Информационный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является Анализ процесса освоения информационного потенциала общества актуализирован такими явлениями как информатизации и компьютеризация, которые набирают все больший темп не только в мире, но и в современном украинском обществе. Стоит полагать, что в будущем они будут только набирать силу, превращая общество в единую соцоинформационную систему, целиком и полностью зависящую от скорости получения обработки информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА
1.1. Возрастание роли информации и знания в развитии современных мирохозяйственных связей
1.2. Содержание информационного потенциала общества.
1.3. Методы оценки и классификации показателей развития информационного потенциала в мире
РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Анализ показателей и структуры информационного потенциала мировой экономики
2.2. Оценка использования информационного потенциала Украины как ресурса экономического развития в современном обществе
2.3. Социально-информационная дифференциация современной Украины
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
3.1. Проблемы информационного потенциала и экономической безопасности украинского общества
3.2. Стратегия развития информационного потенциала Украины
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения

Работа содержит 1 файл

СИДОРЕНКО.docx

— 133.05 Кб (Скачать)

     Индекс  измеряет уровень развития ИКТ по 67 параметрам, объединенным в три  основные группы:

  1. Наличие условий для развития ИКТ — общее состояние деловой и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции, инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и так далее.
  2. Готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ — государственная позиция относительно развития информационных технологий, государственные затраты на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса, уровень проникновения и доступность сети Интернет, стоимость мобильной связи и так далее.
  3. Уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах — количество персональных компьютеров, интернет-пользователей, абонентов мобильной связи, наличие действующих интернет-ресурсов государственных организаций, а также общее производство и потребление информационных технологий в стране.

     Расчетная часть Индекса выполнена на основании  статистических данных международных  организаций, таких как ООН, Международный  союз электросвязи, Всемирный Банк и других, а также результатов  ежегодного комплексного опроса мнения руководителей, проводимого Всемирным  экономическим форумом совместно  с собственной сетью партнерских  институтов (исследовательских и  деловых организаций) в странах, ставших объектами исследования. В итоговом отчете показатели сводятся в единый Индекс сетевой готовности. При определении места в мировом  рейтинге все страны ранжируются  на основе данного Индекса, где первое место в рейтинговой таблице  соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее  — низшему. В отчете содержатся детальные  профили стран, по каждой стране представлена общая картина экономического развития в части проникновения и использования  ИКТ. В отчет также входит обширная подборка статистических таблиц со всеми  показателями, используемыми для  расчета Индекса. Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности представлен в приложени А.

     Женева, 23 февраля 2010 года — Цены на услуги информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всем мире снижаются, хотя для  многих лиц, проживающих в бедных странах, широкополосный интернет продолжает оставаться недосягаемым, сообщает МСЭ  в своем отчете «Измерение информационного  общества, 2010 год», вышедшем сегодня.

     В отчете обращается внимание на последний  Индекс развития ИКТ (IDI), который располагает 159 стран в определенном порядке  в зависимости от уровня развития их ИКТ и сравнивает количественные показатели за 2007 и 2008 годы. «В отчете подтверждается тот факт, что, несмотря на недавний экономический спад, использование услуг ИКТ во всем мире продолжает расти», — говорит Сами Аль-Башир Аль-Моршид, Директор Бюро развития электросвязи (БРЭ). Все 159 стран, включенные в IDI, повысили свои уровни развития ИКТ, а технология мобильной сотовой связи продолжает оставаться основной движущей силой роста. В МСЭ ожидают, что в 2010 году общее число абонентов мобильной сотовой связи достигнет пяти миллиардов. «В то же время в отчете отмечается, что цены на услуги электросвязи снижаются, что вселяет большие надежды», — сказал г-н Аль-Башир.

     IDI объединяет 11 показателей в единый  индикатор, который может использоваться  в качестве инструмента проведения  сопоставительного анализа на  глобальном, региональном и национальном  уровнях, а также средства, позволяющего  отслеживать достижение прогресса  во временной динамике. Он измеряет  доступ к ИКТ, использование  ИКТ и навыки в области ИКТ  и включает такие показатели, как домашние хозяйства, имеющие  компьютер, число абонентов фиксированного  широкополосного доступа в интернет  и уровни грамотности. 

     В числе первых 10 стран мира с наиболее развитыми ИКТ значатся восемь стран  из Северной Европы, причем во главе  этого списка согласно IDI вот уже  второй год подряд находится Швеция. Республика Корея и Япония находятся, соответственно, на третьем и восьмом  местах.

