«Новый курс» Франклина Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение одной из самых важных социально-экономических программ США - «нового курса» Ф. Рузвельта и вопросов ее законодательного закрепления в различных нормативно-правовых актах.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи: дать общую характеристику и рассмотреть предпосылки для формирования «нового курса» Ф. Рузвельта; раскрыть содержание «нового курса» Ф. Рузвельта;
рассмотреть основные социальные, экономические, финансовые и сельскохозяйственные реформы, которые составляют сущность «нового курса» Рузвельта; изучить каким образом и где нашли свое законодательное выражение все указанные реформы.

Содержание

Введение 3
Общая характеристика «нового курса» Рузвельта 5

1.1.Предпосылки формирования «нового курса» 5

1.2.Содержание «нового курса» 7

2. Законодательное закрепление «нового курса» Рузвельта 13

2.1.Законодательное закрепление финансовой реформы и реформы промышленной системы 13

2.2.Законодательное закрепление сельскохозяйственной реформ 20

2.3.Законодательное закрепление социальной реформы 23

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

обработка.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Примечательны масштабы и насыщенность мер, предпринятых Рузвельтом уже в первые 100 дней его президентства. За период с марта по июнь 1933 года он направил конгрессу 15 посланий и ввел в действие 15

законов, которые стали базой дальнейшего  развертывания процесса преодоления  кризиса и оздоровления экономики США. [3 c.98]

Рузвельт  не случайно начал свои реформы с  банковско-финансовой сферы, отреагировал на банковскую панику и тем самым  его Новый курс начался с реформирования финансовой системы вообще и банковского  дела в частности. Вместе с тем новые законы и другие акты в сфере финансовой системы призваны были создать необходимые условия для вывода из кризиса промышленного и сельскохозяйственного производства.

Опираясь  на чрезвычайные полномочия, предоставленные  ему конгрессом, президент незамедлительно подписал закон, запрещающий вывоз и частную тезаврацию золота. Через месяц, 5 апреля, он издал приказ об обязательной сдаче резервным банкам золотых запасов на сумму свыше 100 долларов всеми гражданами США. Одновременно был разрешен выпуск новых денег без золотого обеспечения.

Важными направлениями деятельности правительства  Ф. Рузвельта стала борьба за повышение  цен и спасение банковской сферы. Это стимулировало выход из затянувшейся депрессии, способствовало росту деловой  активности. Для укрепления американской валюты в 1933 г была проведена девальвация доллара, старался с помощью государственных кредитов спасти от банкротства большую часть банков.

II этап  «Нового курса»

Усилия  правительства Рузвельта принесли первые плоды. Были заметны признаки оживления экономики, разрядилась напряженность в обществе, ослабло давление народных масс. Этим воспользовались консервативные силы - те элементы буржуазии разных слоев, которые испугались вмешательства государства в «частную жизнь бизнеса». Пережив испуг во время кризиса, эти элементы при первом же улучшении ситуации в стране перешли в атаку. Их орудием стал Верховный суд США. Его члены в большинстве своем были назначены еще республиканскими президентами. Они охотно подвергли ревизии новое законодательство.

В мае 1935 г. суд решил, что закон о НИРА противоречит Конституции страны на том основании, что он нарушает права  штатов и ограничивает междуштатную торговлю. Закон был отменен в  январе 1936 г. Верховный суд признал  неконституционным а, так как Конгресс, приняв его, якобы вышел за рамки своих полномочий. Всего за период 1933-1936 гг. Верховный суд отверг таким способом 12 решений Конгресса и правительства.

Возмущенный Рузвельт начал «войну» с судом. Он попытался ослабить его, предложив  дополнить его состав 6-ю новыми членами. Это было еще не виданное покушение на Конституцию, и конгресс отклонил его. Президент, казалось, вообще охладел к новому законодательству, но вскоре предложил ряд новых мер. Инициатором их был рабочий класс.

В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился новый поворот. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

В результате широкого движения трудящихся правительство  Рузвельта на втором этапе осуществления  «Нового курса» в значительно  большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера - «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению. Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

Рабочее законодательство 30-х гг. - серьезный  успех борьбы американских рабочих.

На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели - 44 часа. На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низко-доходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.

Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали  его одной из самых прогрессивных  страниц истории США. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Законодательное  закрепление «нового курса» Ф.  Рузвельта

Почти сразу после победы на президентских  выборах, приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы. В этих законодательных актах воплотились основные реформы, поведенные Рузвельтом для вывода американской экономики из кризиса. 

2.1 Законодательное  закрепление финансовой реформы  и реформы промышленной системы

Первым  и самым важным шагом по осуществлению  финансовой реформы стало установление государственного контроля за финансовой сферой. Причиной этого явился разразившийся в 1933 г. банковский кризис, когда вкладчики изъяли из банков свои вклады, что повлекло за собой неплатежеспособность банков. Чрезвычайная сессия 73-го Конгресса США (9 марта - 16 июня 1933 г.) наделила президента чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики и приняла серию основополагающих законов «нового курса». По распоряжению президента все финансовые учреждения были на неделю закрыты, и в течение этого времени были внедрены главные финансовые новшества.

Важным  мероприятием явилось единогласное принятие Чрезвычайного закона о  банках от 9 марта 1933 г. Согласно этому  закону президент получил право  контролировать международные финансовые сделки, изымать золото из владения частных лиц. В законе также предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам.

Согласно  этому закону сначала возобновили  свою деятельность федеральные банки, а затем и частные, получившие помощь от государства. 13 марта были открыты банки в 12 городах, в которых находились центры 12 округов Федеральной резервной системы. 14 марта «здоровыми» были признаны банки еще в 250 городах, а 15 марта приступили к работе и остальные банковские учреждения, признанные «здоровыми». В результате этих мер произошло укрупнение банковской системы - большинство банков, признанных «здоровыми», были крупными. Более 6 тысяч банков не получили государственной помощи и были закрыты.

Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции - за первые 2 года «Нового курса» сумма  займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

Для увеличения финансовых ресурсов государства и  расширения его регулирующих функций  в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара.

В январе 1934 г. золотое содержание доллара  снизилось на 41%. В связи с отменой  золотого стандарта была принята  Объединенная резолюция конгресса  об отмене золотого обеспечения правительственных  обязательств (5 июня 1933 г.), которая  гласила: «На объединенном заседании сената и палаты представителей конгресса Соединенных Штатов Америки решено, что (а) любые, содержащиеся в том или ином обязательстве или сделанные в отношении того или иного обязательства. условия, если они имеют своей целью дать держателю обязательства право требовать уплаты ему долга золотом или той или иной ходячей монетой или валютой по курсу валюты Соединенных Штатов, объявляются противными общественным интересам. Настоящим запрещается заключение в дальнейшем обязательств, которые содержали бы вышеуказанные условия или в отношении которых делались бы эти условия. Любые обязательства, данные до или после настоящего постановления, независимо от того, содержат ли они в себе подобные условия или были или не были в их отношении сделаны эти условия, будут считаться погашенными после их оплаты по номиналу в любой ходячей монете или валюте, которая ко времени истечения срока обязательства будет признаваться законной для погашения как общественных, так и частных долгов...» Отмена золотого стандарта (Объединенная резолюция конгресса об отмене золотого обеспечения правительственных обязательств от 5 июня 1933 г.

Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара  затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным.

Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного  развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. 30 января 1934 г. был принят Закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.

Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Законом Глосса - Стигалла (1933) банкам было запрещено совмещать депозитные и инвестиционные функции (для предотвращения спекулятивного и мошеннического вложения частных вкладов в ничем не обеспеченные проекты). Вводилось страхование государством частных банковских депозитов (на сумму до 5 тыс. долл.). Согласно этому закону была создана Федеральная корпорация по страхованию банковских вкладов, в задачи которой входило прекращение спекулятивных операций коммерческих банков.

Было проведено реформирование Федеральной Резервной системы, основного органа правительственного участия в банковской деятельности. По закону 1935 г. ФРС подчинялась совету управляющих, назначаемым президентом, и на нее возлагались полномочия по директивному определению суммы госрезерва, т. е. в конечном счете ФРС устанавливала кредитный процент, облегчая или затрудняя доступ корпораций к кредиту.

На протяжении 1933-1934 гг. были приняты несколько  актов по контролю за рынком ценных бумаг. Деятельность бирж, прежде всего фондовых, была подчинена определенным нормативам. Государственная комиссия по торговле акциями уполномочивалась регистрировать основные и дополнительные выпуски акций корпорациями, тем самым, разрешая или запрещая этот выпуск. Были разработаны жесткие правила деятельности для холдинговых компаний (т.е. прибыли которых основывались только на обладании акциями других предприятий).

Центральное место в мероприятиях «Нового  курса» отводилось проблеме восстановления промышленности.

В июле 1933 года Рузвельт добился принятия Закона об оздоровлении национальной промышленности от 16 июля 1933 г. (Закон об оздоровлении национальной промышленности, поощрении здоровой конкуренции, организации полезных общественных работ и достижении некоторых других целей).

В соответствии с данным законом была создана  так называемая Национальная администрация  восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе

Информация о работе «Новый курс» Франклина Рузвельта