Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:49, лекция

Описание работы

Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

Содержание

1. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
2. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
3. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Работа содержит 1 файл

Гос.Регулирование-лекция.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

В целях  дальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношений государства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности.

  Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всего исполнителям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

  Налоговые преференции будут сосредоточены  прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-технологических центрах и в особых экономических зонах.

  На  решение задач по развитию инновационной  деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, подведомственные Министерству образования и науки РФ: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. № 1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направления научно-технической и инновационной политики, вносит соответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.

Главными  задачами инновационного развития являются:

  1. обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности и использования в реальном секторе экономики новых технологий и производств, соответствующих международным стандартам и гарантирующих выпуск конкурентоспособной продукции;
  2. выбор рациональных приоритетов развития инновационной сферы и проектов, имеющих большую социальную значимость;

  3) координация действий федеральных региональных и местных органов исполнительной власти в реализации государственной инновационной политики и эффективного функционирования инновационной системы, адаптация научных организаций к рыночным условиям;

  4) обеспечение высокого качества образования, системы подготовки и переподготовки кадров для эффективного ведения инновационной деятельности.

      Механизмы государственного регулирования  инновационных процессов:

        1) аккумуляция средств на научные исследования и инновации;

        2) координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;

        3) стимулирование инноваций;

        4) создание правовой базы инновационных процессов;

        5) формирование научно-инновационной инфраструктуры;

      6) институциональное обеспечение инновационных процессов;

       7) регулирование социально-экологической направленности инноваций;

       8) повышение общественного статуса инновационной деятельности;

       9) региональное регулирование инновационных процессов;

     10) регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансфера инноваций)  

      Функции государственных органов по регулированию инновационной деятельности: 
1. Координация инновационной деятельности. Задачи государства – определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов и содействие кооперации и взаимодействию различных структур в осуществлении инноваций.  
2. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. 
3. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно формирование не только необходимого законодательства, обеспечивающего стабильность и своевременную корректировку норм в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и реально действующих механизмов его соблюдения. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов. 
4. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к нововведениям. 
5. Формирование инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем – одного из основных каналов распространения нововведений, оказывает инноваторам: юридические, консультационные и другие услуги. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать им помощь в поиске партнеров, в заключении сделок под государственные гарантии и т.п. 
6. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь главное – создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и т.д.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и т.п.).

7. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и нововведений, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансферт нововведений.

      Системная организация инновационной деятельности предполагает решение задач пяти уровней:

1 уровень - выработка национальной  инновационной доктрины;

2 уровень - формирование общей  инновационной политики и ее  национальных составляющих;

3 уровень – разработка и принятие  нормативно-правовых документов, обеспечивающих  идентичные условия для организации инновационной деятельности как в регионе, муниципальном образовании, так и на конкретном предприятии;

4 уровень - разработка совокупности  программ, позволяющих форсировать  инновационную деятельность по  направлениям, отвечающим приоритетам региона, муниципального образования и предприятия;

5 уровень – разработка и реализация  бизнес–процессов инновационной  деятельности на уровне предприятия.

      Оптимальная организация работы на всех уровнях  предполагает необходимость   делегирования части вопросов местным властям и руководству предприятий на основе принципов обеспечения равных прав и равной защиты интересов субъектов инновационной деятельности, входящих в общее инновационное пространство при равной ответственности за реализацию совместных инновационных проектов и программ. 

        4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

  Туристская  деятельность — это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостиницы, рестораны, транспорт и др.).

Основными задачами государства  являются:

  1) определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);

  2) создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

  3) поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

  Многие  государства создают специальные  национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме — ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристской организации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia Turystyczna и др.).

  Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям и Интернету как средствам продвижения своего продукта — туристского направления.

  В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish Tourist Board — FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.

  Особое  значение этот совет придает «созданию  уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».

Развитие  туристского бизнеса происходило по следующей схеме. В 1992 г. была создана информационная система туристского ринка (Market Information System — MIS). Первоначально она ипользовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают все аспекты туристской отрасли. Приложение «Покупатели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение «Планы маркетинга» информирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документацию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса клиентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.

  В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями (была создана база данных туристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием РROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется и обновляется информационными провайдерами — партнерами PROMIS — и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.

  В 2001 г. национальная туристская организация  Финляндии первая в мире начала продвигать национальную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol — WAP). Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.

  Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.

  В 1990-х гг. в связи с широким  распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения деятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию о туристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости и простоте бронирования.

  ОМТН, выступая посредником, работают, как  правило, безвозмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).

  Информационная  эра меняет стиль жизни. В недалеком будущем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных 

Информация о работе Государственное регулирование