Инновационные изменения в системе начального образования в связи с введением стандартов нового поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Уже в середине 70-х годов прошлого века стало ясно: цикл обновления содержания образования значительно длиннее, чем цикл обновления технологий. Чтобы обучить чему-то детей, необходимо разработать методики и методические пособия, научить учителей, как ими пользоваться и как организовывать учебный процесс. На все это нужно немало времени. Но жизнь уходит вперед быстрее, и наступает момент, когда опять надо внедрять что-то новое. Поэтому педагогика встала перед необходимостью найти другие пути, обеспечивающие получение знаний в школе.

Содержание

Введение..…………………………………………………………………………31 Исторический аспект стандартизации начального обучения……….......6

1.1 Стандартизация начального образования как общественно значимая проблема……………………………………………………………………….....10

1.2 Теоретические и методологические разработки образовательных стандартов второго поколения………………………………………………….11 1.3 Психологические основания новых образовательных стандартов начального обучения РФ………………………………………………………..13

1.4 Функции образовательных стандартов второго поколения………...........15

2 Инновационные изменения в системе начального обучения в связи с введением стандарта нового поколения…………………………………….17

2.1 Преемственность и инновационность стандарта второго

поколения ……………………………………………………………………….17

2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения………………………………………25

Заключение…………..……………………………………………………..…...33

Библиографический список………………..…………………………………35

Приложение……………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 113.89 Кб (Скачать)

     Принципиально, что в таком стандарте на первое место выходят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым, потому что именно результаты образования могут быть предметом диалога как внутри системы, так и между обществом и государством [11].

      Новый стандарт определяет, что в структуре образовательной программы школы обязательно должны быть программы духовно-нравственного воспитания и развития, формирования универсальных учебных действий, коррекционной работы и другие. Директор, административная команда школы организовывают разработку этих программ, привлекая органы самоуправления в том числе. И на основе этих документов школа осуществляет деятельность по соответствующим направлениям, обеспечивая достижения результатов, требования к которым  заданны стандартом.

     В данной связи инновационный характер структуре стандартов придает включение в нее условий осуществления образования как ресурсных ограничений системы, имеющих приоритетный характер. Только в этом случае стандарты могут пониматься как базовый комплексный государственный документ, совокупно определяющий систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как важный фактор финансового управления системой образования, как форма общественного договора [24]. 
 
 
 
 

2.2 Факторы риска при внедрении нового образовательного стандарта обучения и возможные пути их решения 

     В силу того, что образовательные стандарты второго поколения предполагают, существенные изменения в образовательной системе и предъявляют принципиально новые требования, как к процессу обучения/воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2019 году. Становится важным оценка, насколько профессионально-педагогическая среда и ее общественное «расширение» готовы к изменениям, насколько они понимают необходимость этих изменений и глубину социально-экономических проблем образования или социально-экономических рисков. Ведь образовательная реформа не может быть успешной, если не будет поддержана «снизу», это и есть самый главный «риск» всякой реформы [25].

     Для этого необходимо изучить общественное мнение участников образовательного процесса методами социологического исследования. Основными методами исследования явились социологический опрос и анкетирование. В качестве респондентов выступали 50 учащихся начальных классов, их родители, а также учителя начальных классов (20 человек). Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 г. Крымска и  МОУ СОШ №1 г. Абинска.

Цель исследования: изучение мнения родителей и детей, какой должна быть, по их мнению, «новая» школа. Ученикам было предложено предельно честно ответить на следующие вопросы:

  1. Нравиться ли тебе обучатся в этой школе?;
  2. Хотел бы улучшения условий обучения в школе?;
  3. Достаточно ли проводится внешкольных мероприятий, направленных  на развитие твоих интересов?

Показатели  результатов опроса учащихся отражены на рисунке 1.

Рисунок 1- Показатели опроса учащихся (в количественном измерении)

В результате обработки полученных  данных приходим к следующим выводам: со стороны учащихся отсутствуют какие-либо риски при введении нового образовательного стандарта. Учащиеся готовы к переменам в образовательном процессе. Почти половина опрошенных свидетельствуют о потребности в проведении дополнительных внешкольных мероприятий. Что указывает на недоработку воспитательного процесса на данный момент. Дети, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году,   не почувствуют никаких революционных перемен.  Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько органам власти всех уровней - руководителям системы образования, директорам школ, учителям.

     Родителям этих же учащихся было предложено высказать свои предположения на вопрос: «Какой должна быть новая школа?». Результаты опроса отражены на рисунке 2.

   

Рисунок 2Показатели опроса родителей (в количественном измерении)

     В ходе проведенного исследования, после обработки полученных  данных приходим к следующим выводам: родители готовы принимать активное участие в управлении школой. Желают  получать возможность непосредственно влиять на образовательный процесс. Наиболее важная сфера,  в которой родители ждут изменений - это материально-техническая сторона учебно-воспитательного процесса. Также половина респондентов ожидают перемен и непосредственно в учебном процессе, причём ожидания родителей направлены на уменьшение затраченного времени ребёнка по подготовке домашних заданий. Что свидетельствует о перегрузке учащихся объемом выполняемых самостоятельных заданий.

     Изучить отношение учителей к проблеме введения нового образовательного стандарта целесообразней путём анонимного анкетирования. В анкетировании приняли участие 20 учителей начальных классов (бланк анкеты смотреть в приложении). Средний возраст респондентов: 37-39 лет. Образование высшее у   80% , среднее у 20% ;  средний стаж работы в должности учителя начальных классов: 17 лет. Предлагаемые вопросы и полученные результаты анкетирования отражены в таблице 1.

Таблица 1- Результаты анкетирования учителей

Ответы                                                                                                           вопросы 1. Осведомлённость учителей  о том, что с 1 сентября 2011 года все школы РФ переходят на новый федеральный государственный стандарт? 2. Из каких источников впервые услышали о данных изменениях в системе начального обучения? 3. Знакомы ли Вы с текстом ФГСО?  4. По Вашему мнению, содержание нового стандарта отличается от предыдущего? 5. Являлись ли  участником публичного обсуждения данного вопроса? 6. По какому источнику занимаетесь самообразованием в этом направлении? 7. Предполагаемая работа с родителями учащихся. 8. Считаете ли Вы необходимой помощь школьного логопеда в системе начального обучения? 9. По Вашему  мнению, как отразится введение 35 ч. пребывание в школе на  здоровье нынешнего поколения? 10. Какой бы совет Вы дали разработчикам стандарта к его введению: 11. Созданы ли  все необходимые условия для  реализации перехода на новый ФГОС в вашем учебном заведении?
да 100% - 18% - 25% - - 100% - - -
нет - - 32% - 75% - - - - - -
Продолжение таблицы 1
из средств массовой информации - 25% - - - - - - - - -
от  администрации - 42% - - - - - - - - -
от  коллег - 33% - - - - - - - - -
частично - - 50% - - - - - - - 13%
координально - - - 68% - - - - - - -
незначительно - - - 32% - - - - - - -
методическая  литература - - - - - 33% - - - - -
интернет  ресурсы - - - - - 30% - - - - -
ни  по какому - - - - - 37% - - - - -
родительские собрания - - - - - - 30% - - -  
индивидуальные  беседы - - - - - - 70% - - - -
отрицательно - - - - - - - - 99% - -
уменьшить нагрузку учителя - - - - - - - - - 81% -
улучшить  технические условия - - - - - - - - - 18% -
затрудняюсь ответить - - - - - - - - - - 87%
 

По результатам  анкетирования учителей  выделены следующие  основные факторы, способные повлиять на результаты введения ФГОС:

  1. разный уровень готовности учителей школ к изменениям в связи с введением Стандарта;
  2. недостаточный уровень самообразования учителей;
  3. недостаточная в начальных классах материально-техническая база;
  4. разный опыт участия школ в инновационной деятельности;
  5. затруднения в использовании информационных технологий;
  6. проблема выбора учебников, программ и пособий;
  7. содержательные вопросы, связанные с оценкой качества начального образования. 

     Главная трудность реализации стандарта - это учителя. Большинству из них предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

     Мероприятия в рамках введения программы требований  ФГОС предусматривают внесение изменений и дополнений в должностные инструкции учителя начальных классов, дополнительные требования к компетентности педагогических и управленческих кадров. Так, согласно  новым Стандартам компетентность «учителя начальной школы» предусматривает осуществление обучения и воспитания  младших школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические,   информационные и иные ресурсы реализации основной образовательной программы начального общего образования, постоянно развиваться  в профессиональном отношении [11].

     Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ:

  1. осуществлять личностно-деятельностный  подход к организации обучения;
  2. выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (ПРООП);
  3. разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

     Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

  1. иметь представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, соответствующие концепции ФГОС;
  2. иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;
  3. иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

     Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:  эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

1)достижения планируемых результатов освоения образовательных программ, реализации программ воспитания и социализации учащихся;

2)эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;

 3)индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

4)собственного профессионально-личностного развития и саморазвития; 5)эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

     Таким образом, изложенное мнение позволяет определить основные факторы риска при внедрении ФГОС и возможные пути их разрешения (таблица 2)                                                                                      

Таблица 2 - Учет факторов риска при реализации ФГОС

Фактор  риска Возможные пути их разрешения
Отсутствие достаточного финансирования самостоятельный поиск привлеченных средств
снижение  мотивации участников  за  счет   отсутствия  материальной  поддержки  и  системы стимулирования  их труда в ОУ мониторинговое  изучение мотивов деятельности педагогов  ОУ и активное использование нематериальных стимулов (путевки на отдых, свободный  график, метод.дни и т.д.)
изменение педагогического состава, увольнение из ОУ необходимых специалистов  (медиков, психологов) пролонгированная  система подготовки кадров к работе в режиме эксперимента, опора на дистанционное обучение и возможности  ресурсных

    центров

дефицит  учебно-методических  пособий  использование современных электронных носителей  информации, доступ ОУ  в Интернет-пространство
непонимание основных задач введения ФГОС участниками образовательного процесса (нечеткость предлагаемых знаний, недостаточный инструментарий) создание единого  информационного пространства по обмену опытом, активное использование сетевого общения, СМИ и дистанционных форм работы непосредственно с участниками образовательного процесса.

Информация о работе Инновационные изменения в системе начального образования в связи с введением стандартов нового поколения