Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:01, реферат

Описание работы

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:
- разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

Содержание

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности ……………………………………………….…5
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики…5
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций ….6
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов …………………………………………………………………………8
1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов……………………………………………………………………….. 10
1.5 Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов…..…………………………………………………………………….11
1.6 Финансирование инновационной деятельности ………………….…12
Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ ………………………………………………………………15
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ………………………………………………………………………………... 15
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики ……….19
2.3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации…….. 22
2.4 Состояние инновационной сферы …………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Анализ государственного регулирования инновационной деятельности.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Восьмой аспект - зависимость глобальной  конкурентоспособности национальной  экономики от уровня развития  инновационных процессов.

     Девятый аспект - взаимосвязь уровней  научного потенциала и национальной безопасности.

     Наконец еще одним аспектом  в данном перечне является  возможность использования научно-технических  достижений в антиобщественных  целях.

     «Необходимость государственного  регулирования инновационных процессов  объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.»

     С одной стороны, в настоящее  время инновации становятся основным  средством увеличения прибыли  хозяйствующих субъектов за счет  лучшего удовлетворения рыночного  спроса, снижения производственных  издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.

     «Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.» 

    1.4 Прямые методы  государственного  регулирования инновационных процессов

     Прямые методы государственного  регулирования инновационного процесса  осуществляются преимущественно  в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой. Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

     «Программно-целевая форма государственного  регулирования инноваций предполагает  контрактное финансирование последних  посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.»

     Контрактное финансирование представляет  собой один из элементов распространенной  в настоящее время системы  контрактных отношений - договоров  между заказчиками и подрядчиками.

     В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

     В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи. 

    1.5 Косвенные методы  государственного  регулирования инновационных процессов

     В государственном регулировании  инновационных процессов важную  роль играют и косвенные методы.

     «Косвенные методы, используемые  в реализации государственной  инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование  инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.»

     Состав, структура и содержание  косвенных методов государственного  регулирования инновационных процессов  достаточно разнообразны.

     К косвенным методам следует  отнести налоговые льготы и  скидки, кредитные льготы. Налоговые  льготы и скидки находят проявление:

    -в освобождении от налогообложения  той части прибыли предприятий  и организаций, которая направляется  на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;

    -исключении валютных средств  научных организаций и вузов  из числа налогооблагаемых доходов,  полученных от реализации научно-технической  (инновационной) продукции и направленных  на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

    -снижении ставок налога на  добавленную стоимость, имущество  и землю для научно-технических  организаций;

    -уменьшении в течение определенного  периода налогооблагаемой прибыли,  получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

     Эффективными при определенных  условиях могут быть такие  косвенные меры государственного  регулирования инноваций, как  кредитные льготы, т. е. предоставление  кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений. 

    1.6 Финансирование  инновационной деятельности

     «Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.» Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

  • четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
  • логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
  • множественность источников финансирования; широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
  • адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

     «В условиях регулируемых рыночных  отношений система финансирования  инновационной деятельности имеет  свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

    -создание необходимых предпосылок  для быстрого и эффективного  внедрения технических новинок  во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

    -сохранение и развитие стратегического  научно-технического потенциала  в приоритетных направлениях  развития;

    -создание необходимых материальных  условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

     В настоящее время в качестве  основных источников средств,  используемых для финансирования  инновационной деятельности, выступают:

    -бюджетные ассигнования, выделяемые  на федеральном и региональном уровнях;

    -средства специальных внебюджетных  фондов финансирования НИОКР,  которые образуют ИП, выделяемые  предприятиями, региональными органами  управления;

    -собственные средства предприятий;

    -финансовые ресурсы различных  типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

    -кредитные ресурсы специально  уполномоченных правительством  инвестиционных банков;

    -конверсионные кредиты для научно-технических  и производственных предприятий оборонного комплекса;

    -иностранные инвестиции промышленных  и коммерческих фирм и компаний;

    -средства национальных и зарубежных  научных фондов;

    -частные накопления физических  лиц.

     Суть стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики

    

 

    Глава 2 Анализ государственного регулирования инновационной  деятельности в РФ

   2.1 Органы государственного  регулирования инновационного  процесса в РФ

   В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.

     По своему содержанию управление  инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.

     «Организационный механизм государственного  регулирования инновационной деятельности  должен обеспечить учет мнений  всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.»

     Субъектами инновационной политики  выступают центральные и местные  органы власти, предприятия и  организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

     Общие вопросы инновационной  политики находят отражение в  указах Президента РФ. В подготовке  этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:

    -информирование Президента о  процессах, происходящих в научно-технической  сфере в стране и за рубежом;

    -разработка предложений о стратегии  научно-технической политики и  формировании приоритетных направлений  в ее реализации;

    -анализ и экспертиза поступающих  на заключение Президента проектов  законодательных актов по научно-техническим вопросам;

    -подготовка предложений о заключении  межгосударственных соглашений  по научно-техническим вопросам;

    -участие в подготовке официальных  документов и материалов по  научно техническим вопросам  для Президента РФ.

     Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности