Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 05:04, доклад

Описание работы

Таким образом, применение круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствует повышению его эффективности, что выражено в положительной динамике показателей функционального состояния и физической подготовленности до-школьников и формировании интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Дети предпочитают круговую тренировку другим формам занятий по физической культуре, а также включают сюжеты и упражнения из комплексов круговой тренировки в самостоятельную игровую и двигательную деятельность.

Работа содержит 1 файл

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.docx

— 26.24 Кб (Скачать)

Для реализации дифференцированного  подхода к занимающимся необходимо распределить их по подгруппам на основании  результатов анализа данных о  состоянии здоровья, физического  развития и физической подготовленности детей. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физического состояния. Например, первую подгруппу могут составить дошкольники первой и частично второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие высоким или выше среднего уровнем физической подготовленности. Ко второй подгруппе могут быть отнесены дети первой, частично, второй групп здоровья, имеющие основную группу допуска к занятиям по физической культуре, обладающие средним или ниже среднего уровнем физической подготовленности. В третью подгруппу могут входить дошкольники второй и третьей групп здоровья, имеющие подготовительную группу допуска к занятиям по физической культуре и отнесенные к ниже среднего и низкому уровню физической подготовленности.

Для удобства обеспечения  дифференцированного подхода в  процессе занятий целесообразно  отметить детей различных подгрупп каким-либо отличительным знаком или  эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов, не стесняющие движений). Для детей  из разных подгрупп предлагаются различные  варианты однотипных упражнений (см. таблицу).

В процессе комплексной оценки физического состояния дошкольников помимо выявления индивидуальных характеристик  каждого ребенка, следует определить и общегрупповые особенности, свойственные большей части обследуемых. Так, например, если в процессе соматоскопического обследования установлено, что более 50% детей имеют функциональные отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, деформации стоп) и наряду с этим при тестировании физической подготовленности у большинства испытуемых зарегистрированы низкие результаты в упражнениях, характеризующих уровень развития силы мышц туловища и гибкости, следует предусмотреть разработку соответствующих комплексов круговой тренировки, направленных на формирование правильной осанки, укрепление "мышечного корсета", развитие гибкости.

С целью обоснования эффективности  применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного  возраста на базе МДОУ детский сад  № 350 г. Челябинска был проведен педагогический эксперимент с участием детей 6-7-летнего возраста. Проведенное до начала эксперимента комплексное обследование физического состояния дошкольников опытных групп позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий в показателях физического развития и физической подготовленности между ними.

В содержание занятий по физической культуре в экспериментальной  группе (ЭГ) в течение шести месяцев (с октября по март) включались комплексы  круговой тренировки, применяемые по разработанному нами алгоритму. Контрольная  группа (КГ) в течение этого же периода времени занималась на основе раздела "Физическое воспитание " Программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой).

Сравнительный анализ динамики ЧСС на занятиях в опытных группах  показал, что физическая нагрузка в  ЭГ оказывает более выраженный тренирующий  эффект на организм занимающихся (средний  уровень ЧСС во время занятия - 140-160 уд/мин) по сравнению с нагрузкой  на занятиях в КГ (средний уровень ЧСС во время занятия - 100-130 уд/мин). Сопоставление результатов пульсометрии, полученных в процессе занятий по физической культуре в ЭГ, и индивидуальных пороговых показателей ЧСС детей 6-7 лет свидетельствует о том, что при использовании разработанных нами вариантов круговой тренировки обеспечивалась нагрузка аэробной направленности, целесообразная для реализации оздоровительных задач физического воспитания. Таким образом, данные пульсометрии свидетельствуют об эффективности предложенной методики.

После эксперимента однонаправленное достоверное изменение регистрируемых показателей физического и функционального  развития наблюдалось у детей  обеих опытных групп. Следовательно, повышенные нагрузки не оказали отрицательного воздействия на организм испытуемых, а применяемые в процессе экспериментальных  занятий по физической культуре средства и методы физического воспитания были адекватны возможностям организма  детей 6-7 лет, что подтверждается также  результатами педагогических наблюдений и пульсометрии.

В итоге педагогического  эксперимента было зафиксировано достоверное  различие в показателях ЧСС и  частоты дыхания у детей ЭГ и КГ. Более выраженное снижение показателей ЧСС и частоты дыхания у детей ЭГ свидетельствует о совершенствовании функциональных возможностей организма и преимуществе круговой тренировки по сравнению с занятиями по типовой программе по физическому воспитанию в ДОУ.

Анализ показателей физической подготовленности детей опытных  групп после эксперимента показал, что в обеих опытных группах  произошли достоверные изменения  результатов во всех двигательных тестах, однако сравнительный анализ показателей  физической подготовленности детей  КГ и ЭГ после проведения эксперимента выявил достоверные межгрупповые различия. При этом в результатах всех контрольных упражнений дети ЭГ превзошли детей КГ.

Таким образом, применение круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствует повышению его эффективности, что выражено в положительной  динамике показателей функционального  состояния и физической подготовленности до-школьников и формировании интереса детей к занятиям физическими упражнениями. Дети предпочитают круговую тренировку другим формам занятий по физической культуре, а также включают сюжеты и упражнения из комплексов круговой тренировки в самостоятельную игровую и двигательную деятельность.


Информация о работе Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста