Государственная поддержка инновационной деятельности в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны.
По мере усиления международной конкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергается радикальной перестройке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития государственной инновационной политики США 4
Глава 2. Структура инновационной системы США 9
Глава 3. Система инструментов инновационной политики США 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

В середине 2000-х в научных и  общественно-политических кругах США происходит осознание и осмысление охвативших мировую экономику процессов глобализации, сопровождающихся резким усилением международной конкуренции. Быстрое наращивание национального инновационного потенциала было признано одним из важнейших необходимых условий ликвидации наметившегося по ряду направлений отставания США и возвращения и удержания лидирующих позиций страны в экономике, образовании, технологиях, науке и национальной безопасности.

В результате был  предпринят ряд практических шагов (таких, как принятие в 2007 году закона COMPETES act, зафиксировавшего обеспокоенность текущим состоянием дел, утвердившего значительное увеличение финансирования на науку и образование по целому ряду статей и положившего начало широкому спектру новых программ и новых организационных структур), призванных обеспечить США доминирующие позиции в технологиях, образовании и науке [3].

Глава 2. Структура инновационной системы США

 

На федеральном  уровне инновационная система имеет несколько основных «узлов». Белый дом и Управление по науке и технологической политике (US Office of Science and Technology Policy, OSTP) координируют основные федеральные инициативы. OSTP было учреждено Конгрессом 11 мая 1976 г. Директор OSTP доктор Джон Холдрен, назначенный в 2008 г., является советником Президента по науке [4]. OSTP предоставляет консультации по вопросам научно-технической политики, координирует межведомственные бюджеты научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также отвечает за решение общих вопросов в сфере инноваций.

Совет советников по науке и технике  при администрации Президента США (President's Council of Advisors on Science and Technology, PCAST) и Национальный научно-технический совет (National Science and Technology Council, NTSC) консультируют Президента и администрацию по вопросам науки, технологий и инноваций.

Бюро управления и бюджета (Office of Management and Budget, OMB), также действующее при Белом доме, осуществляет оценку эффективности программ и процессов в разных агентствах, а также их потребностей и определяет приоритетные направления финансирования. Президент использует эту информацию в планировании расходов бюджета.

Белый дом руководит исполнительной ветвью системы, в состав которой входят министерства и ведомства с различными функциями. Многие из них являются активными участниками инновационной политики. Например, одним из основных игроков инновационной системы является Министерство торговли США (US Department of Commerce), в которое входят Управление по патентам и товарным знакам США (US Patent and Trademark Office, USPTO), Национальный институт стандартов и технологий (National Institute of Standards and Technology, NIST), Бюро переписи населения (Census Bureau), а также Управление международной торговли (International Trade Administration).

Начиная со Второй Мировой войны, американская инновационная система неразрывно связана со сферой национальной обороны. Основной организацией, занимающейся координацией оборонных исследований, является агентство DARPA. Главная задача агентства, первоначально сформулированная как предотвращение технологических сюрпризов, подобных советскому спутнику, со временем эволюционировала и в настоящее время может быть кратко определена как обеспечение лидирующих позиций США в области новейших военных технологий. Важно отметить, что ряд профинансированных агентством изначально военных разработок (таких как создание первых компьютерных сетей, в конечном итоге приведшее к появлению Интернета) оказали существенное влияние на облик современной цивилизации.

Отличительными особенностями DAPRA, лежащими в основе высокой эффективности агентства и его способности постоянно оставаться на переднем крае науки и техники, являются гибкая и прозрачная организационная структура (в агентстве всего 140 постоянных научных сотрудников и лишь два уровня административной иерархии), постоянный поиск и наем специалистов мирового класса (особое внимание при этом уделяется кадрам менеджеров проектов), культ командной работы и концентрация внимания не на эволюционных, а наиболее революционных, прорывных исследованиях и технологиях.

В последнее время  рассматривались предложения по созданию схожих федеральных агентств, построенных на успешной модели DARPA. Однако существуют серьезные сомнения в том, что модель DARPA может быть эффективно применена к стимулированию коммерческих исследований и разработок. В области оборонных исследований, в отличие от коммерческих разработок, государство является одновременно и заказчиком, и потребителем. Различаются и основные рынки, и условия использования интеллектуальной собственности и возможности доступа к информации о текущих перспективных исследованиях.

Другим уникальным аспектом инновационной системы США являются значительные затраты на исследования в области здравоохранения. Финансирование осуществляется через Национальные институты здравоохранения (National Institutes of Health, NIH) – федеральное медицинское исследовательское агентство с большим исследовательским  бюджетом, входящее в структуру Министерства здравоохранения и социальных услуг США. Агентство было создано в 1930 году и в настоящее время включает в себя 27 институтов и исследовательских центров, проводящих исследования в различных областях здравоохранения, в том числе по проблемам здоровья детей и подростков и старения, с бюджетом около 40 млрд долл. США.

Финансирование  оборонных НИОКР или биомедицинских исследований, как правило, выделяется для достижения конкретных целей, например, укрепления национальной безопасности или увеличения продолжительности  жизни, однако подобные программы могут включать и масштабные фундаментальные исследования.

Единственным  федеральным агентством, основной задачей которого является поддержка именно фундаментальных исследований, является Национальный фонд науки (NSF). Фонд финансирует перспективные разработки в университетах и научно-исследовательских учреждениях, наряду с программами естественнонаучного и технического образования и прикладными инициативами, такими как создание инженерно-исследовательских центров (Engineering Research Centers) или промышленно-вузовских центров (Industry University Centers). Кроме того, NSF является надежным источником необходимой для реализации инновационной политики информации о текущем состоянии инновационной системы США. Во главе фонда стоит правление из 24 видных научных и общественных деятелей, назначаемых президентом США с согласия Сената на шестилетний срок.

Важным агентом коммерциализации является Управление малого бизнеса (Small Business Administration, SBA). SBA координирует одну из крупнейших федеральных инициатив в области финансирования инновационной деятельности Программу инновационных исследований в сфере малого бизнеса (Small Business Innovation Research, SBIR), а также Программу трансфера технологий для малого бизнеса (Small Business Technology Transfer Program, STTR). В 2005 году в рамках программ SBIR и STTR было принято решение о финансировании инноваций малых и средних компаний на общую сумму около 2 млрд долл. США.

В инновационной системе Конгресс США играет роль законодательного органа, осуществляет ассигнование бюджетных средств, проводит слушания по вопросам, касающимся инноваций, а также реализует необходимый контроль над бизнесом. Конгресс действует через структуру комитетов. Основными комитетами по вопросам инновационной деятельности являются Комитеты палаты представителей по Малому бизнесу и по Науке и технике, а также Комитет Сената по торговле, науке и транспорту. Сенат также утверждает назначения руководителей (например, Министра торговли или директора NIST).

Правительства штатов, как правило, принимают гораздо более активное участие в инновационном процессе, чем федеральное правительство, в первую очередь, из-за близости к потребностям конкретных отраслей, которые составляют основу их региональных экономик. Многие из недавних федеральных программ имеют исторические корни в долгосрочных инициативах штатов и региональных инновационных инициативах.

Большая часть инноваций в США  реализуется частным сектором. По данным NSF, после 2000 года частные предприятия  ежегодно финансировали более 70 % расходов на прикладные исследования и разработки в США. Последние 20 лет компании частного сектора являлись исполнителями прикладных исследований и разработок на сумму более чем 80 % общих расходов на эти цели в США. Инновации в частном секторе промышленности стимулируются как крупными транснациональными и национальными корпорациями, так и высокотехнологичными малыми предприятиями. Развитый сектор венчурного капитала оказывает существенную поддержку высокотехнологичным «стартапам».

Целый ряд организаций-посредников играет важную роль в национальной инновационной политике. В 1980-х гг. в результате озабоченности конкурентоспособностью обрабатывающей промышленности США, снижающейся по сравнению с Японией и ФРГ, был создан Совет по конкурентоспособности (Council on Competitiveness).

Существуют также Национальные академии, которые предоставляют  консультации по вопросам науки и  технологий. Эти организации проводят исследования, а также в целях совместного обсуждения текущих проблем и оценки эффективности инновационной политики организуют конференции и рабочие совещания и обеспечивают работу форумов раз личных субъектов американской инновационной политики. Частный сектор и университеты, наряду с правительственными учреждениями, играют важную роль в выборе и планировании направлений политики. Кроме того, существует ряд специальных организаций, отвечающих за обучение и обмен инновационными практиками между штатами.

Важнейшим элементом инновационной  системы США является вузовская наука. В то время как частные фирмы проводят до 90 % ОКР и примерно 70 % прикладных исследований, фундаментальные исследования осуществляются главным образом в университетах и колледжах (примерно 60 % от общего объема всех фундаментальных исследований), в основном на выделяемые федеральным правительством средства. Такое разделение труда доказало свою высокую эффективность – университетские профессора традиционно далеки от потребностей рынка, а частные предприятия, в свою очередь, не имеют достаточных ресурсов для проведения фундаментальных исследований и не обладают широтой перспективы, необходимой для науки такого уровня. Кроме того, сама природа фундаментальных исследований часто означает невозможность оценки коммерческой ценности их результатов на ранних этапах работ, что делает их слишком рискованными для частных предприятий. Университеты также играют важную роль в передаче технологий и являются центрами формирования бизнес-инкубаторов [3].

В США порядка 150 первоклассных  университетов, но даже на этом фоне выделяются университеты так называемой Ivy Leagиe - Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский, - а также Университет Беркли, Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт и некоторые другие высшие учебные заведения. Вместе с тем ни в коем случае не стоит сбрасывать со счета университеты штатов, может быть не имеющие столь высокой научной репутации и такого количества нобелевских лауреатов среди своих профессоров, но вносящие существенный вклад в инновационное развитие.

К их числу относятся университет  Миннесоты - один из крупнейших в США по количеству студентов, Висконсинский университет и многие другие. Именно в университетах сосредоточена основная масса проводящихся в США исследований в области фундаментальной науки и значительная часть прикладных исследований [5].

Система национальных лабораторий  и центров научных исследований (FFRDC, Federally Funded Research and Develpment Centers) имеет большое значение в сфере НИОКР. FFRDC финансируются из федерального бюджета. С этой системой связано девять министерств. Министерство энергетики США имеет самую большую и самую географически разветвленную сеть национальных лабораторий, четыре из которых управляются частными компаниями, четыре - некоммерческими организациями, и еще восемь находятся в ведении университетов. В последние годы национальные лаборатории делают большой упор на трансфер технологий и инновации, в том числе через свои бюро по передаче технологий, а также поощрение лицензирования и создание инкубаторов технологий.

Консорциум федеральных лабораторий  по трансферту технологий (FLC, The Federal Laboratory Consortium for Technology Transfer) является общенациональной организацией, созданной для укрепления кооперации между различными агентами инновационной системы, оказания различных услуг федеральным лабораториям и исследовательским центрам и содействия трансферту технологий. Кроме того, существует большое количество совместных проектов и инициатив с участием министерств, ведомств и частного сектора [3].

Глава 3. Система  инструментов инновационной политики США

 

Основным инструментом политики США  в сфере научных исследований является открытое конкурсное финансирование через Национальный научный фонд (NSF). Медицинские исследования финансируются аналогичным образом через Национальные институты здравоохранения (NIH).

NSF – независимое федеральное  агентство, созданное Конгрессом в 1950 году для развития естественных, технических и гуманитарных наук. Это единственное федеральное агентство, чьей задачей является поддержка фундаментальной науки и инженерного дела во всех областях, кроме медицины.

 Решение о финансировании проекта принимается на базе независимой экспертной оценки с учетом потенциального влияния проекта на достижение некоторой стратегической цели (повышение безопасности, улучшение здравоохранения, развитие образования и др.)

Первым приоритетом NSF является поддержка индивидуальных исследователей, предлагающих инициативные проекты. Соответственно, около 80 % исследований, финансируемых NSF, идут «снизу вверх», т.е. начинаются с поступления заявки от потенциальных исполнителей. Необходимо отметить, что некоторые области исследований сильнее определяются политикой «снизу вверх», чем другие. Это касается, например, астрономии, в которой надо планировать исследования на 10 лет вперед из-за необходимости доступа к глобальной инфраструктуре для астрономических исследований.

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в США