Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:49, лекция

Описание работы

Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

Содержание

1. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
2. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
3. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Работа содержит 1 файл

Гос.Регулирование-лекция.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

  Япония. Государственная стратегия технического перевооружения промышленности и внедрения нововведений послевоенной Японии заключалась в использовании научных разработок и передовых технологий зарубежных стран. К концу 1960-х гг. Япония импортировала до двух тысяч новшеств в год, которые почти на 60 % обеспечивали прирост валового национального продукта страны. Затем государственная политика изменилась — был осуществлен переход от прямого заимствования к усовершенствованию зарубежных образцов, что позволило на основе собственных разработок заняться развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей.

  Успехи  Японии в развитии инновационных  процессов объясняются тесным сотрудничеством государственных ведомств и частных корпоративных структур на основе консенсуса участвующих сторон.

  Методы  государственного регулирования научно-технического развития в Японии принципиально не отличаются от применяемых в других развитых странах, однако имеются характерные особенности, свойственные только этой стране:

  1) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

  2) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

  3) контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

  Важнейшие направления государственной научно-технической  политики Японии начиная с 1995 г. формулируются в «Основных планах развития науки и технологий», которые принимаются каждые пять лет.

  Приоритетными направлениями «Второго основного  плана» (утвержден в марте 2001 г.) являются четыре: науки о жизни, информатика, нанотехнология и производство новых материалов. Государственную поддержку получают и несколько недавно возникших перспективных направлений: биоинформатика, системная биология и нанобиология.

  В 2001 г. для усиления функций государственного регулирования в научно-технической сфере вся система государственного аппарата была подвергнута коренной реорганизации. Новая государственная администрация Японии в области науки и техники сформирована как компактная структура, одну часть которой составляет управление кабинета министров, отвечающее за разработку национальной научно-технической политики и общую координацию важнейших программ и проектов, а вторую — семь министерств и ведомств, в рамках которых реализуются намеченные технологические цели.

  Европейский Союз (ЕС). Поддержка стратегических отраслей промышленности в странах Западной Европы осуществляется как на государственном, так и на межгосударственном уровне.

  Страны  Западной Европы, чтобы противостоять  обострившейся конкуренции со стороны фирм из США, Японии и других экономически развитых стран, объединяют свои усилия для повышения научно-технического и технологического уровня национальных компаний. Исследовательские фонды выделяются по принципу качества проектов независимо от степени участия страны в проекте или национальных квот.

  Информация  и результаты исследований доступны всем участникам проекта независимо от их финансового вклада, каждому участнику предоставляется бесплатная лицензия.

  Основным  принципом действия ЕС является принцип  дополнения, т.е. ЕС принимает меры только тогда, когда страны-члены не могут достичь каких-то целей самостоятельно или когда эти цели из-за их важности и масштабности могут быть решены только совместно.

  Вопросы стимулирования инновационной деятельности все в большей степени выходят за национальные рамки. Научная политика ЕС определяется так называемыми рамочными пятилетними программами.

  Так, например, одним из приоритетов Шестой рамочной программы (2002 — 2006), бюджет которой составляет 17,5 млрд. евро, является исследование генетической природы живых организмов и использование полученных результатов для улучшения качества и продления жизни человека.

  В апреле 2005 г. был опубликован проект Седьмой рамочной программы по научным  исследованиям, технологическим разработкам и демонстрационной деятельности. В отличие от предыдущих эта программа рассчитана на семь лет (2007 — 2013), предполагаемый бюджет — 73 млрд. евро. Программа содержит четыре специализированные подпрограммы, соответствующие основным целям европейской научной политики: «Сотрудничество», «Идеи», «Человеческий потенциал», «Научно-исследовательский потенциал».

  Первая  из подпрограмм включает совместные исследования по направлениям: здравоохранение, продукты питания, сельское хозяйство, информационные, коммуникационные и биотехнологии; окружающая среда и климатические изменения; социально-экономические и гуманитарные науки; транспорт, в том числе аэронавтика; безопасность и космос.

  Международное сотрудничество предполагает открытость всех направлений деятельности по различным тематическим областям исследований для ученых и организаций третьих стран, включая Россию.

  3. Система государственного регулирования инновационных процессов в РФ

      3.1. Организация науки и научно-технических исследований

  В результате преобразований начала 1990-х гг. в России сформировались качественно новые социально-экономические и политические условия, которые привели к принципиальным изменениям в национальной инновационной системе.

