Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:01, реферат

Описание работы

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:
- разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

Содержание

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности ……………………………………………….…5
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики…5
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций ….6
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов …………………………………………………………………………8
1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………….. 10
1.5 Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов…..…………………………………………………………………….11
1.6 Финансирование инновационной деятельности ………………….…12
Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ ………………………………………………………………15
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ………………………………………………………………………………... 15
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики ……….19
2.3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации…….. 22
2.4 Состояние инновационной сферы …………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Анализ государственного регулирования инновационной деятельности.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Основным органом, координирующим  деятельность министерств и ведомств  в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная  комиссия по научно-технической  политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

     Основными функциями комиссии  являются обеспечение согласованной  работы федеральных органов исполнительной  власти и исполнительных органов  субъектов РФ, Российской академии  наук, отраслевых академий наук  по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

     Министерство образования и науки  РФ является центральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим  формирование и практическую  реализацию государственной и  научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:

    -организация научно-технического  прогнозирования;

    -выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;

    -разработка и применение организационно-экономических  механизмов реализации выбранных  приоритетов;

    -создание государственных научно-технических  программ и проектов;

    -методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;

    -финансирование гражданских НИОКР  общегосударственного значения;

    -создание и развитие благоприятной  среды для научной и инновационной  деятельности;

    -формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;

    -организация условий для опережающего  развития фундаментальных научных  исследований;

    -обеспечение формирования государственной  политики в области международных  связей в сфере образования,  науки и техники и др.

     Министерство экономического развития  и торговли РФ в рамках определения  форм и методов государственного  воздействия на экономику:

    -непосредственно разрабатывает  государственную инновационную  политику;

    -устанавливает приоритеты в развитии  народного хозяйства страны и се регионов;

    -определяет основные направления  инвестиционной политики, в том  числе меры по стимулированию  инновационной активности;

    -организует разработку федеральных  целевых программ но развитию  приоритетных отраслей и сфер  экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.

     Минфин РФ осуществляет бюджетное  обеспечение инновационной политики  и аудит использования финансовых  ресурсов.

     Структура механизма государственного  регулирования инновационных процессов  показана на рис. 1.

   

   Рисунок 1 Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов  в Российской Федерации

   Задачи  каждого элемента, вошедшего в  структуру механизма государственного регулирования, вкратце были рассмотрены  выше. 

    2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики

   В нашей стране все больше уделяется  внимания созданию комплексных концепций  научно-технического развития:

   -ориентирование  и поддержка научных исследований;

   -регулирование  направлений научно-технического  развития;

   -защита  отечественной промышленности, повышение  ее конкурентоспособности;

   -совершенствование  системы стимулирования научно-технического  развития;

   -лицензионно-патентное  право (патентование, доступность патентной информации);

   -поддержка  регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);

   -разработка  критериев оценки результатов  инновационной деятельности и  ее оценка;

   -совершенствование  методов управления научно-техническим  развитием;

   -выбор  приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;

   -формирование  и реализация федеральных научных  и научно-технических программ  и проектов, а также определение  федеральных органов исполнительной  власти, ответственных за их исполнение;

   -финансирование  научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;

   -содействие  развитию научной, научно-технической  и инновационной деятельности  субъектов РФ;

   -совершенствование  управления государственными научными  организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

   -реализация  обязательств по научным и  научно-техническим программам и  проектам, предусмотренным международными  договорами РФ;

   -охрана  прав интеллектуальной собственности;

   -формирование  единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;

   -установление  государственной системы аттестации  научных и научно-технических  работников.

   Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:

   -создание  экономических, правовых и организационных  условий для инновационной деятельности;

   -повышение  эффективности производства и  конкурентоспособности продукции  отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

   -содействие  активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных  отношений и предпринимательства  в инновационной сфере;

   -расширение  государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

   -содействие  расширению взаимодействия субъектов  Российской Федерации при осуществлении  инновационной деятельности;

   -осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

   Основными приоритетными направлениями инновационной  политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

     работы по созданию, освоению  и распространению техники и  технологий, которые ведут к кардинальным  изменениям в технологическом  базисе страны. Эти работы носят,  как правило, межотраслевой характер  и не могут быть решены при  существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

   работы  по крупным отраслевым научно-техническим  проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным  предприятиям;

   научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

   направления НТП, связанные с международным  разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

   Результатами  реализации новой инновационной  политики должны являться:

   -качественно  новый уровень ресурсосбережения,  рост производительности труда,  фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости  продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

   -качественно  новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;преодоление технического отставания страны;

   -достижение  высокого уровня социальной направленности  НТП за счет широкого распространения  новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

   Необходимо  разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки  зрения условий, содержания и творческого характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров. Требуется создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников. 

   2.3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации

   Стратегия инновационного развития Российской Федерации  на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» (далее – Стратегия) разработана  на основе положений Концепции долгосрочного  развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР) в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года.

   Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития  за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок.

   Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала, Долгосрочного  научно-технологического прогноза и  должна стать ориентиром  для  разработки концепций и программ социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов. 

   Цель  Стратегии - перевод к 2020 году экономики  России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными  показателями:

  • доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50% в 2020 году (в 2009 году - 9,4%);
  • доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10% в 5 - 7 и более секторах к 2020 году;
  • удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% в 2020 году (в 2008 году - 0,35%);
  • валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17 - 18% в 2020 году (в 2009 году - 12,7%);
  • удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 - 35% в 2020 году (в 2010 году - 4,9%);
  • внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5 - 3% валового внутреннего продукта в 2020 году (в 2009 году - 1,24%), из них больше половины - за счет частного сектора.
  • доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 году (в 2010 году - 2,13%);
  • число цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в WEB of Science, повысится до 2,1 ссылок в 2020 году (в 2006 году - 1,51 ссылки на статью);
  • не менее 4 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу QS World University Rankings (в 2010 году - 1);

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности