Инновационный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:57, доклад

Описание работы

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.
Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Работа содержит 1 файл

Инновационный процесс.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта.

Инновация - это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Классификация:

По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку.

По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

По целям: для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)

 

Стадии инновационного процесса:

 

Укрупнённо инновационный процесс  можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет из себя жизненный цикл продукта.

Стадия 1. Научные исследования и  конструкторские разработки.

Происходит системная интеграция результатов научно-исследовательских работ, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом.

 

Этапы инновационного процесса:

 

Этап 1. Фундаментальные исследования:

 

В соответствии с логикой развития инновационного процесса появление  нововведения начинается с генерации  идеи нового продукта. Часто идеи рождаются  в процессе проведения фундаментальных  исследований.

 

Фундаментальные исследования — это  экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.

 

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые фундаментальные исследования обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей.

Этап 2. Прикладные научные  исследования:

 

Прикладные  научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Этап 3. Опытно-конструкторские работы

 

Под опытно—конструкторскими  работами понимается применение результатов прикладных исследований для создания образцов новой техники, материала, технологии. Опытно-конструкторские работы — это завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. (выпуск рабочей проектно-конструкторской документации, в том числе чертежи на детали; эскизно-техническое проектирование; разработка технологических процессов и т.д.)

Основные  научно-технические результаты опытно-конструкторских работ: промышленный образец, компьютерные программы, базы данных, научно-техническая документация.

 

Стадия 2. Жизненный цикл инновационного продукта.

 

Практическая реализация результатов  инновационной деятельности осуществляется на рыночной стадии, которая включает следующие этапы: внедрение на рынок, рост производства, замедление роста  и спад объёмов продаж.

Этап 4. Внедрение продукта на рынок

 

На данном этапе предприятие-изготовитель производит пробную партию продукта. Также фирма проводит маркетинговое исследование в виде зондирования рынка малыми партиями нового товара. Если зондирование рынка проходит успешно, начинается подготовка к широкомасштабному продвижению товара на рынок.

Запуск товара в производство требует  крупных инвестиций для реконструкции  старых или строительства новых  производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании. На этом этапе инновационного процесса ещё не известна реакция рынка на нововведение, существуют риски отторжения предлагаемого товара. По этой причине инвестиции носят рисковый характер.

Этап 5. Рост объёмов производства

 

При отсутствии на рынке близких  аналогов нового продукта цена на него может быть искусственно увеличена на какой-то отрезок времени, что позволит обеспечить предприятию сверхнормативную прибыль. На данном этапе инновационного процесса производство продукта расширяется. Происходит снижение текущих издержек производства, что способствует снижению цены. Прибыль от реализации товара нередко достигает пика.

Этап 6. Замедление роста  производства

 

Постепенно темпы роста производства снижаются. В издержках растёт доля затрат на рекламу и поддержку  конкурентоспособности продукции. Осуществляется поиск новых рынков. Проводится разработка улучшенных модификаций продукта, совершенствуются технологические процессы.

В это время многие фирмы также  пытаются обосноваться на новом рынке. Некоторые из них приобретают  лицензию на производство нового продукта. Другие выпускают продукт, нарушая патентное законодательство. Третьи налаживают подпольный выпуск продукта, зачастую низкого качества, под товарной маркой разработчика. Наконец, четвёртые конкуренты выпускают аналогичные товары с более высоким техническим уровнем, используя возможные лазейки в патентном законодательстве.

Этап 7. Спад объёмов продаж

 

Наступление данного этапа означает, что пришёл момент, когда рынок  начинает присыщаться данным товаром. Происходит устойчивое падение объёмов  продаж и снижение, возможно даже до нулевой отметки, размера получаемой прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так из-за изменений в технологии, смены вкусов и предпочтений потребителей, а также вследствие появления на рынке более совершенных товаров, предлагаемых конкурентами.

Стратегии:

 

Ключевую роль в качественном описании инновационного развития предприятия  и при построении его модели играют понятия продуктов, ресурсов, производственных процессов, окружающей обстановки.

Управляя инновационным развитием предприятия, необходимо не только концентрироваться на возможности получения прибыли в каждый момент времени, но и учитывать перспективы ее сохранения и увеличения в будущем. Для этого необходимо осуществлять соответствующий анализ и прогнозирование наиболее целесообразных траекторий развития предприятия, определяющих возможные сценарии его развития и выявлять наиболее важные, переломные моменты, когда необходимо принятие принципиальных решений, позволяющих избегать кризисных ситуаций и обеспечивать устойчивое развитие предприятия.

Модель инновационной стратегии  предприятия должна быть содержательно  емкой, но, в то же время, максимально  простой и независимой от конкретных вариантов планируемых инноваций. Таким образом, модель должна отражать только важнейшие свойства инновационного процесса. Принятие решения о включении инновации в инновационную стратегию предприятия должно осуществляться после ее оценки по нескольким критериям с учетом определения в динамике стоимости, эффективности и рисков реализации инновации (инновационного проекта).

Проблемы:

 

• доход и его стабильность,

• размер бизнеса,

• риски,

• техническая сложность и наукоёмкость,

• длительность производственного  цикла,

• производственная база,

• требуемая квалификация персонала,

• требуемые разрешения,

• права на интеллектуальную собственность,

• организация сервиса,

• надежность поставщиков,

• длительность вывода на рынки,

• потребность в инвестициях  и пр.

 

В качестве предпочтительного варианта для развития России сегодня чаще всего называется стратегия «догоняющего» развития. Однако вряд ли можно признать это целесообразным способом развития. Экспорт товаров и импорт технологий – то, что составляет ядро этой стратегии – не может обеспечить ни одной стране лидерства в постиндустриальном мире. Следовательно, России необходимо, ориентируясь на индустриальный мир, следовать стратегии модернизации промышленности. Для этого, естественно,  необходима соответствующая государственная политика в инновационной сфере, расширение  масштабов интеграционных процессов, повышение инновационной активности государства. Использование стратегия «наращивания» (опыт высокоразвитых стран) с опорой на собственный научно-технический потенциал, интегрирование фундаментальной и прикладной науки, науки и образования, развитием наукоемкого бизнеса представляется более предпочтительным и своевременным.

Среди 100 самых успешных компаний из стран с развивающейся экономикой, присутствуют шесть российских: Газпром, РАО ЕЭС, Лукойл, Норильский никель, Русал, Северсталь. Несложно заметить, что все эти организации представляют отрасли, связанные с природными ресурсами и энергетикой. Изменение роли России как сырьевого придатка мировой экономики возможно в результате перехода к стратегии инновационного прорыва, интеграции усилий государства, предпринимателей, науки, и образования,  повышения инновационной активности страны в целом.


Информация о работе Инновационный процесс