского государства. Это было действительным выражением воли революционного народа России, воли, ясно и недвусмысленно выявленной в постановлениях и резолюциях собраний, митингов рабочих, крестьян, солдат, в наказах, даваемых ими своим делегатам на II Всероссийский съезд. Это была воля большинства Советов, высказавшихся за переход всей власти в руки Советов и их центрального органа — Всероссийского съезда. Второй Всероссийский съезд Советов провозгласил установление диктатуры пролетариата на территории бывшей Российской империи, определив в качестве органов государственной власти Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Большевистский лозунг «Вся власть Советам» был полностью претворен в жизнь.2 Это был первый съезд Советов, ставший высшим органом власти пролетариата в нашей стране Положение Всероссийского съезда Советов как высшего органа в системе диктатуры пролетариата, высшей власти Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила и первая Советская Конституция (ст. 24). Конституция установила круг вопросов, подлежащих ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, не разграничивая, "однако, их компетенции, ибо ВЦИК являлся высшей властью в Республике в период между съездами Советов (ст. 30). К ведению Всероссийских съездов Советов и ВЦИК относились все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению (ст. 50 Конституции РСФСР 1918 г.). При этом установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции и ратификация мирных договоров составили предмет исключительного ведения Всероссийского съезда Советов (ст. 51).

       В Основном законе Советской Республики получили правовое разрешение важнейшие вопросы организации и деятельности Всероссийских съездов Советов. Конституция обеспечила преимущественное представительство пролетарского населения на Всероссийских съездах Советов, установив, что от городских Советов избирается 1 депутат на 25 000 избирателей, а от губернских съездов Советов — 1 депутат на 125000 жителей. При этом в ст.25 Конституции специально оговаривалась возможность посылки делегатов на Всероссийский съезд уездными съездами Советов (если Всероссийскому съезду не предшествует губернский) и областными съездами (если их созыв непосредственно предшествует Всероссийскому съезду).

         Всероссийские съезды Советов подразделялись на очередные и внеочередные. Очередные съезды должны были созываться «не реже двух раз в год, чрезвычайные съезды — по мере возникающей в них надобности— Центральным Исполнительным Комитетом по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее '/з всего населения Республики (ст.ст. 26, 27).

      Эти положения Конституции не оставались незыблемыми на протяжении первого пятилетия государственно-правового строительства Советской Республики. Гражданская война и иностранная интервенция воспрепятствовали строгому соблюдению сроков созыва Всероссийских съездов Советов. Выявившаяся невозможность в военных условиях созыва съездов Советов дважды в год, как предусматривала Конституция, побудила установить правило о созыве Всероссийских съездов один раз в год. Эта поправка к Конституции 1918 г. была принята IX Всероссийским съездом Советов 28 декабря 1921 г.1

     Тщательная подготовка Всероссийских съездов была возложена на Президиум ВЦИК2. В состав ВЦИК, избранного 2-м Всероссийским съездом Советов 25—27 октября (7—9 ноября) 1917, входило 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социал-демократов-интернационалистов, 3 украинских социалиста, 1 эсер-максималист. В соответствии с Конституциями РСФСР 1918 и 1925 ВЦИК избирался Всероссийским съездом Советов, был ответствен и отчитывался перед ним в своей деятельности. В компетенцию ВЦИК входило издание кодексов, декретов и постановлений в порядке собственной законодательной инициативы. Все важнейшие декреты и постановления, а также бюджет РСФСР подлежали обязательному рассмотрению и утверждению ВЦИК. ВЦИК наблюдал за проведением в жизнь Конституции РСФСР, исполнением постановлений Всероссийских съездов Советов. ВЦИК избирал Президиум — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти РСФСР, в период между сессиями ВЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров РСФСР и народные комиссариаты, определял общее направление деятельности СНК и всех органов Советской власти РСФСР. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать действие постановлений СНК РСФСР, ответственного перед ним. 

   Всероссийского съезда Советов ВЦИК создавал специальную организационную комиссию, которая становилась практическим центром по организации работы съезда.3 Для проверки полномочий делегатов, а также для решения вопросов о предоставлении тем или иным организациям совещательных голосов на съезде создавалась особая мандатная комиссия. Тезисы наиболее важных, ответственных докладов предварительно обсуждались либо на заседании Президиума ВЦИК, либо специально выделенной им комиссией, которая вносила в случае надобности коррективы в представленные докладчиками материалы.

