Инновации в Социально Культурном Сервисе и Туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Социально-культурный сервис и туризм — весьма популярная в России тема для обсуждений на разных уровнях. Туризм — единственная отрасль, названная феноменом ХХ века. В разной степени с ней связаны многие сферы деятельности современного общества, такие как экономика, культура, экология, педагогика и образование, здоровье и рекреация и др. Однако до сих пор социально-культурный сервис в России находится на низком уровне, особенно в провинции, а туризм носит преимущественно выездной (внешний) характер. Причин тому довольно много — нестабильность экономики, отсутствие крупных инвестиций со стороны как государства, так и частного капитала, неразвитая инфраструктура, недостаток высокопрофессиональных специалистов и т. д. Одной из причин является слабое внедрение новых форм, методов и технологий работы.

Содержание

Введение 2
1. Инновации и туризм 3
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций. 3
1.2. Суть и основные принципы инноваций в туризме 5
1.3. Инновационная деятельность в туризме 8
1.4. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме 19
2. Инновации в гостиничном бизнесе, на примере отеля Rixos Premium Belek, Турция. 25
Заключение 29
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

инновации в СКСиТ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Итак, развитие российского национального туризма в современном обществе имеет три основы, «три кита»:

1) цель - необходимые  туристские ресурсы (природные,  архитектурные, археологические);

2) уровень комфортности  — обеспечивающие туристские  ресурсы (гостиницы, отели, развлекательные и культурные центры, музеи, дороги, транспорт);

3) активизирующие  факторы — достаточные туристские  ресурсы - специалисты, которые  планируют, проектируют, исследую  исполняют, выводят на рынок  и реализуют.

Из всего  вышесказанного следует, что основными целями современного туризма являются внедрение новых моделей развития туристского продукта, эффективное использование людских их ресурсов, повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций, преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей, организация новых форм проведения досуга, разработка инноваций и внедрение в туризм новых форм работы и т. д.

 

 

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Основные направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:

- выпуск новых  видов туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование  новой техники и технологии  в производстве традиционных  продуктов;

- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;

- изменения  в организации производства и  потребления традиционного туристского,  ресторанного продукта, гостиничных  услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;

- выявление  и использование новых рынков  сбыта продукции (гостиничные  и ресторанные цепи).

Основу инновационной  деятельности во всех секторах экономики  составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится и к сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Научно-техническая  революция не только стала материальной основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное влияние  на инновационную деятельность в  социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии.

Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению новых  видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые материалы стали материальной основой экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма.

Появление современных  средств информации и связи оказало глубокое влияние на общественное производство и быт людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

Таким образом, инновационная деятельность в сфере  туризма направлена на создание нового или изменение существующего  продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

 

 

 

1.4. Государственная  поддержка инновационной деятельности  в туризме

 

Туристская  деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики.

Туризм оказывает  огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к  регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональном уровнях.

Основными задачами государства являются:

- определение  и разработка принципов политики  в области туризма, программ  их реализации, механизма контроля  и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);

- создание благоприятных  условий для туризма, координация  действий различных компаний, организаций  и обществ для формирования  соответствующей инфраструктуры, дружественной  окружающей среды;

- поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

В связи с  тем, что создание и внедрение  нововведений требуют объединенных усилий различных экономических  и социальных сфер, инновационный  путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы, которые также в настоящее время применяются и в развитии сферы туризма.

1. Прямое участие  государства в реализации специальных  целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

Реализация  региональных целевых программ в сфере туризма

Во многих регионах России разрабатываются и реализуются  региональные целевые программы  в сфере туризма, включающие, как  правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма. Так, в Вологодской области с 2004 года реализуется областная целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

Создание туристско-информационных центров

Многие государства  создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].

В России единой национальной организации по продвижению  российского туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует  с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого  информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует  с 2007 года, учредителем выступает  Комитет по туризму Вологодской  области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской  области, популяризация проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Предоставление  субсидий и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих  отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием  государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству  непосредственную выгоду заключается  государственный контракт. Он дает право представителю государства  контролировать и корректировать ход  выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие  внутреннего и въездного туризма  в Вологодской области» на 2009-2012 годы предусмотрены средства на научные  исследования в сфере туризма  в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение  частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технических разработок, а также развития инвестиционных возможностей. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской инфраструктуры регионов, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В настоящее  время ярким примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

Туристско-рекреационная  зона (аналог сервисных зон или  зон услуг в мировой практике) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные зоны распространены незначительно, а для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также  предоставляет определенный набор льгот и преференций для инвесторов.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются  следующие налоговые льготы:

• резиденты  вправе: при расчете амортизации  применять повышающий коэффициент 2; переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог на имущество с момента ввода его в эксплуатацию и земельный налог с момента возникновения права собственности;

• субъекты РФ вправе устанавливать для резидентов пониженную ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, но не ниже 13,5%, и другие налоговые  льготы.

Кроме этого, в  зонах будет действовать упрощенный административный режим (принцип «единого окна» при регистрации резидентов и возможность проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная служба, торговая инспекция, инспекция по труду и т. д. - только в рамках плановой комплексной проверки, решение о которой будут принимать территориальный орган РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

Данные новации  в Закон РФ «Об особых экономических  зонах» следует признать позитивными  с учетом того, насколько широко на территории России представлены уникальные курортно – рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.

Информация о работе Инновации в Социально Культурном Сервисе и Туризме