  В период перехода к рыночным отношениям, сокращения ресурсных возможностей (прежде всего финансовых) вынужденно изменились государственные приоритеты, что привело к уменьшению финансирования научных работ и государственного оборонного заказа. Отрицательное влияние на развитие науки в период реформ оказало почти двукратное сокращение наиболее квалифицированных специалистов-исследователей, которое произошло в основном в результате внутренней «утечки умов», прежде всего молодых ученых. В России работает 12 % общей численности ученых мира, но страна производит менее 1 % наукоемкой продукции на мировом рынке; разработку и освоение инноваций осуществляют только около 10,6 % промышленных предприятий (в США - около 30 %).

  В долгосрочной перспективе государство  будет ориентироваться на увеличение доли затрат на науку в ВВП и доли инновационной продукции в структуре промышленного производства. В настоящее время доля затрат на науку в ВВП России составляет 1,17 % (величиной, при которой обеспечивается минимально допустимый уровень национальной безопасности, является 2 %), тогда как в Швеции — 3,8; в Японии — 3,15; в США — 2,68. Доля инновационной продукции в структуре промышленного производства — обобщающий показатель результатов инновационной деятельности — в России оценивается в 4—5% против 30 — 35% в технологически развитых странах.

  Сократить, а в перспективе преодолеть технологическое  отставание от передовых государств Россия не сможет только за счет развития собственной технологической базы, необходимо широко использовать зарубежные научно-технические достижения. Если в 1999 г., согласно данным Федеральной службы государственной статистики, было подписано 334 соглашения об импорте технологий в Россию на сумму свыше 16 млрд. руб., то в 2005 г. таких соглашений было уже заключено 1426 на сумму около 65,5 млрд. рублей. Осуществляется и экспорт российских технологий, который в 2005 г. составил 35,9 млрд. рублей (заключено 1 682 сделки).

  Таблица 3.1 - Организации, выполняющие исследования и разработки в России 

    Организации
1995г. 2000 г. 2003 г.
ВСЕГО 4059 4099 3797
Научно-исследовательские 2284 2686 2564
Конструкторские бюро 548 318 228
Проектные и проектно-изыскательские 207 85 68
Опытные заводы 23 33 28
Высшие  учебные заведения 395 390 393
Промышленные 325 284 248
Прочие 277 303 268

  В отличие от развитых индустриальных стран доля негосударственного финансирования науки в России является одной из самых низких в мире. Причина в том, что в стране еще не сформировалось ядро крупных компаний, стремящихся создавать и осваивать новейшие технологии. Некоторые успехи достигнуты лишь в крупных сырьевых компаниях (добыча и экспорт нефти, газа, производство металлов), которые не являются наукоемкими.

  Россия  задержалась с переходом к  новой экономике — «экономике знаний», развитию наукоемкого производства и информатизации общества. Лишь в последние годы в стране стали создаваться малые инновационно активные организации и предприятия, число которых достигло к 2000 г. 30,9 тыс. Именно они наиболее активны в разработке программных продуктов, лазерной техники, проведении маркетинговых исследований, а в области «улучшающих» нововведений заняты модернизацией продукции, имеющей хорошие рыночные перспективы. До 30 % этих предприятий организовано научными сотрудниками вузов, отраслевых и академических научно-исследовательских институтов и функционируют в тесной связи с «материнскими» структурами.

    3.2. Направления инновационного развития России

       Особенностью России является наличие в ее недрах значительных запасов различного вида минерального сырья, а также ее богатейший интеллектуальный потенциал. На основе анализа тенденций развития экономических и социальных процессов в мире из двух вариантов возможных стратегий был выбран вариант, основанный на реализации интеллектуального потенциала.

  Рамки стратегии установлены в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 30 марта 2002 г.

В этом документе  определены такие направления:

  - развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;

  - совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

- формирование национальной инновационной системы;

  - повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

  - сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;

- интеграция науки и образования;

- развитие международного научно-технического сотрудничества.

  Институциональными  нововведениями стали конкурсное финансирование научных и инновационных проектов через систему различных фондов; предоставление некоторых налоговых льгот на проведение исследований и разработок; реформу в сфере охраны прав интеллектуальной собственности; учреждение Венчурного инновационного фонда.

  В России сохранился значительный научно-технологический  потенциал, который позволяет формировать и реализовывать национальную инновационную стратегию. На территории страны действуют 47 наукоградов (Дубна, Жуковский, Королев, Обнинск, Бийск и др.), растет число инновационных центров, ориентированных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции. В регионах России создано 60 инновационно-технологических центров (ИТЦ), объединяющих около 300 малых фирм, занимающихся разработкой, созданием и выпуском небольших партий конкурентоспособной наукоемкой продукции. На территории страны действуют более 40 технологических парков.

  В России сохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований на научнотехнические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд. рублей, доля государственных расходов равна 57,8 %.

Информация о работе Государственное регулирование