Инновационное развитие городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционного развития малых городов
1.1 Государственное управление инвестиционной деятельностью: сущность, формы и методы.
1.2 Классификация малых городов
1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования

Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова
2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова
2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города
2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)

Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов
3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов
3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова
3.3 Направления и пути активизации инвестиционного процесса в малых городах
Заключение

Работа содержит 1 файл

инновационное развитие городов ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать)

     2. Разработка бизнес-плана по экономическому  развитию муниципального образования.

     Для привлечения инвесторов на территории должны быть созданы благоприятные  условия, для реализации которых послужит План социально-экономического развития города, в котором были бы определены долгосрочные, среднесрочные и ближайшие социально-экономические цели муниципального образования, средства их достижения, включая инвестиционный потенциал и условия для размещения и работы инвестора. В нем должен быть определен план действий администрации города по привлечению капиталовложений в местную экономику, также информация об инвестиционных возможностях города и услугах для потенциальных инвесторов. План должен отразить усилия местной власти по обеспечению снижения рисков потери средств, вкладываемых инвесторами в экономику города.

     План  социально-экономического развития города Серпухова должен быть ориентирован на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся экономику города, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Плана должно стать создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

     Благоприятные условия для жизни населения  понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. План должен основываться на реалистичный анализ условий и ресурсов развития города. У города достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволит стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним относятся, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. План должен содержать комплекс мер, которые будут ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры не должны требовать дополнительных бюджетных затрат.

     Основная  идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в городе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на долго-среднесрочном плане социально-экономического развития, разработанном на основе стратегических целей. План должен иметь системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Он должен определить принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Бизнес-план должен получить статус городского нормативного акта и применяться как основа для текущего планирования.

     3. Создание базы инвестиционных проектов.

     Основная  цель данного направления региональной инвестиционной политики - привлечь внимание российских и международных деловых  кругов к городу, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятия и условий осуществления инвестиционной деятельности, представить город Серпухов как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом.

     Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционно- го имиджа города являются: распространение информации о преимуществах города (сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и др.), инвестиционном законодательстве города, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации и международного информационного обмена, презентаций города и отдельных инвестиционных проектов, распространения информационно-рекламных материалов.

     Привлечение к работе на территории города организаций  и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов.

     Развитие  и поддержание отношений с  посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации.

     Участие в инвестиционных семинарах, подключение  к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах.

     Работа  с государственными организациями  с целью продвижения региональных инвестиционных проектов, привлечения  к их реализации дополнительных источников финансовых средств. В рамках концепции инвестиционной политики города Серпухова провести организационную работу по подготовке Каталога инвестиционных проектов - провести работу по сбору и предварительной экспертизе информации предприятий - инициаторов инвестиционных проектов для дальнейшего размещения ее в указанном Каталоге и на Internet-ресурсе.

     Стороны сотрудничают в области оказания помощи предприятиям города в подготовке инвестиционных проектов в избранном стандарте, и в соответствии со стандартами, принятыми для такого рода документов, а также в области доведения информации об инвестиционных проектах предприятий до инвесторов и содействия в реализации инвестиционных проектов.

     Целью создания Каталога инвестиционных проектов является информационное содействие предприятиям города в привлечении финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение «прозрачности» инвестиционного рынка для российских и иностранных инвесторов.

     Для участия проекте предприятия-инициаторы предоставляют необходимую информацию по предлагаемой форма анкеты.

     В состав публикуемой информации по проектам включается: информации о предприятии, его руководителях и учредителях, основные технико-экономические показатели его деятельности, резюме проекта с основными показателями эффективности, и др.

     Электронная версия Каталога размещается на сайте  городской администрации.

     Инвесторы имеют открытый доступ к Каталогу, возможность отбора проектов по различным  критериям (отрасль, срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, объем  инвестиций, форма инвестиций).

     При анализе инвестиционной политики муниципального образования выявлены и недостатки, которые тормозят привлечение инвестиций на территорию города Серпухова: отсутствие муниципального инвестиционного фонда; отсутствие каталога инвестиционных проектов на территории; отсутствие плана социально-экономического развития территории на долгосрочную и ближнесрочную перспективу. Также необходимо внести изменения в организационную структуру отдела экономического развития и инвестиций администрации города Серпухова.

     3.3 Направления и  пути активизации  инвестиционного  процесса в малых  городах

     Проблемы  развития малых городов появились  задолго до начала рыночных реформ. И в условиях плановой системы отраслевой принцип распределения ресурсов не оставлял надежд на привлечение экономического внимания со стороны государства к нуждам этих территорий.

     Отсутствие  государственного регулирования пространственного  развития экономики и долгосрочной стратегии социально - экономического развития малых городов ведет к усилению асимметрии в развитии российской экономики и таким серьезным последствиям, как:

     - большой разрыв в уровне экономического  и социального развития городов  и районов;

     - недоиспользование и неэффективное  использование экономического потенциала  городов и районов.

     Решение этой проблемы требует усиления внимания к функциям администрации по пространственному  управлению социально - экономическим  развитием и планово - прогнозной работе на уровне малых городов. Поиски стратегии активизации экономического развития малых городов связаны с необходимостью соблюдения системного подхода, которые означают:

     1. Разработку стратегии развития  с учетом оценки понимания  сильных и слабых сторон города.

     2. Постоянное изучение рынка товаров  и услуг, на котором работают  или собираются работать местные производители.

     3. Объединение усилий всех общественно  - экономических структур города  вокруг разработанной стратегии  и их активное участие в  ее реализации.

     Разработка  стратегии предполагает, с одной  стороны, объективную оценку текущего состояния, сильных и слабых сторон экономики города, а с другой - четкую формулировку целей и реалистическую оценку возможностей и рисков.

     Формирование  бюджетной системы преимущественно  за счет перераспределения бюджетных  доходов и преобладания дотаций  в доходах бюджетов городов и районов разрушает саму основополагающую идеологию бюджетного федерализма и вызывает рост противоречий, снижающих общую эффективность социально - экономического развития федерации в целом и ее субъектов:

     - растет уровень централизации управления и соответственно растут издержки, присущи централизованной системе управления;

     - в сознании людей сохраняется  и укрепляется представление  о необъективности и несправедливости  власти, выделяющей мало дотаций  району или городу;

     - снижается уровень ответственности местной власти за решение проблем социального развития территории, развиваются иждивенческие настроения;

     - не появляются предпосылки, стимулирующие  активное участие людей в принятии  жизненно важных для них решений;

     - и главное, неоправданно медленно повышается уровень жизни людей и отсутствуют перспективы более энергичного решения этой проблемы.

     Для активизации экономического развития малых городов необходима разработка прогноза с определением конкретных проблем, ограничений и предпосылок развития:

     1) анализ текущей ситуации социально  - экономического развития города;

     2) выявление возможных направлений  развития с учетом имеющихся  ресурсов, их конкурентоспособности,  емкости рынка и возможности  включения в рыночную среду;

     3) разработка инвестиционных проектов с определением возможных источников финансирования;

     4) анализ влияния реализации проектов  на финансово - экономические  и социальные параметры развития города или района.

     Наличие объективных причин, предопределивших неблагоприятные стартовые условия перехода к новой системе общественно экономических отношений большинства малых городов, привело к тому, что их собственный экономический потенциал недостаточен для самостоятельного преодоления ситуации и обеспечения ощутимого роста своей экономики и уровня жизни населения.

     Если  в качестве главного показателя, дающего  достаточно объективную оценку социально - экономического состояния территории, принять ее инвестиционную привлекательность, то можно сделать вывод, что малым городам конкурировать на рынке инвестиционных ресурсов очень трудно. Основные факторы, которые определяют низкую инвестиционную привлекательность малых городов, состоят в следующем:

     - удаленность от разных промышленных  центров и рынков сбыта продукции;

     - расположенность в транспортно мало освоенных районах;

     - сельскохозяйственная ориентация  районов, традиционно вызывающая  необходимость постоянной поддержки производителей;

     - зависимость благополучия города  от эффективности развития одного  двух производств;

     - устаревшие фонды предприятий преимущественно агропромышленного профиля;

     - низкий уровень обеспеченности  и качества производственной  и социальной инфраструктуры;

     - неблагоприятная демографическая  и возрастная структура населения;

     - недостаточный уровень квалифицированных  трудовых ресурсов;

     - низкие доходы населения, ограничивающие  развитие потребительского рынка  товаров и услуг.

Информация о работе Инновационное развитие городов