Инновационные процессы в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:53, курс лекций

Описание работы

Педагогическая инноватика – наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике (зародилась в 1980-х гг., когда возникло движение учителей – новаторов, сегодня ПИ находится в стадии становления и эмпирического поиска)

Работа содержит 1 файл

Инновац процес в образован.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

(материалы к  лекциям для магистрантов)

 

Терминологический словарь

Педагогическая  инноватика – наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике (зародилась в 1980-х гг., когда возникло движение учителей – новаторов, сегодня ПИ находится в стадии становления и эмпирического поиска) [1, с. 3 ].

Педагогическая  инноватика (ПИ) – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования, в связи с этим главная цель  педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближений к реализуемой сущности  образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен [1, с. 18 ]

Педагогическое  новшество – идея, метод, средство, технология, система.

Нововведение  – процесс внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем.

Элементы инновационного процесса в сфере образования – создание педагогических новшеств;  их внедрение и освоение; применение и распространение

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования [1, с. 14]. 

Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности [1, с. 15].

Инновации в системе  образования – связаны с перестройкой, модификацией усовершенствованием, изменением системы образования.

Инновационное обучение – особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельностью нового типа у учебно-образовательнои процессе.

Инновационная деятельность (ИД) – комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования.

Основными функциями ИД являются:  изменение компонентов педагогического процесса, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.

Методология педагогмической  инноватики – есть система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Методология педагогики (МП) – есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность (М.А. Данилов),  « …а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально – научных педагогических исследований» (В.В.Краевский).

Инновационная идея – заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего

привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ученых,

исследователей, педагогов, инвесторов, разработчиков, инвесторов и др. )

Инновационная программа – комбинация нескольких связанных между собою проектоа. В инновационной программепроекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям, ресурсам.

 

 

 

 

 

 

Педагогическая  инноватика направлена на выполнение общечеловеческих задач. Развитие обусловлено не только заказом общества и личности на изменение системы образования, но и необходимостью педагогического обеспечения связи прошлого и будущего. Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям, образовательный процесс всегда сопровождением внесения нового. Занимаясь изменениями в образовании, ПИ тем самым выполняет функцию педагогической связи времен.

 

Типы  задач педагогической инноватики (В.С. Лазарев):

  1. Описательно-объяснительные задачи, призванные дать картину того, что есть в действительности на уровне теоретического объяснения;
  2. Задачи, связанные с разработкой новых моделей инновационной деятельности, новых технологий ее осуществления, новых форм ее органмизации;
  3. Задачи, связанные с разработкой способов развития систем инновационной деятельности;

Каждая из 3-х  типов задач конкретизируется для  трех стадий инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств.

  1. Задачи, связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя;
  2. Задачи, относящиеся к природе и закономерностям возникновения, развития педагогических отношений, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования

 

Тенденции в сфере образования

  1. Тенденции к непрерывности образования. Она вызывает потребность структурного и содержательного обновления.
  2. Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. Идет обновление состава и структуры педагогического сообщества..
  3. Тенденция внедрения. Применение нового принимает массовый характер.
  4. Тенденция к созданию школьных воспитательных систем.

 

Законы  педагогической инноватики (Н.Р. Юсуфбекова)

  1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды.
  2. Закон финальной реализации инновационного процесса.
  3. Закон стереотипизаци педагогических инноваций.
  4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций

Задача ПИ – установить  именно те законы и закономерности, которые относятся к ее предмету исследования


Информация о работе Инновационные процессы в образовании