Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена не только научными целями и задачами, то есть необходимостью изучения одной из важнейших страниц истории отечественного государства и права, но и потребностями практики. Современное состояние российской государственности стимулирует поиск новых, более совершенных форм организации публичной власти, способных адекватно отвечать на вызовы времени, обеспечивать права и законные интересы и потребности как отдельного человека, так и общества в целом.

Содержание

Введение 2 с.
Глава 1
Исторические условия эволюции государственной системы: 4 с.
1. экономическое развитие 8 с.
2. социальная структура общества 5 с.
3. основные направления внешней политики 10 с.
Глава 2.
Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах. 12 с.
1. форма государства 13 с.
2. верховная власть 16 с.
3. высшие органы центрального управления 21 с.
4. органы центрального отраслевого управления 25 с.
5. административно-территориальное деление 30 с.
6. органы местного управления 32 с.
7. вооружённые силы 35 с.
8. церковь 36 с.
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИОГП.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

      Для устранения дублирования и параллелизма в работе ряд отделов ВЦИК были слиты с соответствующими НК: Юридический отдел ВЦИК вошел в Наркомюст, экономический отдел – в ВСНХ, отдел но национальному вопросу - в НК по делам национальностей и т.д. Основа этих и подобных преобразований обусловливалась, кроме прочего, идеей о нецелесообразности разделения властей в госаппарате "пролетарской диктатуры" и о необходимости их слияния в одной "работающей корпорации". 
Формирование аппарата наркоматов и других высших структур осложнялось отсутствием подготовленных кадров, саботажем старых чиновников. Большую роль в комплектовании штатов госаппарата сыграло направление туда передовых рабочих, которых отбирали и обсуждали фабрично-заводские комитеты, общие собрания.

      На  местах власть переходила к Советам. При этом упразднялись посты комиссаров Временного правительства, сословные организации дворян, мещан, наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления. Остальные местные структуры некоторое время продолжали работать, но теперь уже под контролем Советов. Советы постепенно становились полновластными органами, регулирующими всю местную жизнь. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. устанавливалось право избирателям отзывать своих депутатов. Советы получили право создавать свои вооруженные формирования. Все это усиливало их роль. К лету 1918 г. городские думы и земства были упразднены почти повсеместно.

      Большую роль в упрочении Советской власти в деревне сыграли волостные  и сельские комитеты бедноты, учрежденные  в мае 1918 г. В их задачи входило  обеспечение крестьянства предметами первой необходимости: распределение  хлеба, содействие формированию Красной  Армии и т. п.

      В конце 1918 г. комбеды слились с  Советами. В целом их деятельность способствовала укреплению новой власти на местах.  

             В специальном разделе Конституции «Конструкция Советской власти» была законодательно закреплена система органов государственной власти и государственного управления. Высшей властью в республике был Всероссийский съезд Советов. В период между съездами функции высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа принадлежали Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету. Общее управление делами Российской Республики возлагалось на Совет Народных Комиссаров. Члены СНК возглавляли отдельные наркоматы, которых было образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, Высший Совет Народного Хозяйства, здравоохранения. При народных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК 

4. Органы центрального отраслевого управления

           Руководство отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям, председатели которых входили в СНК. Первоначально были образованы народные комиссариаты: по внутренним делам, земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, по делам железнодорожным.    Народные комиссариаты, как указывалось в декрете, сформулированным  II Всероссийским съездом Советов, обязывались быть в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих, обеспечивая проведение в жизнь программ. В отличие от первого Советского правительства последующие составы СНК формировались на заседаниях ВЦИК соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особенности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необходимостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой республики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами. Строительство государственного аппарата на местах характеризовалось активным стремлением трудящихся к созданию полновластных органов государственной власти и государственного управления. Декрет II Всероссийского съезда Советов «О полноте власти Советов», а также инструкции НКВД, изданные в декабре 1917 — январе 1918 гг. и конкретизировавшие этот декрет, были направлены на создание гибкой системы органов Советской власти на местах, на установление правильных взаимоотношений между ними и центральными органами.1

       Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) — центральный орган государственного управления Советского государства (РСФСР, СССР) по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917-1946 годах, впоследствии переименовано в Министерство внутренних дел СССР.

        За период своего существования НКВД выполняло важные государственные функции как связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, так и в сфере коммунального хозяйства, экономики страны. В настоящее время название этой организации часто ассоциируется с нарушениями законности в период репрессий.

        Наркомат внутренних дел входил в число первых наркоматов образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомом внутренних дел назначен Рыков Алексей Иванович.

