Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:21, контрольная работа

Описание работы

Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных.

Содержание

1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников
2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия
3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса

Работа содержит 1 файл

Иновационный менеджмент.rtf

— 146.06 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников

2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия

3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса

 

      1. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников 

     Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных. К прямым источникам финансирования относятся:

     бюджетные средства;

     внебюджетные фонды;

     собственные средства предприятий;

     кредиты;

     инновационные инвестиции;

     специальные фонды;

     инновационные иностранные кредиты;

     гранты.

     Сюда можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные поступления и др.)

     К косвенным источникам финансовой поддержки инноваций относятся:

     налоговые льготы и скидки;

     налоговые кредиты;

     кредитные льготы;

     лизинг специального научного оборудования;

     таможенные льготы;

     амортизационные льготы.

     По уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на:

     федеральные (государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, кредиты);

     отраслевые (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства, бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества);

     региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды);

     институциональные (собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты, средства ФПГ). 

     2. Государственный бюджет и собственные средства предприятия. Госбюджетное финансирование 

     Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

     В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.

     Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

     Применение базового финансирования имеет своей задачей сохранение современной материально-технической базы, а также высококвалифицированных и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных исследований.

     Более приоритетной является форма распределения бюджетных средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере.

     Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение государственных заказов для проведения исследований и разработок.

     Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, которой и выделяется госзаказ.

     Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений.

     Форма госзаказа на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного из поступивших предложений по решению стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

     Форма госзаказа на основе конкурса готовых решений позволит выбрать наиболее эффективное решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный заказ.

     При этом в отечественной практике находит применение порядок финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и неопределенности, характерных для инновационных процессов. Поэтому на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.

     Еще одним способ снижения риска является поиск заказчика, непосредственно заинтересованного в результатах исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход и качество работ, отвечал за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, «курирующие» научно-техническую политику.

     Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

     Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставный капитал. К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

     работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. на развитие и совершенствование производства

     работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии

     научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

     Как следствие коммерческого подхода к научно-исследовательской работе первые две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем будущем, финансируются гораздо полнее (в промышленности на них приходится от 60 до 95 % всех расходов на научную работу). Третья категория исследований финансируется значительно слабее, у многих организаций она отсутствует вообще и ведется лишь в крупных и крупнейших организациях.

     Объем финансирования исследований первого направления широко варьируется, находясь в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях инновационного процесса отношение объема финансирования этого вида исследований к объему продаж довольно высокое. Далее по мере становления производства и упрочения рыночных позиций, организации сокращают расходы по этим стадиям. Считается, что темпы роста продаж товарной продукции должны постоянно опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые, как правило, колеблются в пределах 3-5 % объема продаж.

     При финансировании исследований второго направления исходят из расчета, что в известном промежутке времени рубль, израсходованный на эти цели, откроет возможность прибыльного инвестирования 2-3 рублей. Если же тот или иной научный поиск оканчивается безрезультатно, средства, затраченные на его проведение, списываются в графу финансовых потерь.

     3. Внебюджетные фонды финансирования инновационного процесса 

     По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

     Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научно-технического, технологического, экологического характера) и для финансирования потребностей, не предусмотренных в бюджетах разного уровня. В настоящее время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.

     Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в начале 1990-х годов на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г.

     Государство активно использует имеющиеся в его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство в то же время не контролирует осуществление научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления фонда определяются задачами целевых программ федерального, регионального и отраслевого уровней. Для осуществления поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая инфраструктура, способствующая продвижению на рынок перспективных разработок.

     Контроль за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации)

     Кредитование инвестиционных и инновационных программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором кредитной организации и фондом.

     Государственные внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы, обладают рядом особенностей:

     Имеют строгую целевую направленность;

     Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

     Формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

     Взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при уплате, имеют налоговую природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

     Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом;

     Внебюджетные фоны освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

     К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

Информация о работе Контрольная работа по "Инновационному менеджменту"