Инновационное развитие городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционного развития малых городов
1.1 Государственное управление инвестиционной деятельностью: сущность, формы и методы.
1.2 Классификация малых городов
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования

Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова
2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)

Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов
3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов
3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова
3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах
Заключение

Работа содержит 1 файл

инновационное развитие городов ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

     Неблагоприятные факторы носят не временный, а  постоянный характер и ведет к  тому, что в ближайшей перспективе  малые города будут нуждаться  не в эпизодической, а в постоянной помощи и экономической поддержке. Поскольку собственный инвестиционный потенциал недостаточен, необходимы внешние инвестиции. Учитывая низкий уровень привлекательности малых городов для частных инвесторов, потребуется привлечение средств муниципального, регионального и федерального бюджетов и разработка муниципальной инвестиционной политики по привлечению внебюджетных средств.

     Решение проблемы повышения эффективности  развития малых городов, требует  разработки стратегии активизации  использования их экономического потенциала. Стратегия активизации развития малых городов включает детальное исследование на уровне каждого малого города основных предпосылок и ограничений в развитии каждой территории. Нахождение возможного варианта активизации развития экономики территории, должно стать результатом обоснования направлений развития города с позиции интересов социально - экономической системы данной территории.

     Реализуемость стратегии определяется наличием механизма  формирования финансовых ресурсов для ее осуществления. Основными источниками финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий, средства местного бюджета, средства регионального бюджета, заемные средства, средства частных инвесторов.

     Низкая  инвестиционная привлекательность малых городов ведет к тому, что самым реальным источником инвестиций становится муниципальный и региональный бюджеты, та их часть, которая называется бюджетом развития [27].

     При этом оказание финансовой помощи должно опираться на следующие требования:

     1) целевое распределение финансовой  помощи, включающее текущую, инвестиционную выравнивающую и инвестиционную стимулирующую помощь;

     2) максимально возможная стабильность  и предсказуемость условий распределения  финансовой помощи, позволяющая  городам самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки на среднесрочную перспективу;

     3) использование объективных критериев  и формальных процедур.

     Механизм  финансовой поддержки пространственного  развития малых городов предполагает формирование в региональном бюджете нескольких фондов, предназначенных для выравнивая бюджетной обеспеченности и уровня развития социальной инфраструктуры и привлечения инвестиций.

     Финансовая  поддержка малым городам со стороны  региональной администрации должна отвечать двум основным принципам: принципу справедливости (выравнивание бюджетной обеспеченности и уровня развития социальной инфраструктуры) и принципу стимулирования (целевые субсидии, распределяемые на конкурсной основе с обязательным софинансированием со стороны территории, и гранты на реализацию эффективных социальных проектов, распределяемые на конкурсной основе).

     Объективный анализ экономических предпосылок  развития малых городов, а также  факторов, ограничивающих их развитие, свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода при разработке инвестиционной политики и обязательного участия администраций, предпринимательских и общественных структур муниципальных образований. Нахождение точек экономического роста каждой территории требует обоснования возможностей создания конкурентоспособных структур, продукция которых будет востребована рынком. При поиске таких точек роста необходимо исходить из реалистического подхода, а также относительно небольших инвестиционных возможностей, обусловленных низкой инвестиционной привлекательностью малых городов.

     Подготовка  инвестиционной политики связана с  детальным анализом показателей, характеризующих  текущее состояние социально - экономического развития малых городов, а также потенциальные направления экономического развития и необходимые для этого условия.

     Анализ  экономической базы городов, их отраслевой структуры, данных об основных предприятиях позволил выделить следующие 5 функциональных типов городов: города - промышленные центры, промышленно - транспортные центры, научно - экспериментальные центры, города, выполняющие функции оздоровительных центров, города, постепенно утрачивающие прежние промышленные и непромышленные функции.

     Развитие  многих малых городов было непосредственно  связано с определенной отраслью экономики, поэтому в зависимости от состояния и тенденций в этих отраслях складывалась и ситуация в конкретном городе.

     Используя оценку инвестиционной привлекательности  малых городов и алгоритм инвестиционной стратегии развития малого города, представляется целесообразным выделение следующих приоритетных направлений развития малых городов:

     - совершенствование структуры экономики  и создание оптимального сочетания  предприятий различной величины  и отраслевой принадлежности;

     - расширение состава функциональной специализации городов;

     - территориальная организация социальной  инфраструктуры для повышения  доступности населению основных видов услуг;

     - территориальная организация инфраструктуры  поддержки субъектов малого предпринимательства.

     Основные  направления развития малых городов определены с учетом их сырьевого, производственного и трудового потенциала, благоприятного географического положения.

     В разрезе каждой из выделенных групп  приоритетными направлениями инвестиционной политики являются [11].

     1. Развитие городов промышленного назначения.

     Перспективы дальнейшего развития малых городов  с преимущественным развитием добывающей промышленности связаны с наличием и объемами запасов сырьевой базы и ее расширением, развитием обрабатывающей промышленности.

     В связи с этим предполагается на муниципальном  уровне в программах развития малых  городов предусмотреть меры по:

     - размещению альтернативных производств,  дополняющих или заменяющих мощности градообразующего предприятия;

     - созданию небольших производств  по обогащению металлургических руд, переработке отходов основного производства.

     В целях совершенствования структуры  экономики малых городов преимущественно обрабатывающего профиля предполагается осуществление следующих мер:

     - организация на свободных производственных площадях выпуска товаров и услуг;

     - приоритетная поддержка предпринимателей, осуществляющих производство продукции для реализации за пределами города;

     - стимулирование перемещения структурных  подразделений крупных предприятий  в малые города для организации производства комплектующих изделий и деталей, не требующих сложного оборудования и высококвалифицированной силы.

     2. Развитие городов агропромышленного  направления.

     Перспективы малых городов агропромышленного  направления зависят от развития сельского хозяйства, государственной поддержки предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В качестве основных мер при поддержке таких городов предлагается использовать поставку оборудования на лизинговой основе, возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования, банковского кредита и другие.

     В этих городах предусматривается  размещение комплекса предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство.

     3. Развитие городов - транспортных  центров.

     Дальнейшее  развитие таких малых городов  связано с выполнением функций  по обслуживанию железных дорог и осуществлением промышленного производства по ремонту и сборке транспортных средств.

     В рамках данного направления рекомендуется  реализация следующих мероприятий:

     - организация сборочного производства  современных локомотивов на базе  существующих предприятий;

     - реконструкция заводов по ремонту  электровозов и тепловозов.

     4. Города, выполняющие функции оздоровительных  центров.

     Освоение  и эффективное использование рекреационного потенциала данных малых городов требует реализации следующих мероприятий:

     - строительство простых, относительно  недорогих, некрупных (в пределах 25 - 100 мест) объектов размещения туристов  и отдыхающих с расчетом на  круглогодичное использование;

     - представление предприятиям и  организациям, заинтересованным в  строительстве собственных объектов  зон отдыха в малых городах,  земельных участков в виде  государственных натуральных грантов в пределах норм застройки в конкретных районах развития туризма и отдыха;

     - строительство объектов для социального  отдыха и лечения за счет  бюджетных средств;

     - создание туристских комплексов;

     - развитие сопутствующей инфраструктуры.

     5. Развитие научно - экспериментальных  центров связано с сохранением  научного потенциала и продолжением научных исследований.

     В этих целях необходимо:

     - сохранить существующие и развивать  новые высокотехнологичные производства;

     - ускорить создание технопарков,  направленных на разработку и  создание наукоемких производств;

     - содействовать внедрению результатов научных исследований и созданных технологий в стране и их продвижению на мировой рынок высокоинтеллектуальной продукции.

     Реализуя  указанные направления в качестве приоритетных направлений инвестиционной политики для малых городов, следует учитывать, что они разрабатывались с учетом дифференциации социально - экономического развития городов и учитывают исторические особенности функционирования каждой из выделенных групп. Совместная реализация сформулированных мероприятий и алгоритма формирования инвестиционной стратегии развития малых городов на основе оценки инвестиционной привлекательности позволит обеспечить комплексное развитие муниципальных образований, повысить уровень их конкурентоспособности как на продовольственных, так и на инвестиционных рынках.

     Российский  опыт последнего десятилетия свидетельствует  о том, что роль государственного регулирования в переходной экономике в целом и в инвестиционной ее составляющей, в частности, должна оставаться значительной. Экономика, пребывающая в условиях кризиса, при любом уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для преодоления его негативных последствий.

     Достижение  социального и экономического благополучия возможно только при условии коренной модернизации экономики, для чего необходим более высокий, чем существующий уровень инвестиций. В связи с этим одним из приоритетных направлений экономической политики становится активизация инвестиционной деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.

     В настоящее время существует и  политическая возможность, и экономическая  необходимость самим городам определять направления использования своих экономических ресурсов, изыскивать источники финансирования программ, создавать условия для привлечения в экономику города инвестиционных ресурсов.

     Активность  инвестиционного процесса по существу определяет жизнедеятельность экономики. Однако инвестиционная деятельность, ее структура, мощность и степень  воспроизводства финансовых активов во многом зависят от состояния экономического организма.

     Низкая  инвестиционная активность имеет серьезные  внутренние причины, делающие неэффективными инвестиции в производственной сфере. Недостаточно благоприятный инвестиционный климат в малых городах России, ставящий барьеры на пути притока инвестиций, обусловлен следующими причинами:

Информация о работе Инновационное развитие городов