Государственная поддержка инновационной деятельности в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны.
По мере усиления международной конкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергается радикальной перестройке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития государственной инновационной политики США 4
Глава 2. Структура инновационной системы США 9
Глава 3. Система инструментов инновационной политики США 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Ежегодно по этой программе реализуется  около 1000 инновационных технологических  проектов. Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких  технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ, накладывает следующие квалификационные требования ко всем участникам программы STTR:

Для малых предприятий:

  • Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.
  • Предприятие должно работать с прибылью.
  • Ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия.
  • Размер предприятия ограничен 500 работниками.

Для некоммерческих исследовательских  институтов:

  • Институт должен располагаться на территории США.
  • Нет ограничений по численности занятых.

Соответствовать одному из трёх следующих  определений:

  • Быть некоммерческим колледжем или институтом.
  • Являться местной некоммерческой исследовательской организацией.
  • Быть научно-исследовательским центром, финансируемым из федерального бюджета.

В соответствии с тематикой НИОКР, администрация программы STTR рассматривает предложения возможных участников конкурса инновационных проектов. Исходя из оценки новизны и будущего рыночного потенциала проектов, производится отбор предложений для участия в конкурсах на получение субсидий или грантов. В программе STTR предусмотрены следующие три фазы реализации инновационных проектов, прошедших конкурс.

I фаза – является начальным  этапом, предусматривающим финансирование  проекта в пределах $100 тыс. в  течении 1 года с целью проведения  научных исследований оценки  возможности технической и коммерческой реализации конструкторской идеи или технологии.

II фаза - предусматривает финансирование  в пределах $500 тыс., рассчитана на 2 года и является развитием  результатов, достигнутых на I фазе. За этот период осуществляется завершение НИОКР, по результатам которых оценивается коммерческий потенциал разработки. К участию в конкурсе на получение финансирования по этой фазе, допускаются только разработки, успешно завершенные по I фазе.

III фаза - является периодом перехода  результатов инновационной разработки II фазы из стадии лабораторного применения в рыночную сферу. На этом этапе STTR не осуществляет финансовой поддержки в коммерциализации разработки. Поиск необходимых средств для этого должны осуществлять сами МСП в частном секторе или у других федеральных агентств, не являющихся участниками финансирования программы STTR [6].

В период действия этих двух программ до 2006 года общий размер финансирования исследований составил 20,6 млрд долл. США; всего было реализовано более 70 тыс. грантов первого этапа и около 25 тыс. грантов второго этапа; в программе приняли участие более 16 тыс. компаний, было выдано около 57 тыс. патентов. Участие в программах внешних партнеров можно охарактеризовать следующими цифра ми: было заключено около 1 500 сделок венчурного инвестирования на сумму 26,8 млрд долл. США, 597 компаний были акционированы и вышли на биржу, произошло 914 слияний и поглощений с участием получателей грантов SBIR и STTR.

Ежегодно гранты SBIR составляют менее  десятой части инвестиций американского сектора венчурного капитала. Тем не менее, SBIR выполняет две важные функции в инновационной системе США. Во-первых, SBIR выступает в качестве дополнения к венчурному капиталу, предлагая раннее финансирование и механизм сертификации для начинающих предпринимателей, занятых разработкой инновационных технологий, которые впоследствии могут привлечь частное финансирование. Во-вторых, SBIR может также служить в качестве альтернативы венчурному капиталу, особенно в регионах, где венчурный сектор является слабым, и в случаях, когда предприниматели занимаются реализацией инновационных идей, не обладающих достаточным для привлечения венчурного капитала потенциалом быстрого роста.

Другим действенным механизмом финансирования инновационной деятельности МСП, является программа «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company – SBIC), которая служит для обеспечения МСП рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения. Эта программа реализуется и координируется агентством АМБ и в настоящее время в США действует свыше 400 инвестиционных компаний - SBICs, которые, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в МСП по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств агентства АМБ. С учётом привлечения частных инвестиций, общий капитал этой программы достигнет $21 млрд.

Практически все SBICs являются частными коммерческими предприятиями. Они  предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Программа SBIC предназначена для финансирования всех типов производственных и обслуживающих предприятий. Многие SBICs ориентированы на предоставление венчурных инвестиций в инновационные МСП, ориентированные на проведение НИОКР и производство новых продуктов и услуг. Это обусловлено тем, что инвесторы исходят из уверенности в высоком потенциале роста этих предприятий. Так по данным «Национальной ассоциации венчурного капитала США» (NVCA), в рамках программы SBIC, рисковые капиталовложения позволили создать более 75000 новых рабочих мест на МСП с высокотехнологичным производством. Самым распространённым видом финансовой поддержки в рамках программы SBIC, являются инвестиции объёмом до $750 тыс. (в некоторых случаях инвестиции могут быть увеличены на 50-70%), по которым агентство АМБ может предоставлять гарантии. Инвестиции предоставляются сроком до 10 лет для вложения в активную часть фондов (оборудование, технологии и т.п.) и до 25 лет для вложения в здания и сооружения. Побудительным стимулом для деятельности SBICs является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.

К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых технологий, в том числе и в инновационных МСП можно отнести и две следующие программы.

Программа: «Деловые информационные центры» (Business Information Center - BIC) направлена на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем и программного обеспечения. В этих центрах ведется бесплатное консультирование и обучение начинающих и действующих предпринимателей силами «Корпуса консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives - SCORE) и специалистами из других партнерских и общественных организаций.

Программа: «Корпус консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives - SCORE) предлагает систему бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. При этом консультирование и практическое наставничество может осуществляться непосредственно на предприятиях. В рамках этой программы действует 11500 добровольных консультантов, сотрудничающих со всеми центрами поддержки МСП в различных районах страны. Реализация этой программы обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей, одновременно способствуя быстрейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства.

В настоящее время для обеспечения широкого доступа к информации об инновационных разработках в сфере малого бизнеса по инициативе Правительства и под управлением «Национального научного фонда США» создан портал «Инновационные исследования малого бизнеса» (http://www.sbir.gov/about/index.htm). На этом портале в оперативном режиме представлена информация о тематических планах всех соучредителей программ SBIR и STTR, а также приводятся данные обо всех исследовательских организациях страны. Кроме того, на портале действует поисковый сайт, позволяющий пользователям найти данные об успешно завершенных НИОКР по заданной тематике [6].

В качестве примера государственной  поддержки коммерциализации так  же можно привести Программу передовых  технологий (Advanced Technology Program, ATP), которая была создана в соответствии с Всеобъемлющим актом по торговле и конкуренции (1988 г.). Эта программа, реализуемая NIST, способствовала развитию компаний, занятых прикладными разработками, посредством финансирования коммерциализации результатов исследований, сопряженных с высокими коммерческими рисками. Программа реализовывалась механизмом формальных запросов на финансирование «снизу вверх», проходивших экспертный отбор. К 2005 году в рамках программы совместно с частными компаниями было реализовано около 770 проектов на общую сумму 2,3 млрд долл. США.

Большая часть финансирования была предоставлена малым высокотехнологичным компаниям, работающим в таких областях, как электроника и фотоника, информационные технологии, биотехнологии и новые материалы.

Программа достигла положительных  результатов. Тем не менее, в ее адрес высказывалась и серьезная критика, подвергавшая сомнению необходимость вмешательства государства в этапы инновационного процесса, которые мог бы более эффективно реализовать частный сектор. В итоге, несмотря на поддержку научного и делового сообщества, в 2007 году программа была закрыта [3].

Что касается налогообложения, то к  косвенным способам поощрения инновационной активности относятся налоговые кредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющих государственные или собственные программы НИОКР. Налоговый кредит — это право списания затрат на НИОКР (при условии если корпорация увеличила свои расходы на НИОКР в течение 3-х предшествующих лет хотя бы на 5%) в виде трехкратного исключения этих расходов из суммы годовой прибыли корпорации, подлежащей федеральному налогообложению.

Американские эксперты признают целесообразность сделать налоговый кредит на средства, вкладываемые в НИОКР, постоянным, и  использовать его для стимулирования образования научно-технологических партнерств и консорциумов. Налоговый кредит должен оказывать стимулирующее воздействие на эффективное проведение в университетах долгосрочных исследований, критически важных для промышленности. Налоговый кодекс должен использоваться для отслеживания тенденций к увеличению числа краткосрочных исследований в общем объеме научных работ, заказываемых частными фирмами университетам. Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм. Сегодня в некоторых штатах используются налоговые кредиты, достигающих 25% от инвестиций. При этом неиспользованные кредиты могут пролонгироваться до их исчерпания. Под действие налогового кредита в разных штатах также попадают:

  • инвестиции в объединения компаний стартового капитала, обеспечивающих финансирование разработки экспериментальных образцов продукции или процессов предприятиями малого бизнеса;
  • проведение маркетинговых и технико-экономических исследований для новых продуктов или процессов;
  • разработки бизнес-планов создания и производства новой продукции и услуг.

Также в контексте улучшения  предпринимательского климата представителями  научно-технических и деловых  кругов признается важность для корпораций США списывать текущие расходы  на собственные НИОКР и исключать их из суммы годовой прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, а также проводить ускоренную амортизацию их основного капитала — производственных фондов [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании всего вышеизложенного  материала, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что США действительно является лидером в инновационной сфере и прикладывает огромные финансовые и другие усилия, чтобы по-прежнему быть в этой гонке лучшими.

На протяжении многих лет США  создавали базу для государственной поддержки инновационной деятельности как малых и средних предприятий, так и исследовательских университетов и лабораторий. Правительство США прекрасно понимает, что в сегодняшнем мире сильнейшим является то государство, которое не скупится вкладывать деньги в НИОКР. Многие их государственные программы успешно реализуются и приносят отличные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

      1. http://www.e-college.ru – учебный курс Алексеев А.Н. «Инновационный менеджмент».
      2. http://www.htfi.org – статья «США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности»
      3. http://www.opora-credit.ru – исследование «Конкурируя за будущее сегодня».
      4. http://www.wikipedia.org/ - статья «Office of Science and Technology Policy»,
      5. http://www.74rif.ru - Информационный центр поддержки предпринимательства.
      6. http://www.giac.ru – статья «Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий».



Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в США