Инновационная основа внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком смысле, поскольку характеризуется резким усилением и усложнением взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5
1.1. Инновации и инновационная деятельность, их экономическая сущность и значение. 5
1.2. Классификация инноваций. Инновационный процесс и его структура. 10
2.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МЦЕНСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД». 18
2.1.Краткая характеристика ОАО «Мценский литейный завод» 18
2.2. Экономическая характеристика предприятия. 21
3. СТРАТЕГИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ «МЛЗ» 27
3.1. Стратегия и задачи ОАО «Мценский литейный завод» 27
3.2. Достижения ОАО «Мценский литейный завод» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Орловский государственный аграрный университет 

Экономический факультет 

Кафедра «Мировая экономика» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине ВЭД предприятия

 на  тему: «Инновационная основа внешнеэкономической деятельности предприятия».

(на примере  ОАО «Мценский литейный завод») 
 

                                                   Выполнила:

   студент 4 курса, гр. МЭ-471,

                                                   Ермакова Д.С.

                                                   Проверил:

                                                   Жиляев Е. А. 
 
 
 
 
 
 

Орел  – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Современный этап мирового развития связан с процессами глобализации в самом широком  смысле, поскольку характеризуется  резким усилением и усложнением  взаимосвязей и взаимозависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни. Это выражается в формирование мировых рынков капиталов, финансов, производства, торговли, рабочей силы. Однако наибольшее воздействие оказывает построение глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. Иными словами, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, где сектор знания играет решающую роль, а производство знаний представляет источник экономического роста.

     В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

     Инновационным является такое предприятие, которое  внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

         Таким образом цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

       Объектом этой работы является  предприятие, как хозяйствующий  субъект, а предметом - инновационная  деятельность.

        При изучении инновационной деятельности  предприятия использовались сравнительный  анализ и  метод сбора данных.

 

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Инновации и инновационная деятельность, их экономическая сущность и значение.

 

     Проблема  инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

     Термин  «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность — материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX в.

     По  некоторым источникам обычно отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация». Следует различать термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

     Инновация — результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.[7, 34-35]

     Научно-техническое  нововведение необходимо рассматривать  как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. В этом контексте можно  выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

     Первый  подход отражает в основном продуктовую  ориентацию нововведения. Инновация  определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс

научно-технического нововведения рассматривается как  передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

     Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

     Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.       

     Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой  и разработок для расширения и  обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

     Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

     При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

     Субъекты  инновационной деятельности — юридические  лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица Российской Федерации, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

     Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

     Вместе  с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

       Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

     Руководители  компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

     Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара.

     Как показывает опыт, небольшие фирмы  особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

     Обеспечение конкурентоспособности товара требует  новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

     Инновация может быть рассмотрена как: процесс; система; изменение; результат. Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

     Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

     - состояние внешней среды (политическая  и экономическая ситуация, тип  рынка, характер конкурентной  борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

     - состояние внутренней среды данной  хозяйственной системы (наличие  лидера-предпринимателя и команды  поддержки, финансовые и материально-технические  ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

          - специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.

     Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого  рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

Информация о работе Инновационная основа внешнеэкономической деятельности предприятия