     Рис 2.1 Первая десятка стран по индексу IDI

     Список  арабских государств возглавляют Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, а  в Регионе СНГ лидируют Российская Федерация и Беларусь. Из стран  Африки в первой сотне находятся  лишь Сейшельские Острова, Маврикий и Южная Африка. Учитывая тесную связь между внедрением ИКТ и  национальным доходом, наиболее бедные страны находятся в нижней части IDI. В частности, наименее развитые страны, многие из которых находятся в  Африке, по-прежнему имеют ограниченный доступ к ИКТ, особенно в том, что  касается широкополосной инфраструктуры и доступа домашних хозяйств к  ИКТ. Данные представлены в Преложении Б.

     Мобильная связь по-прежнему в числе лидеров

     Технология  мобильной сотовой связи продолжает оставаться основной движущей силой  роста ИКТ, особенно в развивающемся  мире, где средний уровень проникновения  мобильной сотовой связи превысил в 2009 году отметку в 50 процентов. В  настоящее время более 70 процентов  стран во всем мире превысили 100-процентный уровень проникновения, причем в  развитых странах этот уровень к  концу прошлого года составлял в  среднем 113 процентов.

     Хотя  доступ к высокоскоростному интернету  в настоящее время имеется  почти во всех странах, уровень проникновения  фиксированной широкополосной связи  в развивающемся мире остается невысоким  и составляет 3,5 процента, по сравнению  с 23 процентами — в развитых странах.

     Цены  падают, однако для многих широкополосная связь остается недосягаемой

     В отчете показано, что цены на телекоммуникационные услуги и интернет во всем мире падают. Корзина цен на услуги ИКТ 2009 года, включающая 161 страну, объединяет среднюю  стоимость услуг фиксированной  телефонной связи, мобильной сотовой  связи и широкополосного интернета. Больше всего снизились цены на услуги фиксированной широкополосной связи (42 процента) по сравнению с 25 и 20 процентами на услуги мобильной сотовой и фиксированной телефонной связи, соответственно.

     Несмотря  на такое значительное падение, услуги ИКТ, особенно фиксированного широкополосного  доступа, для многих людей остаются недосягаемыми. В 2009 году корзина цен  на услуги ИКТ составляла в среднем 13 процентов от валового национального  дохода (ВНД) на душу населения, колеблясь  в пределах от 1,5 процента в развитых странах, до 17,5 процента — в развивающихся  стран. Иными словами, страны с высоким  уровнем дохода платят за услуги ИКТ  относительно немного, в то время  как страны с низким уровнем дохода платят значительно больше. Так, например, плата за широкополосные соединения на начальном уровне в развивающихся  странах составляет 167 процентов  от ВНД по сравнению с двумя  процентами в развитых странах. К  числу стран с самыми низкими  ценами на услуги ИКТ в сравнении  с доходом относятся Макао (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Люксембург, Дания и Соединенное Королевство.

     Рис 2.2 Первая десятка стран с самыми низкими ценами на услуги ИКТ, 2009 год

     В системе ООН МСЭ является основным источником сопоставимых на международном  уровне данных и статистической информации по ИКТ. Отдел информации и статистических данных о состоянии рынка Бюро развития электросвязи (БРЭ) собирает, согласовывает и распространяет более 100 показателей развития электросвязи и ИКТ из более 200 стран мира. Эти  данные доступны в онлайновом режиме через портал «Око ИКТ», на CD и виде печатных публикаций. Отдел информации и статистических данных о состоянии  рынка регулярно публикует аналитические  отчеты, в которых наглядно показаны последние тенденции в этом секторе.

     Рис 2.3 Насколько снизились цены на услуги ИКТ?

     

     Международный экономический форум опубликовал  рейтинг, отражающий степень развития в странах информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также готовность к внедрению новых технологий «The Networked Readiness Index 2010–2011». Украина в  этом списке занимает только 90-е место, уступая Перу (89-е место) и Пакистану (88-е место). Российская Федерация  находится на 77-м месте 
 

2.2. Оценка  использования информационного  потенциала Украины как ресурса  экономического развития в современном  обществе 

     В современном обществе информация является важным и ценным ресурсом, а уровень развития страны оценивается уровнем её информатизации. Рост значимости информации — это очень важная черта мирового общественного прогресса. Поэтому все страны мира прилагают существенные усилия для обеспечения развития информационной сферы, создания соответствующего компьютерного окружения. По социально- экономической сути это переход человечества на новый уровень цивилизации, на котором преобладают другие идеи, другие приоритеты, другие ценности.

     Место и роль Украины в будущем мире в решающей степени будет определяться успехами в области социальной информатизации. Новая цивилизация технотронной эпохи бросает вызов всем устоям общества, рождает новую среду и смыслы жизнедеятельности людей, новые геополитические реалии, ценностные приоритеты и критерии международной конкурентоспособности. Украина в этот динамичный период истории очень медленно выходит из затяжного социально-экономического и политического кризиса. Да и выходит ли вообще?

