Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:52, реферат
Цель работы: изучить  и охарактеризовать инновации в  российском образовании.
Исходя из понимания   цели работы, сформулируем задачи исследования:
Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
Изучить и сравнить уровень развития психических процессов и личностных качеств детей.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические  аспекты инновационных процессов…………………….6
          1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
          1.2 Роль инноваций в развитии  школы……….…………………………….24
Список литературы………………………………………………………..……….25
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное 
«Казанский 
национальный исследовательский 
Кафедра: Химии и технологии переработки эластомеров
Реферат
На тему:
«Инновационные процессы в образовании»
Выполнил:
Студент гр.511-М6
Галлямов А.И.
Проверила:
проф. Богоудинова Р.З.
Казань, 2012.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические 
аспекты инновационных 
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация…….……...6
1.2 Роль инноваций в развитии школы……….…………………………….24
Список литературы…………………………………
 
Введение
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.
В отечественной литературе 
проблема инноваций долгое время 
рассматривалась в системе 
Поиски решения педагогических 
проблем инноватики связаны с 
анализом имеющихся результатов 
исследования сущности, структуры, классификации 
и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. 
На теоретико-методологическом уровне 
наиболее фундаментально проблема нововведений 
отражена в работах М. М. Поташника, А. В 
Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,  
В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного 
подхода, что дает возможность анализировать 
не только отдельные стадии инновационного 
процесса, но и перейти к комплексному 
изучению нововведений.
Сегодня инновационный поиск вошёл в “спокойное русло“, стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом “штатной ситуации “ в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Исходя из этого, можно сформулировать объект и предмет работы.
Объект: инновационные процессы в образовании.
ПРЕДМЕТ МОЕГО СООБЩЕНИЯ: инновационные процессы в образовании.
Цель работы: изучить и охарактеризовать инновации в российском образовании.
Исторически сложилось, 
что дети, обучающиеся в развивающихся, 
инновационных учебных 
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Гипотеза исследования: 
если в системе образования будут 
иметь место инновационные 
Об опытно-экспериментальных базах исследований в нашей области можно узнать в УИПКПРО
 
1. Теоретические аспекты инновационных процессов
1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Словарь С.И.Ожегова даёт 
следующее определение нового: новый 
– впервые созданный или 
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской  
образовательной системе 
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“. Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу.
Таблица 1
Понятия «новация» и «инновация»
| Критерии | Новация | Инновация | 
| Масштаб целей и задач | Частный | Системный | 
| Методологическое обеспечение | В рамках существующих теорий | Выходит за рамки существующих теорий | 
| Научный контекст | Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения | Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки | 
| Характер действий (качество) | Экспериментальный (апробирование частных нововведений) | Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат | 
| Характер действий (количество) | Ограниченный по масштабу и времени | Целостный, продолжительный | 
| Тип действий | Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества | Проектирование новой системы деятельности в данной практике | 
| Реализация | Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) | Проращивание, культивирование 
  (изнутри), организация условий и  | 
| Результат, продукт | Изменение отдельных элементов в существующей системе | Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы | 
| Новизна | Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики | Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности | 
| Последствия | Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей | Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок | 
Итак, новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Также следует разграничивать такие понятия, как “инновация“ и “реформа“. Отличия этих понятий друг от друга рассмотрим в таблице.
Таблица 2
Понятия «реформа» и «инновация»
| Реформа | Инновация | 
| Изменение сроков начала обучения | Изменения во внутренней организационной деятельности школы | 
| Увеличение финансирования | Изменения в содержании образования | 
| Изменения в оборудовании учебных заведений | Изменения в методах обучения | 
| Изменения в продолжительности обучения | Изменения в отношениях «Учитель - Ученик» | 
| Повышение статуса образования | |
| Новые санитарно-гигиенические требования | |
| Изменения в структуре системы образования | 
Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально – педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия:
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта.