Государственная поддержка инновационной деятельности в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны.
По мере усиления международной конкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергается радикальной перестройке.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития государственной инновационной политики США 4
Глава 2. Структура инновационной системы США 9
Глава 3. Система инструментов инновационной политики США 13
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Для стимулирования научного прогресса и решения общественных задач особое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям. В настоящее время обсуждаются концепции трансформационных и высокорискованных проектов с высокой отдачей. К ним относятся проекты, которые могут привести к серьезным прорывам в решении научных или общественных задач. Специальное подразделение Научной комиссии занимается поиском, описанием и финансированием таких проектов.

Другой механизм, который широко используется NSF для получения информации напрямую от отдельных исследователей, – это встречи, семинары, конференции. Они проводятся в течение всего года и практически по всем научным направлениям, чтобы собрать вместе всех заинтересованных лиц с целью определения новых перспективных направлений и возможностей. Результаты таких мероприятий позволяют NSF разрабатывать новые исследовательские проекты, в частности, в междисциплинарных и новых, возникающих на стыке традиционных тем областях.

Деятельность NSF главным образом сфокусирована на фундаментальных исследованиях, но некоторые из программ фонда, такие как Инженерно-исследовательские центры и Индустриально-исследовательские центры, имеют промышленную направленность. Кроме того, NSF является надежным источником информации о состоянии инновационной системы США, необходимой для инновационной политики, и по спонсируемым исследовательским проектам и инициативам в области анализа и оценки инновационной деятельности.

Во главе фонда стоит совет из 24 видных научных и общественных деятелей, назначаемых президентом США с согласия Сената на шестилетний срок и работающих на общественных началах. Текущей деятельностью управляет директор фонда.

В центральном офисе NSF работают около 2 100 сотрудников, включая около 200 ученых – сотрудников исследовательских институтов, которые выполняют для фонда временные работы.

Структура NSF включает семь департаментов (биологических наук, компьютерных и информационных технологий, образования и человеческих ресурсов, наук о земле, математики, физики, а также социальных, поведенческих и экономических наук) и шесть офисов или управлений (информационная инфраструктура, интеграционная деятельность, международные науки и инженерное дело, программы арктических и антарктических исследований, бюджет, финансирование и распределение средств, а также информация и управление ресурсами). Управление по интеграции занимается объединением и управлением миссиями фонда, координацией и надзором за взаимодействием между департаментами.

Программные менеджеры ответственны за принятие окончательного решения о финансировании. Большинство из них вовлечены во многие программы сразу, но обычно руководят только одной из них, за которую они отвечают. Главы каждого департамента имеют право изменить решения, принятые программными менеджерами, хотя редко это делают.

Фонд имеет многочисленные наблюдательные советы. Они собирают мнения и результаты работы различных комиссий и выдают рекомендации руководителям NSF о приоритетах и возможностях. Так, например, у каждого директора департамента есть такой совет, который обычно собирается дважды в год. Члены таких советов в основном происходят из академических кругов, но часто встречаются и представители промышленности.

Каждое подразделение внутри департаментов подвергается аудиторской проверке внешними учеными, формирующими комитет посетителей по поручению наблюдательного совета, которые оценивают адекватность как портфеля, так и процесса.

В NSF разработана углубленная справедливая, конкурентная и прозрачная система экспертной оценки научно-исследовательских проектов. Каждая заявка на финансирование оценивается как минимум тремя независимыми экспертами из ученых, инженеров и преподавателей, которые не работают в этом фонде. NSF выбирает рецензентов из числа национального пула экспертов в каждой из областей, и их оценки носят конфиденциальный характер.

В настоящее время в среднем  около 50 тыс. специалистов каждый год входят в состав экспертных групп NSF. Задачей рецензента является выявление проектов наиболее

высокого уровня. Процесс рецензирования NSF считается «золотым стандартом» в рецензировании научных проектов, и гарантирует, что только лучшие проекты перейдут на стадию финансирования.

Двумя основными критериями оценки проектов при экспертизе являются влияние потенциального результата исследовательского проекта на сферу образования или достижение определенной общественной цели и повышение исследовательского потенциала, в том числе совершенствование способностей и квалификации исследователей.

Менеджеры NSF рассматривают сам  проект и материалы, полученные от внешних  экспертов. После научного, технического и программного анализа программный  менеджер принимает или отклоняет  заявку. Заключительный этап принятия или отклонения проекта завершается на уровне отделов NSF. Ответственный исследователь, чей проект был отклонен NSF, получит информацию и объяснения причин отклонения вместе с копиями отзывов, которые учитывались при принятии решения. Если объяснение не удовлетворят исследователя, он может запрашивать дополнительную информацию у ответственного сотрудника или директора подразделения NSF. Если проект принят, рекомендации представляются в Отдел грантов и соглашений NSF. Менеджер этого отдела рассматривает рекомендацию и, как правило, в течение 30 дней после представления документов присуждает финансирование.

Финансирование выделяется NSF в рамках четырех стратегических направлений: научные исследования (54 % бюджета в 2008 году), исследовательская инфраструктура (26 %), обучение (14 %), управление исследовательскими ресурсами (6 %). Это финансирование составляет всего 4 % от общих федеральных затрат на исследования и разработки, однако через NSF распределяется более 30 % общего федерального финансирования немедицинских фундаментальных исследований. В отдельных областях, таких как исследования космоса, основными источниками финансирования являются другие федеральные агентства (например, NASA). В остальных финансирование осуществляет в основном NSF. Большая часть (около 70 %) финансирования предоставляется исследователям в колледжах, университетах и академических консорциумах. В целях укрепления связей между образовательными, промышленными и исследовательскими элементами инновационной системы NFS реализует программы по созданию совместных промышленно-университетских центров (IUCRC, Industry/University Cooperative Research Center) и инженерно-исследовательских центров (ERC, Engineering Research Centers).

Целью программы IUCRC является содействие научным исследованиям с участием промышленных предприятий, университетов и правительства, а также поддержка развития научно-исследовательской инфраструктуры. Программа также предоставляет научные и образовательные возможности студентам. NSF обеспечивает начальный капитал, необходимый для создания центров, а затем оплачивает административные и другие расходы на срок до пяти лет. Годовой бюджет типичной IUCRC находится в диапазоне 1–2 млн долл США. К 2007 году было создано 55 IUCRC.

В 1985 году стартовала программа ERC –  масштабная инициатива качественного  изменения инженерного образования и его роли в экономике США. Признавая, что в условиях современного мира традиционного повышения эффективности и качества уже недостаточно для сохранения конкурентоспособности, организаторы программы реализуют ряд мер, призванных радикально повысить инновационный потенциал США в глобальном контексте.

Помимо укрепления симбиотических отношений между различными участниками  инновационного процесса и развития коммерциализации технологий, большое внимание уделяется выявлению талантливых студентов инженерных специальностей, предоставлению им возможностей для участия в НИР и ОКР еще во время учебы (в том числе и в совместных международных проектах), развития их творческих способностей и мотивации их на получение более продвинутых научных степеней.

NSF ежегодно предоставляет каждому  ERC финансирование на уровне 2 млн  долл. Возможность продолжения финансирования  зависит от итогов проводимых  каждые три года тщательных проверок результатов работы центра. Максимальный срок поддержки составляет одиннадцать лет. Бюджеты ERC составляют около 10 млн долл. США и формируются из финансирования NSF и исследовательских грантов других федеральных агентств, контрактов, финансирования правительств штатов, университетов, членских взносов частных компаний и взносов в виде товаров или услуг. К 2007 году было создано 20 ERC.

Одной из основных федеральных программ коммерциализации и развития малого инновационного бизнеса является SBIR (Small Business Innovation Research). Эта программа требует от федеральных ведомств с существенным бюджетом НИОКР предоставлять целевое финансирование для НИОКР в малом бизнесе. Одной из целей SBIR является повышение возможностей малых предприятий по удовлетворению федеральных потребностей в НИОКР. Одиннадцать министерств с суммарным годовым бюджетом научных исследований в 100 млн долл. США и выше должны резервировать 2,5 % этого финансирования для подателей заявок по программе SBIR [3].

Малые предприятия, претендующие на участие  в программе SBIR должны соответствовать  следующим жестким критериям:

  • Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.
  • Предприятие должно быть прибыльно работающим.
  • На предприятии должны работать профессиональные исследователи, разработчики и аналитики, их количество может достигать 2/3 от общего числа занятых.
  • Количество занятых не должно превышать 500 работающих [6].

Инновационные проекты малых предприятий, получив на конкурсной основе соответствующие  субсидии или гранты, приступают к  реализации своих проектов. Программой SBIR предусмотрено следующие три фазы развития инновационных проектов.

I фаза является начальным этапом  инновационной разработки и базируется  на предложениях федеральных  агентств по тематике НИОКР  с размером субсидий или грантов до $100 тыс. На этом этапе определяются ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, анализируется техническая осуществимость и экономическая целесообразность разработки. Эта работа длится примерно 6 месяцев и преследует следующие цели:

  • Подтверждение способности МСП к проведению НИОКР;
  • Подтверждение осуществимости инновационного решения;
  • Получение достаточных результатов для заключения о целесообразности дальнейшего проведения работ и значительного увеличения капиталовложений во II фазе, в расчёте на повышение экономической эффективности проекта.

II фазой является дальнейшим  расширением инновационной разработки, начатой и успешно развивавшейся  в I фазе. Величина субсидии (или  гранта) определяется на конкурсной  основе, исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе, может составлять не более $750 тыс. Предприятия, не принимавшие участия в I фазе или не получившие положительного результата не допускаются к участию в конкурсе на продолжение работ по II фазе. На этом этапе длительность работ не превышает 2-х лет. В течение II фазы завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала.

III фаза программы SBIR является  периодом внедрения результатов  II фазы из лабораторной практики в рыночную среду и завершается масштабным коммерческим применением. Однако, программа SBIR не предоставляет государственных средств для поддержки работ на этой фазе. В этой связи, при посредничестве SBIR, для финансирования работ по III фазе применяются такие механизмы как:

  • Создание венчурных предприятий и заключение контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг;
  • Организация партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлечение средств частных инновационных фондов;
  • Заключение контрактов с государственными агентствами на производство продуктов и процессов, которые будут использованы федеральным правительством;
  • Активное содействие администрации программы SBIR в изыскании источников финансирования в других федеральных агентствах, в частном секторе или в структурах поддержки МСП.

По данным агентства АМБ, ежегодно в рамках программы SBIR реализуется  свыше 6 тыс. проектов на общую сумму  более $2 млрд. при этом успешно завершают II фазу не более 1/3 от общего количества проектов [6].

После принятия в 1992 году закона «О передаче технологий малому бизнесу» (Закон 102-564) SBIR в задачи программы было включено содействие партнерству частных  фирм и университетов. Кроме того, была запущена новая программа финансирования совместных исследовательских проектов малых предприятий университетов и федеральных лабораторий (STTR, Small Business Technology Transfer) [3],

Важнейшую задачу по совершенствованию  технологий выполняет программа STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность МСП получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации.

Основными заказчиками исследований по этой программе с общим годовым  бюджетом более $1 млрд. являются крупнейшие правительственные ведомства США. Программа STTR финансируется из бюджетных  средств, направляемых на выполнение НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок - малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР.

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в США