     Согласно  разработанного Комиссией ООН «Индекса готовности общества к функционированию в глобальных информационных сетях» (Networked Readiness Index), Украина в 2003 г. занимала 66-е место среди 75 стран, упоминаемых в докладе о глобальных информационных технологиях. Это обусловило и низкий уровень её международной конкурентоспособности — 84-е место в 2004 году (позади даже ряда Африканских стран). Согласно данным Всемирного экономического форума (отчёт The Global Information Technology Report 2005-2006) что касается конкурентоспособности экономики, готовности и способности использовать преимущества информационно-коммуникационных технологий Украина сейчас занимает 76-е место, уступая таким странам бывшего СССР, как Эстония— 23-е, Литва— 44-е, Латвия— 51-е, Казахстан— 60-е, Россия— 72-е и Азербайджан— 73-е [3]. К сожалению, следует отметить, что недостаточное развитие национальных информационных ресурсов делает невозможным их влияние в качестве определяющего фактора социального и экономического развития Украины. Недостатки в области информатизации привели к тому, что в нашей стране, по сути, прекратилось наращивание информационных ресурсов — главных ресурсов человечества, - а имеющиеся ресурсы явно недоиспользуются. И это при наличии огромного потенциала ЗНАНИИ — ведь Украина много лет занимала (и ещё занимает) ведущее место в Европе по численности научного персонала и МАСШТАБАМ научно-исследовательских разработок. Знания, накопленные в Украине, — «рассеяны», неконсолидированы, находятся в неактуализированном (непригодном для целевого использования) состоянии.

     Информация  и её высшая форма — знания становится решающим фактором развития общества, самым важным промышленным ресурсом, который позволяет экономить  все остальные виды ресурсов. Информационный ресурс, в свою очередь, — это не «знания вообще» и не информация в житейском понимании. Это новые знания, специально обработанные, поддающиеся кодированию и вводу в информационные сети с последующим использованием потребителем. Недоиспользованием потенциала знаний (своих и чужих — как это умело делают, например, Япония и Китай) объясняется значительное отставание Украины по показателям энергозатрат: на единицу продукции мы тратим в 3-4 раза больше энергоресурсов, чем в среднем европейские страны. И это при остром дефиците энергоносителей!

     Ясно, что при такой ситуации не может  быть и речи о переходе на инновационные  модели экономического роста.

     При отсутствии серьёзных централизованных усилий в области информатизации мало что дали и предпринятые в последние годы локальные меры, такие как участие в программе TACIS, или создание в Киеве украинско-германского СП «ТДВ-Укринформ» и др.

     Известно, что в 90-е годы XX столетия практически  все высокоразвитые и среднеразвитые страны разработали и запустили в действие крупномасштабные и дорогостоящие национальные программы создания информационной инфраструктуры и в целом информатизации общества (всех его подсистем). И, что любопытно, Украина в этом отношении, то есть в разработке соответствующих программ и законодательной (нормативной) базы НЕ ОТСТАВАЛА ОТ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ. В 90-х годах в Украине была заложена необходимая организационная, юридическая, кадровая база, обеспечивающая, казалось бы, неплохой старт в социальной информатизации. В 1998 г. был принят Закон Украины «О национальной программе информатизации», чуть позже — закон «О Концепции национальной программы информатизации» и закон «Об утверждении задач национальной программы информатизации на 1998-2000 годы». Следом были разработаны отраслевые и региональные программы, а также Концепция информатизации Киева. Далее был принят ряд конкретных нормативных актов, созданы соответствующие органы, активизировались научные разработки в этой области. На сегодняшний день в Украине существует 27 проектов Национальной программы информатизации (Распоряжение правительства от 08.11.2006 №552-р), которые будут профинансированы в этом году на сумму свыше 9 млн. грн. Конечно, такое количество законопроектов, с одной стороны, свидетельствует о внимании государства к информационной сфере, а с другой — о необходимости комплексного подхода к решению проблем государственного регулирования в национальной информационной сфере. Эти меры направлены на усовершенствование информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, создание системы «Электронное правительство», развитие электронной цифровой подписи, защиту информационных систем, сетей и ресурсов, систем электронного делопроизводства, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий информатизации для развития экономики, науки, образования, охраны здоровья и других сфер общественной жизни [4]. Но, как нередко бывает у нас, очень серьёзный старт не получил должного развития; наоборот, процесс пошёл с затуханием. И большая часть мероприятий осталась на бумаге. А ситуация к настоящему времени в области информационной инфраструктуры оказывается более удручающей, чем в ряде Латиноамериканских и Африканских стран. Провал информатизационных программ— серьёзное препятствие вступления Украины в семью Европейских стран.

Информация о работе Информационный потенциал