Инновации в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….…….3
1. Инновации и туризм……………………………………………….………….……4
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации…...…………………….4
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме……….….……………….6
2. Инновационная деятельность в туризме………………….……………………….9
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме………...11
Заключение……………………………………………………………………...…….17
Список литературы…………………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Донецкий  национальный университет экономики  и торговли

имени Михаила  Туган-Барановского 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине:

«Инновационные  технологии в ГРХ и туризме»

Тема: «Инновации в туризме» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:      Проверила:

Студентка 5 курса     док. эк. наук, профессор,

Группы ГРС-07-Б     зав. каф. туризма

Малыхина А. Ю.      Виноградова Е. В. 
 
 
 
 
 

Донецк-2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…….3

  1. Инновации и туризм……………………………………………….………….……4

     1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации…...…………………….4

     1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме……….….……………….6

2. Инновационная  деятельность в туризме………………….……………………….9

3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме………...11

Заключение……………………………………………………………………...…….17

Список  литературы…………………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации – это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

     На  протяжении второй половины ХХ в. наблюдается  ускорение темпов инноваций и  роста масштабов инновационной  деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

     Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.

     Туризм, являясь в настоящее время  глобальным социально-экономическим явлением, функционирующим в условиях порой весьма жесткой конкуренции, характеризуется большой степенью подверженности инновационным процессам, следование которым зачастую является основным детерминирующим конкурентоспособность туристских организаций фактором.

     Государство должно сосредоточить свои усилия и  имеющиеся свободные ресурсы  на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. И такой отраслью является туризм. 
 

 

      1. Инновации и  туризм

1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций

     Инновации и инновационная деятельность традиционно  представляются как направление  научно-технического прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс, связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [2, стр. 28].

     Термин  «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.

     Так, в современном словаре иностранных  слов (в соответствии со сводом международных стандартов «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

     В оксфордском толковом словаре понятие  «инновация» разъясняется следующим  образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в  результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами».

     Термин  «инновация», в современном его  понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что  инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая  в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

     Нововведения (инновации) возможны во всех сферах деятельности человека. Исходя из многовариантных возможностей, инновации различаются по сфере приложения, масштабам распространения и по характеру. По сфере приложения инновации подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными [2, стр. 30].

     Основные  функции инноваций:

     - они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

     - повышают уровень жизни каждого человека и общества в целом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

     - помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

     - являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности [2, стр. 37]. 
 
 

     1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме

     Изучение  тенденций и закономерностей  комплексного освоения инноваций, планирование положительных результатов и  управление ими – сложная методологическая проблема в сфере туризма, связанная  прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

     - источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

     - вид инновации (аттракторы, инфраструктура  туризма, турпродукт, способы и средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

     - степень новизны (улучщающие, прорывные);

     - широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

     - инвестиционное наполнение (некапиталоемкие,  малокапиталоемкие, капиталоемкие) [3, стр. 121].

     Инновации в туризме следует рассматривать  как системные мероприятия, имеющие  качественную новизну и приводящие к позитивным сдвигам, обеспечивающим устойчивое функционирование и развитие отрасли в регионе. Так, идея создания и реализация туристских проектов, даже не приносящих вначале существенной прибыли, может дать толчок развитию туризма и тем самым активно способствовать созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения. Яркое доказательство тому – успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и переживает настоящий туристский бум.

     Инновационный процесс в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3, стр. 122].

     К основным принципам инноваций в  туризме относят:

     1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

     2. Принцип системности. Разрабатываемая  стратегия инновационного развития  сферы туризма в регионе должна  учитывать факторы и условия,  необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона  (экономические, финансовые, кадровые и другие); социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

     3. Принцип соответствия инновации  потребностям туристов. Предлагаются  только те новшества, которые  действительно нужны клиенту,  а не те, которые может произвести  и внедрить туристская организация.

     4. Принцип позитивности результатов,  состоящий в предупреждении неразумного,  не продуманного создания и  внедрения новшества, которое  может быть опасно, во-первых, для  туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы и общества в целом.

     5. Принцип имманентности инвестиционным  процессам. Для проведения необходимых  исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

     6. Соответствие инновационной деятельности  и ее результатов (новшеств) уровню  развития общества.

     7. Принцип связности. Процесс нововведения  заканчивается появлением на  рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность (стимулировать идею) создания следующего новшества и обеспечивать финансовую поддержку этого процесса.

     8. Принцип безопасности. Любое нововведение  должно гарантировать отсутствие  вреда для человека и окружающей  его среды [3, стр. 124]. 
 

 

      2. Инновационная деятельность в туризме

     Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

Информация о работе Инновации в туризме