Эволюция высших органов власти в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1) Провести отбор литературы по данной тематике.
2) Рассмотреть реформы Петра в центральном управлении.
3)Проанализировать систему высших центральных органов в послепетровской части XVIII века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Реформы высших органов власти и управления, проведённые в начале XVIII в…………………………………………………………………….....5
1.1. Статус Российского монарха…………………………………………………...5
1.2. Трансформация старых органов управления. Сенат……………………….....6
1.3. Институт фискалов и прокуратуры……………………………………….……9
1.4. Коллегии………………………………………………………...………………11
Глава 2. Высшие органы власти во второй половине XVIII в……………….16
2.1. Сенат и Верховный Тайный совет………………………………………….….16
2.2. Кабинет министров……………………………………………………………..18
2.3. Императорский Совет, Совет при дворе и Государственный Совет………..20
2.4. Конфликт личной и олигархической властей…………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....25

Работа содержит 1 файл

Эволюция высших органов власти в XVIII веке.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

2.2. Кабинет министров.

4 марта 1730 года был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла способностей и желания управлять страной. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы – члены вновь созданного осенью 1731 года Кабинета министров – канцлер Г.И. Головкин, вице-канцлер А.И. Остерман, князь A.M. Черкасский.[36]

Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета (до 1735 г.), когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики. Позже, когда кабинет начал простирать свое влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчетов и реестров решенных и нерешенных дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов (одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцов и Сукин, личности с самою нелестною репутацией) довели Сенат до небывалого падения.[37]

После указа 9 июня 1735 г. фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740г.) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман. Поглощенному борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом.[38]

12 ноября 1740г. была учреждена должность придворного рекетмейстера, сначала для рассмотрения всеподданнейших жалоб на коллегии и низшие места, а с 27 ноября того же года— и на Сенат. В марте 1741г. эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения.[39]

2.3. Императорский Совет, Совет при дворе и Государственный Совет

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при Высочайшем дворе, сосредоточившим свою деятельность на внутренней политике и включавшим всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен Непременным Государственным Советом.

Еще в период царствования Екатерины II Совет при Высочайшем дворе сделал попытку ограничить императорскую власть и ввести правило контрассигнаций (обязательного визирования Советом законов, издаваемых верховной властью). Императрица в своем указе подчеркнула, что Совет является лишь совещательным органом.[40]

Полномочия Сената при Екатерине II разделялись по трем направлениям: I департамент сосредоточил исполнительные функции, II — судебные, законосовещательные функции взял на себя Совет при Высочайшем дворе. Последний стал утрачивать свое значение в царствование Павла I (к нему перешли цензурные дела и законопроектная работа в сфере промышленности и торговли).[41]

Павел I стал рассматривать Сенат как сугубо судебное учреждение, предлагая разделить его всего на два департамента: уголовных и гражданских дел. Вместе с тем в ведение Сената входили казначейства, банки. Межевая экспедиция (департамент), Почтовый департамент и Тайная экспедиция. Трансформация Сената проходила сложно: судебные и административно-финансовые функции его продолжали выпол­няться параллельно.

С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй — собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий - делами провинций (администра­цией, финансами), четвертый — военными делами, пятый — местной администрацией, шестой — местными судами.

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию.[42]

При Екатерине II наряду с высшими бюрократическими учреждениями, стоящими у вершин власти, появляются учрежденные непосредственно при императоре статс-секрета­ри (1763 г.). Их роль при Павле I еще более возрастает. Тогда же создается Собственная его императорского величества канцелярия, полномочия которой превысили полномочия Сената.[43]

2.4. Конфликт личной и олигархической властей.

Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти — бюрократического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каждое из этих начал — власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который, в свою очередь, все более начинал работать на себя. Законы бюрокра­тии приводили к тому, что аппарат стремился стать господствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.[44]

В 70—80-х гг. XVIII в. большая часть коллегий ликвидируется или преобразуется, но в 1796 г. они вновь восстанавливаются на основе принципа единоначалия, во главе каждой стоял директор (позднее министр). Централизация и бюрократиза­ция государственного аппарата достигают предела, он представляет собой закрытую и самодостаточную систему.