       20 декабря 1917 г. Совнарком принимает решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем комиссии назначен Ф. Э. Дзержинский. ВЧК в состав НКВД не входит, является самостоятельным органом.  В марте 1919 г. Дзержинский Феликс Эдмундович назначается наркомом внутренних дел, сохраняя пост Председателя ВЧК.

      Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) — высший советский хозяйственный орган со статусом наркомата в 1917—1932. Учрежден при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 для организации и управления всего народного хозяйства и финансов. В состав ВСНХ входили отраслевые ведомства (Главсахар, Главнефть, Центрочай и т. д.). На местах создавались губернские и уездные совнархозы. В годы Военного коммунизма всё промышленное производство, распределение сырья и готовой продукции было сосредоточено в ВСНХ.

      

Народный  комиссариат юстиции (Наркомюст) — государственный орган СССР, осуществляющий непосредственное руководство судами и прокуратурой, входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. 8 ноября 1917 г. Народным комиссаром юстиции был назначен И.З. Штейнберг. 16 июня 1918 г. Народным комиссаром юстиции был назначен П.И. Стучка. В августе 1918 г., после ухода П. И. Стучки (возглавлявшего с конца 1918 г. Советское правительство Латвии), наркомом юстиции назначается Д. И. Курский, который занимал этот пост до 1928 года. 
Народный комиссар юстиции РСФСР одновременно являлся Прокурором РСФСР. Верховный суд РСФСР, как и прокуратура, входил в состав аппарата Наркомюста, а председатель Верховного суда одновременно являлся заместителем Народного комиссара юстиции.

        Наркомюсту в 1917 г. пришлось сразу сломать весь аппарат прежнего Министерства Юстиции и Суда Российской империи. На Наркомюст была возложена обязанность построить новую правовую систему и новую юстицию, а равно и заменять в смысле судебного контроля в общегосударственном масштабе упраздненный Правительственный Сенат. Одновременно на Наркомюст перешли обязанности Государственного совета, его Особого Отдела и Сената по составлению и опубликованию декретов и по кодификации законов

        

Народный  комиссариат по делам  национальностей (НКНац или Наркомнац) — государственный орган СССР, контролировавший в 1917—1923-х годах вопросы национального строительства. В 1991 году похожие функции стал выполнять Государственный комитет по делам национальностей. Наркомнац входил в число первых народных комиссариатов, образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Народным комиссаром по делам национальностей был назначен И. В. Сталин.

3 ноября 1918 года была принята «Декларация прав народов России» (утверждено Декретом СНК). Декларация была опубликована за подписью В. И. Ленина и И. В. Сталина, в разработке данного документа принимал участие Н. И. Бухарин.  

   

Народный  комиссариат просвещения (Наркомпрос) - государственный орган СССР, контролировавший в 20-30-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

26 октября  (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры. Председатель комиссии был назначен - А. В. Луначарский. В её состав входили Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинский и др.

  •        Основные задачи в области руководства вопросами образования и культуры были возложены на Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос), образованный 18 июня 1918 г. А Комиссия по просвещению реформировалась в выборно-представительный орган и сконцентрировалась на вопросах развития народного образования. Условия времени, отсутствие опыта, а также большой объем нечётко поставленных задач привели к тому, что деятельность Наркомпроса носила стихийный характер и имела громоздкую организационную структуру (в его составе было более 400 административных подразделений). Вместе с тем, в связи с важностью задач, поставленных перед этой организацией, её деятельности уделяли много внимания Коммунистическая партия и лично В. И. Ленин.

Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) — организация в ранге министерства, управляющая деятельностью железных дорог, организована в конце 1917 года.

      Первая мировая война подорвала экономику России, отразилось это и на железных дорогах. С конца апреля 1917 года разруха на транспорте стремительно нарастала. Министерство путей сообщения систематически докладывало правительству о катастрофическом положении железных дорог. После Октябрьской революции советской власти было необходимо усилить централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства в конце 1917 года был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС). Первым Народным комиссаром стал Марк Елизаров. (c 1918  по 1919)1 

5.

Административно-территориальное деление

         В 1917—1920 гг. в административно-территориальном делении страны произошли значительные изменения, которые заключались главным образом в разукрупнении губерний, уездов и волостей. При этом образование новых уездов, волостей и изменение границ губерний происходило преимущественно по решению местных органов государственной власти. Этому способствовал декрет Совета Народных Комиссаров от 27 января 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г., № 21, ст. 318) «О порядке изменения границ губернских уездных и пр.» Решение вопросов об административно территориальном делении предоставлялось «всецело местным Советам».                   

Информация о работе Эволюция советской государственной системы в 1918-1920 годах