Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:01, реферат

Описание работы

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:
- разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

Содержание

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности ……………………………………………….…5
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики…5
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций ….6
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов …………………………………………………………………………8
1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………….. 10
1.5 Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов…..…………………………………………………………………….11
1.6 Финансирование инновационной деятельности ………………….…12
Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ ………………………………………………………………15
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ………………………………………………………………………………... 15
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики ……….19
2.3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации…….. 22
2.4 Состояние инновационной сферы …………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Анализ государственного регулирования инновационной деятельности.doc

— 180.50 Кб (Скачать)
 
  • количество  патентов, ежегодно регистрируемых российскими  физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США  и Японии превысит в 2020 году 2,5 - 3 тысячи (в 2009 году - 63);
  • доля средств, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счёт всех источников, достигнет 25%

   В Стратегии определены 20 ключевых шагов, которые необходимы для достижения поставленных целей (табл 1)

   Таблица 1

   20 КЛЮЧЕВЫХ ШАГОВ  СТРАТЕГИИ

 
   Радикальное наращивание инновационной активности  
в государственном секторе
экономики – в компаниях  
с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе через принятие и реализацию ими программ инновационного развития
   Инновационный бизнес
   Формирование  «дорожных карт» развития ключевых технологий с определением мер поддержки и выделением необходимой степени международной кооперации при их создании (покупка за рубежом/совместная разработка с зарубежными партнерами/самостоятельная разработка)
   
   Последовательное  и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемиологических требований, а также требований к энерго- и ресурсоемкости продукции (услуг) и используемых технологий, определение системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих их создание и внедрение, по ключевым направлениям технологического развития российской экономики
   
   Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития,  
в том числе через запуск деятельности технологических платформ
   
   Введение  дополнительных льгот (в том числе налоговых)  
для развития инжиниринга и информационных технологий
   
   Значительное  повышение качества и престижа инженерного образования, в том числе за счет создания специальной стипендиальной программы для студентов инженерных специальностей, более тесной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных предприятиях, а также мер по содействию  
в получении (аренде или ипотеке) жилья инженерами, устраивающимися на работу по специальности
   Инновационный человек
   Корректировка образовательных стандартов и внедрение  новых технологий обучения в базовом образовании (включая дошкольное и школьное) в целях большей его ориентации на формирование навыков, необходимых для инновационной экономики
   
   Выстраивание  системы поиска и продвижения талантливых детей 
(в первую очередь, по естественнонаучным и техническим направлениям)
   
   Значительное  повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в СМИ, на телевидении,  
через кинофильмы
   
   Формирование  необходимых инструментов и механизмов поддержки государственных закупок инновационной продукции и эффективного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в рамках создания федеральной контрактной системы    Государство
   Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде во всех случаях, где это технологически возможно. Обеспечение полностью безбумажного документооборота не только между федеральными органами власти, но и во взаимодействии с регионами
   
   Активизация поддержки выхода на внешние рынки российских высокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание финансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных зарубежных активов    Глобализация
   Выстраивание  работы по содействию российским компаниям  в поиске зарубежных технологических  партнеров, по формированию и реализации совместных проектов, по разработке новых технологий и выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями  
из наиболее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых представительств Российской Федерации
   
   Достройка и полноценный запуск механизма “инновационного лифта”, в том числе за счет активизации деятельности Российского фонда технологического развития, в целях стимулирования инноваций среднего и крупного бизнеса    Инфраструктура
   Формирование  сети ведущих вузов. Развитие исследовательских компетенций вузов, расширение выполнения на их базе  НИОКР в интересах компаний реального сектора экономики. Формирование (по разным моделям и в разных формах) сети национальных исследовательских центров (лабораторий)  
по ключевым направлениям технологического развития
   Эффективная наука
   Перераспределение финансирования к активным исследовательским коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выделения средств на науку; повышение мобильности ученых между научными и вузовскими организациями
   
   Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров    Территории  инноваций
   Формирование  территориальных центров генерации и коммерциализации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО
   
   Радикальное повышение эффективности выработки и реализации Правительством Российской Федерации инновационной политики, в том числе через четкое распределение координирующих функций между федеральными органами исполнительной власти и определение ответственных за реализацию отдельных направлений политики    Политика
   Обеспечение приоритетности финансирования инноваций 
в следующем цикле бюджетного планирования

   2.4 Состояние инновационной сферы

   Данная  Стратегия, опираясь на положительные  результаты, достигнутые в реализации инновационной политики в предыдущие годы, корректирует ее наиболее существенные недостатки, учитывает новые направления политики поддержки инноваций, сформированные в последние годы.

   В 2005 году были приняты Основные направления  политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году – Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года. В рамках реализации этих программ и стратегий заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.

   Прежде  всего, за последние годы значительно  увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2006-2008 годов), так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды (с государственным участием через ОАО «Российская венчурная компания»), Российский фонд технологического развития, Российский банк развития, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), ОАО «РОСНАНО», поддерживающие проекты в сфере нанотехнологий.