В свою очередь, замкнутость правящей группы вызвала негативную реакцию других, более широких слоев правящего класса — придворных, гвардии, аристократии столичного и провинциального дворянства. Потеря правящей верхушкой социальной опоры вела к ее свержению через дворцовые перевороты. Гвардия начинает диктовать свои условия (кондиции), которые вынуждены принимать монархи.[45]

Возникшие еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интенсивно стали развиваться во второй четверти XVIII в. Преобразования 1713-1718 гг. укрепили систему розыскных канцелярий, и в 1718 году обра­зуется центральный орган — Тайная канцелярия. После ее ликвидации в 1726 г. контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному Тайному совету, а затем в 1731 г. — специально созданной Канцелярии тайных розыскных дел, контролируемой Сенатом. Это был действительный карательный орган, прототип тайной полиции. Знаменитая формула «слово и дело государево», указывающая на затрону­тый в деле государственный интерес, была достаточным ос­нованием, чтобы замешанные в деле оказались в Канцелярии тайных розыскных дел.[46]

Тайная экспедиция создавала специальные секретные следственные комиссии для расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в период Крестьянской войны 1773 – 1775гг.[47]

Тайная экспедиция при Сенате, центральное государственное учреждение в России, орган политического розыска (1762—1801). Учреждена по указу императрицы Екатерины II, заменила Тайную канцелярию. Находилась в Петербурге; имела отделение в Москве. Руководил генерал-прокурор Сената, его помощником и непосредственным распорядителем дел был обер-секретарь (свыше 30 лет эту должность занимал С. И. Шешковский). Тайная экпедиция производила следствие и суд по важнейшим политическим делам. Екатерина II утверждала некоторые приговоры (по делам В. Я. Мировича, Е. И. Пугачева, А. Н. Радищева и др.). В ходе следствия в Тайной экспедиции часто применялись пытки. В 1774 секретные комиссии Тайной экспедиции производили расправу над пугачёвцами в Казани, Оренбурге и других городах. После ликвидации Тайной экспедиции её функции были возложены на 1-й и 5-й департаменты Сената.[48]

Вывод: В заключение необходимо отметить, что линия Екатерины II на усиление своей личной роли не только в высшем, но и центральном управлении воплотилась в изменении коллежской системы, где была принижена роль коллегиального начала, внедрялись принципы единоначалия. Екатерина II ослабляла центральное управление, передавала дела большинства коллегий местным губернским учреждениям. Многие коллегии были упразднены. Сохранились лишь три так называемые общегосударственные: Иностранных, Военных и Морских дел. Прекращено существование и задержавшейся дольше других Коммерц-коллегии. Управление просвещением, таможенной политикой и другими конкретными сферами Екатерина поручала отдельным приближенным лицам. Роль центрального управления была сведена к общему исполнительному руководству и наблюдению. Государственное управление во второй половине XVIII в. было направлено на укрепление власти абсолютного монарха, еще более централизовано и бюрократизировано.[49]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Новая государственная машина в целом работала гораздо эффективнее старой.

Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром 1, вызывалась рядом причин. Требовалось создание нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующемся обществом. Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Для воплощения "высшей воли" монарха была необходима совершенная государственная машина.

При дворцовых переворотах и смене правителей сущность абсолютной монархии в России во второй четверти XVIII в не менялась. Во второй четверти XVIII в. господствует тенденция к укреплению абсолютизма. Но вместе с этим проявилось и стремление группы представителей высшей знати ограничить права императрицы в свою пользу. Так действовали «верховники». Эти попытки не нашли поддержки среди массы дворян. При неограниченной монархической форме власти государственный аппарат менялся. Со времени Екатерины I и до конца правления Елизаветы несколько раз изменялись высшие органы власти, центральные и местные учреждения. Во властных структурах государства имела огромное значение личность абсолютного монарха Государственные органы власти вмешивались во все стороны жизни общества, все регламентировалось.

Усилились централизация и бюрократизация всей системы государственного управления. Все больше проявлялась сословно-социальная ориентация политики правительства в формировании бюрократии.

В этой курсовой работе были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть реформы Петра в центральном управлении.
3. Проанализировать систему высших центральных органов в послепетровской части XVIII века.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники права:

1.      . Манифест “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” 1762 г.//Фрагмент// Анисимов Е.В: Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра.- М.: Мысль, 1986.

2.      Указ «О должности Сената» 1722 г.// Фрагмент// Павленко Н.И.:  Пётр Великий.- М.: Мысль,1990

II. Учебная литература:

1.      Анисимов Е.В: Время  петровских реформ.-Л.: Лениздат,1989.

2.      Анисимов Е.В: Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра.-М.: Мысль,1986.