     Необходимо отметить, что первое пятилетие Советской власти было периодом поисков наиболее целесообразных организационных форм строительства Советского государственного аппарата. Обогащаясь опытом работы, пролетарское государство нащупывало постепенно те организационные формы, которым суждено было прочно войти в жизнь и применятся в практике государственного строительства.

            

      3.  Высшие органы центрального управления

      Для управления страной, вплоть до созыва Учредительного собрания съезд образовал  Временное рабоче-крестьянское правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (СНК). Поскольку на съезде абсолютно преобладали большевики, то по всем меркам демократии они имели право на создание однопартийного правительства. Однако большевики предложили левым эсерам войти в СНК, те отказались. Первый состав СНК оказался только большевистским. Правительство возглавил Ленин В.И. (Ульянов), наркомом по внутренним делам стал Рыков А.И., земледелия – Милютин В.П., по делам иностранным – Бронштейн Л.Д. (Троцкий) и т.д. Отметим, что некоторые деятели, утвержденные на пост наркома, по разным причинам не приняли назначения или не участвовали в заседаниях СНК. Так случилось с И.И. Скворцовым-Степановым, назначенным на пост наркома финансов. Не принимал участия в работе СНК назначенный наркомом юстиции Г.И. Ломов (Оппоков). Только одни сутки на посту наркома земледелия находился А.Л. Колегаев. Эти факты говорят об огромных трудностях в формировании аппарата властных структур.1

      На  съезде были приняты также следующие  постановления: об освобождении членов земельных комитетов; об отмене смертной казни на фронте; о немедленном аресте Керенского; о борьбе с контрреволюционными выступлениями и др.

      Таким образом, II Всероссийский съезд Советов  рабочих и солдатских депутатов  носил учредительный характер. Он не только стал "знаковым" событием в истории нашей страны, его решения имели глубоко демократический характер, отвечали коренным интересам большинства народа и способствовали предотвращению национальной катастрофы.  

       

      Формирование  советского государственного аппарата. Формирование основных звеньев советского государственного аппарата проходило в сложнейших условиях. Многие объективные и субъективные факторы чрезвычайно затрудняли этот процесс. Напомним, что Россия осенью 1917 г. оказалась не только в глубоком политическом кризисе, но и на краю экономической и финансовой пропасти. Продолжалась война и огромная часть территории бывшей Российской империи оказалась оккупированной странами Тройственного союза. В стране не хватало самого элементарного хлеба, соли, спичек и т.п. С избытком же было саботажа, голода, анархии и преступлений.

      Тем не менее, за считанные недели после Октября завершилось оформление основных параметров законодательной власти. 15 ноября 1917 г. произошло слияние ВЦИК, избранного II Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов с Исполнительным комитетом (108 чел.), избранном на Чрезвычайном Всероссийском крестьянском съезде. Такое слияние значительно укрепило позиции новой власти. Правительство перестало быть однопартийным. Левые эсеры вошли в состав СНК. Колегаев занял пост наркома земледелия, Штернберг – наркома юстиции, Трутовский наркома по местному самоуправлению и т. д. Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов.

      Важным  документом конституционного характера была принятая ВЦИК 3 января 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Она определила географические рамки и компетенции Советского государства (Россия) и тип государства (Советская республика).

      Одновременно рядом актов реализовывался слом старого государства. В ноябре 1917 г. прекратили свое существование Государственный совет и Государственная дума. С принятием специального декрета ВЦИК и СНК уничтожалось деление населения на сословия и гражданские чины. В январе 1918г. был принят декрет СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Упразднялись репрессивные и управленческие структуры старого аппарата. Но технические и статистические органы последнего некоторое время сохранялись.

      После того, как ВЦИК принял 4 ноября 1918 г. резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов, законодательные полномочия, имели три органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

      В составе СНК было образовано 13 народных комиссариатов (НК); внутренних дел, почт и телеграфа, иностранных дел и др. К середине 1918г, число НК увеличилось за счет вновь образованных НК: государственного контроля, промышленности и торговли и др. Заседания СНК проходили ежедневно, а с декабря 1917г. сложилась практика проведения совещаний замнаркомов. Вскоре такие совещания были превращены в постоянно действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.

Информация о работе Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах