Инновационные перспективы Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Технологические достижения Китая до сих пор лишь отчасти были связаны с прогрессом отечественной науки и техники. Зависимость КНР от импортных технологий в разы превышает показатели развитых стран, составляя более 50%. Чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю еще предстоит пройти длинный и нелегкий путь.

Работа содержит 1 файл

Инновационные перспективы Китая.docx

— 218.46 Кб (Скачать)

Молодость как  преимеущество 

Большое преимущество Китая связано с возрастным составом ученых – большинство не так давно  закончили обучение. В этом плане  Россия серьезно уступает Китаю. Так, например, эксперты отмечают, что в России 28% специалистов, непосредственно занятых  в работе инновационного сектора, являются людьми до 40 лет, остальные 72% перешагнули  данный возрастной рубеж, при этом возраст 22% специалистов – более 60 лет. Неутешительные результаты демонстрирует оценка емкости  инновационного сектора. Так инновационная  продукция в России на настоящий  момент составляет не больше 5-7% по отдельным  отраслям от общего количества производимых товаров. Лишь по атомному направлению  производится 10,2% инновационной продукции. В целом в России производится не больше 1% инновационной продукции, в то время на США – 70, а Китай  – 34%. 

Любые средства хороши 

Создание экономики, способной производить инновации, это радикальная трансформация  общественного сознания, отказ от пассивного усвоения знаний, навыков  в пользу предприимчивости. Другими  словами, чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю придется пройти большой и трудный путь. Как бы там ни было, развивая технологий внутри страны, Китай не станет отказаться от "покупной" инновационности. Пользуясь случаем, Поднебесная продолжает покупать. А случай предоставлен довольно удобный – кризис, когда многие готовы продать, лишь бы выжить. Не случайно в конце апреля в ходе встречи китайского премьера Вэнь Цзябао с его финским коллегой Матти Ванханеном был поднят вопрос о создании в районе Хельсинки китайского инновационного центра. Тогда еще премьер-министр Китая похвалил кредитоспособность Финляндии и выразил надежду на то, что гражданам его страны позволят покупать облигации Суоми. С этой целью Пекин собирается отправить в Финляндию закупочно-инновационную делегацию. Ради поставленной цели Поднебесная готова на подвиги. А достигать поставленные цели китайскому народу приходилось не единожды. 
 

ИННОВАЦИИ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ  В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ МОДИФИКАЦИЙ  В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ

Если смотреть на управление процессом подготовки специалистов высшей квалификации КНР  в контексте разработки и внедрения  модификаций их инновационных компонентов  в поле реформирования высшей школы  России, очевиден вывод о том, что  эта страна, как никакая другая в мировом сообществе, планомерно и эффективно продвигается в сфере  высшего образования к мировым  стандартам, как в организационном, так и в учебно – методическом планах, используя многовековую национальную традицию социального института образования, так и высшие инновационные достижения ведущих стран нашей планеты в условиях всё убыстряющегося процесса глобализации и интеграции мирового пространства, что и является целью всего трансформационного процесса высшей школы РФ в рамках вхождения в мировое сообщество.  

Данная статья состоит из двух структурно и содержательно  взаимосвязанных и логически  вытекающих одна из другой частей, а  именно: разработки научно – теоретических  оснований логики исследования системы  управления высшим образованием в современном  Китае и конкретных модификационных форм инноваций, которые могут быть применимы в ходе реформации современной российской высшей школы. 

            Очевидно, что эти части представляют  собой одно целое комбинаторное  объединение разрозненных частей, собранных исследователем под  эгидой целей и задач тенденций  трансформационных процессов современной  российской высшей школы. А  эти тенденции имеют позитивный  характер, прежде всего, в аспекте  постановки темы данной статьи  – определении научно – теоретических,  методологических и практических  структурных единиц её первой  части, особенно в отношении   актуальности и своевременности  выбранной темы для меняющегося  общества России. 