   Значительные  усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей). Почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов). Число таких вузов будет постепенно расти. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет выделено 90 млрд. рублей).

   Начата  работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе Курчатовского института). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.

   Положено  начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра «Сколково» создается технический университет, цель которого в перспективе – вхождение в мировую «университетскую элиту». 

   Создается система софинансирования государством инновационных проектов частных  компаний через управляющую организацию  проекта Сколково, Российский фонд технологического развития, другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.

   Проведена  значительная работа по совершенствованию  правового режима инновационной  деятельности – уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Принят закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. За первый год его применения уже создано более700 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.

   Важно и то, что в последние два-три  года вопросы стимулирования инноваций  вынесены на самый высокий политический уровень. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию, в рамках которой определены государственные научно-технологические приоритеты, начато финансирование конкретных проектов в рамках этих приоритетов. Повышен статус Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны.

   В целом, не удалость переломить ряд  значимых для инновационного развития негативных тенденций. Не удалось существенно ускорить процесс интеграции национальной инновационной системы в глобальную. Не удалость кардинально повысить инновационную активность и эффективность работы компаний, в том числе государственных, создать конкурентную среду, стимулирующую использование инноваций. Еще многое нужно сделать для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, повышения уровня коммерциализации научных разработок государственных академий наук и вузов в России до уровня развитых стран ОЭСР.  Государственные средства, выделяемые на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в большинстве секторов экономики расходуются недостаточно эффективно. Не удалось решить проблему старения научных кадров, хотя для улучшения ситуации государство предприняло значительные усилия.

   Неудовлетворительные  результаты реализации инновационной  политики в предшествующие годы были обусловлены в значительной мере недостаточной «стыковкой» политики поддержки инноваций и общей  социально-экономической политики. Инновационная политика вплоть до принятия в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция долгосрочного развития, КДР) была на периферии экономической повестки дня. Объективно более высокий приоритет имело поддержание макроэкономической стабильности, усиление социальной защиты и развитие отраслей социальной сферы, модернизация инфраструктуры. При этом недостаточно эффективными оказались и ключевые с точки зрения наращивания инновационной активности общие направления социально-экономической политики, такие как создание благоприятного инвестиционного климата и борьба с коррупцией, политика в сфере технического регулирования,  таможенное регулирование и администрирование, политика в сфере развития конкуренции. Создаваемые общие экономические условия для инноваций были недостаточно благоприятными.

   Одновременно  реализовывавшаяся инновационная  стратегия, хотя и включала в качестве целевых показатели коммерциализации разработок и общей инновационной  активности бизнеса, в большей степени была ориентирована на поддержку предложения в сфере исследований и разработок. Недостаточная приоретизация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, развитию человеческого капитала, поддержке инноваций в регионах и целого ряда других не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода и ликвидацию «узких мест» в инновационной системе страны.

   В результате, на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом  низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

   Ни  частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2009 г. в России оцениваются в 1,24% ВВП  против 1,54% ВВП в Китае; 2,34% в странах ОЭСР; 2,79% ВВП в США; 3,44% ВВП в Японии.

   Баланс  платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20.6 млн. долл.) поступательно  снижался и в 2009 году составил -1000,8 млн. долл. При этом примерно за данный период страны-лидеры в области инноваций  достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,2 раза, Великобритания в 1,4 раза).

   Одновременно  начинает формироваться новая неблагоприятная  тенденция отставания в достижении показателей, предусмотренных Основными  направлениями деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года в части науки и инноваций.

   Эти тенденции определяют необходимость  корректировки проводившейся до сих пор политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания  общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на радикальное повышение эффективности, концентрацию усилий государства на решении критических для инновационного развития проблем.

   Заключение

   Подводя итоги следует отметить, что необходимость  государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

   Методы  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране и выбранной в связи  с этим концепцией государственного регулирования.

   В настоящее время инновационная  деятельность в России переживает трудные  времена. Инновационная политика государства  призвана решать основные проблемы государства, её задачей является обеспечение  увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

   -развитие  имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;

   -укрепление  и гармонизация связей между  отдельными звеньями национальной  инновационной системы;

   -обеспечение  необходимых условий для деятельности  как целостной системы и реализации  её конкурентных преимуществ.

 

    Список литературы

  1. Аверцев М.Ю. Структура государственного регулирования инновационных процессов. // Экономист. 2008.
  2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебн.пособие. – М.: Гардарики, 2008.
  3. Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России // Вопросы экономики. – 2007.
  4. Голиченко О. Российская инновационная система: принципы развития // Вопросы экономики. – 2007.
  5. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 128 с.
  6. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 69 с.
  7. Ленчук Е.Б. Финансирование инновационной деятельности в России // ЭКО. – 2008.
  8. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 238 с.
  9. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  10. Российский статистический ежегодник 2010. – М.: Госкомстат, 2010.
  11. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент – М: ИНФРА & М , 2008г
  12. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева и др. -М., 2008.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности