Инновационная Россия – 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих
мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ. ГДЕ МЫ СЕЙЧА С . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ВЫЗОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
ВАРИАНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ КООРДИНАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
III. ИННОВАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАЦИИ . . . . . 46
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . . . . . . 47
IV. ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС . . . . . 50
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 50
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ . 53
ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ БИЗНЕСА, НАУКИ, ГОСУДАРСТВА НА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТЫ В СОДЕЙСТВИИ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ . . . . . . . . . . . . . . . 61
V. ИННОВАЦИОННОЕ ГОСУДАРСТВО . . . . . . . 63
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ИННОВАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ, ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ И В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ . . . . . . . . . 66
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
VI. ЭФФЕКТИВНАЯ НАУКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Инновационная Россия – 2020 3
КАДРЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ НАУК И . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА НАУКУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ГЕНЕРАЦИИ ЗНАНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
VII. ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ . . .. . . . . . 83
VIII. УЧАСТИЕ В ГЛОБАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 86
СОЗДАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
АКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
IX. ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИЙ . . . . . . . . 89
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
X. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
XI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТРАТЕГИИ . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СРАВНЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА С ФАКТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЗА 2005-2010 ГГ. . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 280.25 Кб (Скачать)

государства с гражданским обществом, частным  бизнесом, создания эффективной

системы «обратной связи», позволяющей государству  корректировать проводимую

политику  на основе информации о ее результативности, полученных от населения,

институтов  гражданского общества. Это направление  будет в основном реализовываться  в

рамках  проводимых мероприятий по административной реформе.

Внедрение инноваций в системе государственного управления

В системе государственного управления будут широко внедряться новые

инновационные технологии, в том числе в рамках создания «электронного

правительства». На основе современных технологий управления, будут пересмотрены

способы и инструменты реализации государственных  функций.

В этих целях на основе Стратегии развития информационного общества в

Российской  Федерации будет реализовываться  государственная программа

«Информационное общество», в рамках которой будут  предусмотрены необходимые

мероприятия по завершению перевода основных услуг, предоставляемых государством

населению, в электронную форму, развитию информационной и телекоммуникационной

инфраструктуры, внедрению информационныхтехнологий в систему госуправления,

повсеместному внедрению электронного документооборота.

В рамках формирования Государственной  автоматизированной системы

«Управление» (ГАСУ) будут созданы эффективные  механизмы обмена информацией в

системе государственных органов в режиме реального времени, формирования

общедоступных информационных ресурсов по различным  направлениям реализации

государственной политики. Будет достигнут качественно  иной уровень открытости

информации  о деятельности органов власти для  общества и бизнеса.

Будет обновляться кадровый состав государственных  органов за счет

постоянного обмена с частным сектором и сектором НКО квалифицированными

специалистами, способными эффективно использовать в  государственном управлении

новые технологические и управленческие решения.

Будет модернизирована система переподготовки и повышения квалификации

государственных служащих:

Во-первых, будет создана система стимулирования сотрудников органов

государственного  управления всех уровней к прохождению  переподготовки и

повышению квалификации. Будут созданы возможности  для получения

государственными  служащими длительных (до двух лет) отпусков с сохранением

содержания  и должности для прохождения  очного обучения в магистратуре, по

программам  второго высшего и дополнительного  профессионального образования, в  том

числе, в зарубежных университетах.

Инновационная Россия – 2020 64

Во-вторых, будет модернизирована сама система  повышения квалификации

государственных и муниципальных служащих, сотрудников  государственных и

муниципальных учреждений. Важнейшими направлениями  повышения квалификации

станут  обеспечение освоения современных  информационных и управленческих

технологий, в т.ч. технологий электронного документооборота, управления знаниями и

др.; осуществление механизмов государственной  поддержки инноваций и закупки

инновационной продукции. Основу системы составят центры повышения квалификации,

управляемые частными операторами, Будут созданы  условия для привлечения

иностранных операторов в данный сектор. Будет  созданасистема оценки квалификации

государственных и муниципальных служащих, сотрудников  государственных и

муниципальных учреждений в части соответствующих  навыков.

К системе государственной власти, также как к науке, образованию  и бизнесу

будут предъявляться требования к ее «открытию» для «внешнего мира», в том  числе в

плане обеспечения для иностранных  пользователей необходимого объема актуальной

информации  о реализуемой политике. В этих целях все органы государственные  власти,

ответственные за выработку государственной политики создадут к 2012 году

полноценные англоязычные версии своих сайтов в  сети Интернет. На уровне

Правительства будет введен порядок перевода на иностранный язык и публикации

нормативно-правовых актов Правительства, а также  основных официальных документов,

принимаемых на уровне органов государственной  власти. На английский язык будут

переведены  все федеральные законы, регулирующие предпринимательскую

деятельность  в России.

В квалификационные требования для занятия  должностей государственной

службы  старшей и высшей группы будет  включено знание иностранного языка  на уровне,

позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными коллегами.

Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Наименование  индикатора 2010 2016 2020

Население, использующее Интернет для

взаимодействия  с органами власти, в % от

численности опрошенных в возрасте 16-74 лет

10 50 60

Доля  лиц старше 50 лет, занимающих

должности руководителей высшей и главной

групп должностей государственной

гражданской службы

48% 40% 30%

Доля  государственных служащих, свободно

владеющих иностранным языком

Нет данных 20%

Доля  государственных служащих, получающих

ежегодно  дополнительное образование за

рубежом

0,1% 1% 3%

Доля  лиц, занимающих должности

руководителей высшей и главной групп

должностей  государственной гражданской

>0,5% 4% 12%

Инновационная Россия – 2020 65

службы, получивших высшее

профессиональное  образование за рубежом

Инновации в общественном секторе, инфраструктурных

отраслях  и в социальной сфере

Внедрение инноваций в общественном секторе  и социальной сфере позволит

значительно улучшить качество услуг, предоставляемых  населению, сократить сроки их

предоставления, обеспечить «обратную связь» в отношении  контроля своевременности и

качества, повысить их доступность.

В этих целях будет осуществлена разработка концепций инновационного

развития  сфер образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания

населения, жилищного строительства и коммунального  хозяйства, агропромышленного

комплекса, а также обеспечено отражение  приоритетов инновационного развития в

составе стратегий и государственных  программ развития соответствующих  секторов

(отраслей) экономики и социальной сферы.

В концепциях инновационного развития соответствующих  секторов будут

предложены  необходимые меры по внедрению технологических  и организационных

инноваций, направленных, в том числе, на обеспечение  ресурсо- и энергосбережения,

повышение эффективности управленческих процессов, оперативности и качества

предоставления  услуг населению, формированию системы  непрерывного образования и

«управления знаниями», системы управления интеллектуальной собственностью

(патенты,  лицензии, ноу-хау).

Для реализации концепций будут сформированы необходимые управленческие

механизмы, включая:

определение структурных подразделений в  федеральных органах

исполнительной  власти, ответственных за инновационное  развитие соответствующей

сферы и создание при них экспертных советов, с участием заинтересованных научных,

образовательных организаций, представителей бизнеса  и общественности;

определение состава и целевых значений основных показателей инновационного

развития  соответствующей сферы, включая  объем финансирования НИОКР, для  всех

управленческих  уровней;

совершенствование механизмов планирования исследовательских  и опытно-

конструкторских работ, освоения новых технологий, повышение  качественных

характеристик предоставляемых услуг, с учетом лучшего мирового опыта, учета

предложений профессиональных ассоциаций;

формирование (или конкурсный отбор) и обеспечение  поддержки деятельности

организационных структур (центров компетенции), отвечающих за содействие внедрению

технологических и организационных инноваций  на отраслевом уровне;

Инновационная Россия – 2020 66

формирование  баз данных технологических и  организационных инноваций в

соответствующей сфере, создание необходимых интернет-ресурсов для их публикации и

обсуждения;

формирование  технологических дорожных карт для  планирования разработки

конкретных  технологий/продуктов, формирование перспективных  «технологических

платформ».

При этом будет обеспечено проведение экспертизы (в том числе с привлечением

иностранных экспертов) новизны и инновационности предлагаемых технологий

относительно  мирового уровня.

Для успешной реализации мер, направленных на поддержку и стимулирование

инноваций в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере,

будет проведена работа по снятию регуляторных ограничений на распространение

инноваций, включая:

принятие  новых или пересмотр технических  регламентов, стандартов, требований

к качественным характеристикам закупаемой (финансируемой) продукции и услугам  в

рамках  закупок для государственных  и муниципальных нужд и государственных  заданий,

увязка  планов внедрения новых технологий государственными и муниципальными

учреждениями  с устанавливаемыми требованиями;

формирование  правовых механизмов передачи в частное  управление клиник,

учреждений  образования и культуры, иных объектов социальной инфраструктуры, при

гарантированном обеспечении частными управляющими компаниями выполнения

государственных заданий;

совершенствование и широкое распространение механизмов передачи в лизинг

дорогостоящего  оборудования для нужд медицины, образования, строительства и

эксплуатации  объектов инфраструктуры;

Важным  направлением станет разработка программ институционального

развития  Российской академии образования, Российской академии медицинских наук,

Российской  академии сельскохозяйственных наук, направленных на обеспечение

использования потенциала фундаментальной и прикладной науки на цели модернизации

системы образования, здравоохранения, развития сельского хозяйства.

При этом будет обеспеченамаксимально тесная интеграция институтов

государственных академий с соответствующими «отраслевыми»  вузами, активизировано

сотрудничество  с зарубежными научными центрами и заинтересованными

организациями, работающими в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Наименование  индикатора 2010 2016 2020

Инновационная Россия – 2020 67

Место Российской Федерации в рейтинге

стран мира в области развития

информационного общества (в соответствии с

международными  рейтингами)

59 30 18

Уровень соответствия международным

стандартам  нормативно-правовой базы в РФ в

области инновационной деятельности, в %

30% 80% 100%

Государственные закупки

В настоящее время государственные  закупки не стали значимым инструментом

стимулирования  инновационной активности, в то время  как в мировой практике закупки

для государственных нужд выступают  в качестве важного ресурса для  создания спроса на

инновации.

Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала

государственных закупок будут являться:

расширение  способов и процедур размещения, учитывающих  специфику

инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры конкурентных

переговоров, предквалификацию и т.д.). На первом этапе такое расширение будет

происходить в отношении конкретных закупок  по решению Правительства Российской

Федерации. По мере накопления и анализа опыта  проведения таких закупок,

минимизации коррупционных рисков, наиболее эффективные  процедуры будут

институционализированы в законодательстве и распространены на более широкий круг

закупок;

повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на

исполнение  НИОКР, включая совершенствование  квалификационных критериев для

исполнителей  и детализацию процедур проведения экспертной оценки качества

представляемых  заявок;

разработка  пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах

Российской  Федерации по формированию планов госзакупок, включающих

инновационный компонент. В рамках реализации таких  пилотных проектов с участием

экспертов, ученых,участников рынка будут идентифицированы текущие и перспективные

потребности органов власти и возможности  их удовлетворения через закупку  уже

имеющейся на рынке инновационной продукции, либо через разработку новой.

При идентификации перспективных потребностей будут широко использоваться

результаты  научно-технологического прогноза (в  т.ч. по методологии Форсайт) для

данной  сферы, а также «отраслевые» документы  стратегического планирования

(отраслевые  стратегии, государственные программы,  федеральные целевые программы  и

т.д.). Будут сформированы перечни современных  инновационных технологий и решений,

которые должны/могут быть использованы при  разработке закупаемой продукции и

услуг, а также перечня технологий и  продуктов (устаревших, энергорасточительных,

Информация о работе Инновационная Россия – 2020