Прежде всего, необходимо отметить, что в плане  определения актуальности исследования возможна ссылка на тот социально  – общественный факт социологии управления, что современный многомерный  мир характеризуется комплексностью существующих в нём противоречий: столкновение процессов глобализации и самоидентификации; экологических, социально-политических, геополитических, макроэкономических и личностных противоречий индивида и сообществ. С наибольшей ясностью эти противоречия проявляются в столкновении между социальными группами, сообществами, народами и нациями. Сфера столкновения лежит, прежде всего, в плоскости культуры и идеологии, наиболее полно проявляющихся в образовании,  в особенности, в протекающих в нём процессах социализации и инкультурации личности современного человека. Поэтому для нас наиболее значимо противоречие между стремительно меняющимся мировым сообществом и необходимостью для системы образования адекватно реагировать на вызовы и тренды динамично меняющегося мира.  

Из сказанного выше вытекает триединая проблема несоответствия существующей системы  управления образованием и новой формирующейся структурой мира. Это выражается, прежде всего, в том, что: 

·                      управление образованием не успевает адаптироваться к насущным социальным трансформациям, отчего появляется «эффект  запаздывания», который может привести и, во многих случаях, приводит к стагнации  системы

·                      в антропосоциетальной плоскости проявляется рассогласование между системой образования как частью общества и личностью управленца, искажением характера их взаимосвязи, вплоть до полного непонимания и антагонизма;  

·                      нарушается социальный механизм регуляции  функционирования общественных систем и протекания социетальных трансформаций в области образования в целом.  

Указанное выше, обусловило выбор темы исследования, избрав из всей системы образования – систему высшей школы. В этом случае формулировка темы дана нами в контексте глобализации и интеграции мирового сообщества, в том числе и динамично развивающегося региона Дальнего Востока. В особенности это касается нашего ближайшего соседа – Китайской Народной Республики, поэтому «поле» исследования  лежит в плоскости системы управления высшим образованием в Китае.  

Итак, рассмотрев и обосновав логико-философский  ряд выбора тематики исследования, мы переходим к изучению и анализу  её уровня разработанности в комплексе  социально – общественных наук: 

1. Недостаточности  разработки данной проблематики, как в отечественной, так и  в зарубежной научно – прикладной  литературе. 

2. В контексте  исторического подхода к выбранной  теме мы опираемся на научные  труды отечественных и зарубежных  учёных, работающих в области  изучения генезиса и развития  Китайской цивилизации.  

3. Не менее  важную составляющую представляют  собой и работы современных  китайских авторов, в том числе  на иностранных языках, в России  не переводившихся  

Итак, рассмотрев и обосновав логико-философский  ряд выбора темы исследования, изучив уровень её разработанности в  комплексе социально – общественных наук, мы переходим к определению  и разработке методологической базы нашего конкретного исследования в  области социологии управления.  

В контексте  методологической базы работы, объектом исследования является институт высшего  образования Китайской Народной Республики, являющийся важнейшим составляющим элементом системы образования  КНР в целом и, в свою очередь, компонентом современного Китайского общества. Предметом исследования –  управление институтом высшего образования  в КНР, как процесс и результат  организации и координации его  институционального функционирования.  

            При такой транскрипции определения  объекта и предмета исследования, целью работы становится –  изучение института государственного  и негосударственного ВПО в  КНР для разработки рекомендаций  по использованию положительного  опыта китайской высшей школы  при модернизации высшего образования  в современной России. 

Для того, чтобы в полной мере достичь этой цели, нам необходимо решить следующий комплекс исследовательских задач в рамках комплекса социологических наук трёх уровней, а именно: 

Теоретические: Определить основные понятия исследования в контексте теории и технологии управления высшим образованием КНР. Исследовать  содержание и модели управления традиционного  китайского образования. Выявить направления  и сущность трансформаций китайского образования на протяжении XX века. Проанализировать тенденции и перспективы развития китайского образования на современном  этапе в условиях глобализации. Определить основные инновационные принципы функционирования системы высшего образования  КНР на современном этапе. 

Практические: Определить содержание партийно-государственной  политики КНР в области управления высшим образованием. Выявить  содержание и методы реализации управления негосударственной  системой высшего образования в  КНР. Провести компаративный анализ общего и особенного в управлении государственным и негосударственным высшим образованием в КНР. 

Прикладные: Разработать  и создать комплексную инновационную  технологию внедрения элементов  управления высшим образованием КНР  в современную систему высшей школы России. Установить цели, задачи и технологии внедрения элементов  управления высшим образованием КНР  в современную систему высшей школы России. Определить цели, задачи и технологии опытно – экспериментального этапа  исследования в целом. Организовать и провести констатирующий этап опытно – экспериментальной части исследования. Организовать и провести формирующий  этап опытно – экспериментальной  части исследования. Провести сравнительный  анализ основных результатов опытно – экспериментальной работы в  теоретическом и практическом аспектах. По ходу проведения опытно – экспериментальной  работы, доказать эффективность комплексной  инновационной технологии внедрения  элементов управления высшим образованием КНР в современную систему  высшей школы России. Разработать  комплект учебно – методических материалов и прикладных дидактических документов для проведения опытно – экспериментальной работы по внедрению элементов управления высшим образованием КНР в современную модифицирующуюся систему высшей школы России.  

Такая методологическая база требует адекватных методов  исследования, а именно: Теоретические: анализ, синтез, интеграция, дифференциация, абстрагирование. Практические: опросники, анкеты, тесты; карточки с дидактическими заданиями, модельный эксперимент, математические методы обработки результатов исследования. Экспериментальные: проведение работы по внедрению инновационной модифицированной технологии управления высшим образованием в современном КНР в высшую школу РФ, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. 

Итак, рассмотрев основные положения актуальности темы исследования и её методологической базы, мы выдвигаем предположение  о том, что внедрение комплекса  инновационных элементов модификационной технологии управления учреждением высшего образования в Китайской Народной Республике в высшую школу РФ, при развитии Российской Высшей Школы на современном этапе в целом, позволит всесторонне оптимизировать и повысить эффективность её функционирования. 

Апробация исследования, а именно - внедрение разработанной  автором модификационной технологии управления учреждением высшего образования РФ, созданная на базе изучения и анализа, проводилось в несколько этапов: 

I этап – [Сентябрь 2005 года – май 2006 года] – Сбор  исследователем экспериментальных  управленческих данных по инновационным  процессам в системе ВО  КНР . 

II этап – [Июнь 2006 года – август 2006 года] – Обработка  исследователем предварительных  результатов экспериментальных  управленческих данных по инновационным  процессам в системе ВО  КНР . 

III этап –  [Сентябрь 2006 года – декабрь 2006 года] – Поэтапное внедрение комплекса  инновационных элементов ВО КНР  в ОУ высшей школы РФ (МОЮИ, ОЮИ). 

IV этап –  [январь - май 2007 года] – Обработка  исследователем результатов внедрения  комплекса инновационных элементов  ВО КНР в ОУ высшей школы  РФ (МОЮИ, ОЮИ) в соответствии с  гипотезой и её проверкой в  теоретическом и прикладном значении. 

            По мнению автора, теоретическая  новизна исследования заключается  в выявлении модельной модификации  традиционного китайского образования  в двуединстве: содержании образования и моделей его организации и координации; разработке авторской концепции формально-содержательных трансформаций китайского образования на протяжении ХХ века; определении существенных черт и характеристических особенностей китайского высшего образования в условиях современных вызовов и трендов; введении в научный оборот источников по теме исследования на иностранных языках (английском, китайском), не переведённых ранее на русский язык и используемых в работе в авторском переводе. 

Информация о работе Инновационные перспективы Китая