3.      Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII–XX века. – М.: Наука, 1999. – 453 с.

4.      Баггер X. Реформы Петра Великого: обзор исследований. М., 1985.
Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. Кривошеев Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. - Спб.: Нева, 1999. - 537 с.

5.      В.И.Буганов. Пётр Великий и его время.М.Наука.1989

6.      Демидова Н.Ф: Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII веках// Абсолютизм в России (сборник статей) – М., 1963.

7.      Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. – М.: Наука, 1983. – 235 с.

8.      История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. / Под ред. М.Н. Зуева. - М., Высшая школа, 2005. - 688 с.

9.      Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с.

10. История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. - изд.2-е, исправл. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с.

11. История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 336 с.

12. С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени - М., изд-во Культура, 1990. - 658с

13. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. – История России / М.: Вече, 1997. – 478 с.Павленко Н.И: Екатерина Великая.- М.: Наука, 1999.

14. Павленко Н. И. В защиту Петра Великого: Роль реформ в развитии России // Политическое образование. 1989. № 15.

15. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в. – М.: Юрист, 1998. – 389 с.

16. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.

17. Троицкий СМ. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1987.

III. Интернет:

1.      http://ru.wikipedia.org/wiki

2.      http://lawlist.narod.ru/library/books_ed/igp_ru.htm

3.      http://www.empire-rus.ru/xviii/state_xviii.htm

4.      http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch24_iii.html

5.      http://arbitr.tsud.jino.ru/01270007.php

2

 



[1] Баггер X. Реформы Петра Великого: обзор исследований. М., 1985.

[2] Анисимов Е.В: Время  петровских реформ.-Л.: Лениздат,1989.

[3] Павленко Н. И. В защиту Петра Великого: Роль реформ в развитии России // Политическое образование. 1989. № 15.

[4] Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. Кривошеев Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. - Спб.: Нева, 1999. - 537 с.

[5] История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. - изд.2-е, исправл. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 464 с.

[6] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с.

[7] История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. / Под ред. М.Н. Зуева. - М., Высшая школа, 2005. - 688 с.

[8] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с.

[9] Указ «О должности Сената» 1722 г.// Фрагмент// Павленко Н.И.:  Пётр Великий.- М.: Мысль,1990

[10] История государства и права России: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - 336 с.

[11] Ред. Чистякова О.И: История Отечественного государства и права. -М.: Наука,1996.

[12] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с.

[13] Указ «О должности Сената» 1722 г.// Фрагмент// Павленко Н.И.:  Пётр Великий.- М.: Мысль,1990

[14] Павленко Н.И.:  Пётр Великий.- М.: Мысль,1990

[15] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. – М.: Наука, 1983. – 235 с.

[16] В.И.Буганов. Пётр Великий и его время.М.Наука.1989

[17] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с.

[18]Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России. – М.: Наука, 1983. – 235 с.

[19] Демидова Н.Ф: Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII веках// Абсолютизм в России (сборник статей) – М., 1963

[20] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[21] Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII–XX века. – М.: Наука, 1999. – 453 с.

[22] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[23] Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII–XX века. – М.: Наука, 1999. – 453 с

[24] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[25] С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени - М., изд-во Культура, 1990. - 658с

[26] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[27] Павленко Н.И.:  Пётр Великий.- М.: Мысль,1990

[28] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[29] Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985

[30] Анисимов Е.В: Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра.-М.: Мысль,1986.

[31] Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII-XX века. -М.: Наука, 1999, С.51-52.

[32] Павленко Н.И: Екатерина Великая.- М.: Наука, 1999.

[33]  Анисимов Е.В: Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра.-М.: Мысль,1986.

[34] Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985

[35] Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII-XX века. -М.: Наука, 1999, С.58-59.

[36] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[37] Указ «О должности Сената» 1722 г.// Фрагмент// Павленко Н.И

[38] Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985

[39]. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII-XX века. -М.: Наука, 1999, С.58-59

[40] Манифест “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” 1762 г.//Фрагмент// Анисимов Е.В: Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра.- М.: Мысль, 1986

[41] Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985

[42] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[43] Павленко Н.И: Екатерина Великая.- М.: Наука, 1999.

[44] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[45] Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1985

[46] Троицкий СМ. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1987.

[47] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник.Изд-во Проспект, 2008 -336с

[48] Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX в. – М.: Юрист, 1998. – 389 с.

[49] Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. – История России / М.: Вече, 1997. – 478 с.


Информация о работе Эволюция высших органов власти в XVIII веке