Контрольная работа по «Инновационный маркетинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Рынок инноваций является обязательным компонентом товарного производства инноваций, его обратной стороной, основой рыночного хозяйства в сфере НТП. Без товарного производства инноваций нет рынка, без рынка инноваций нет товарного производства.

Работа содержит 1 файл

Инновационный маркетинг (2).docx

— 241.36 Кб (Скачать)

Автономная  образовательная некоммерческая организация  высшего профессионального образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»

 
Кафедра маркетинга

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный маркетинг»

Вариант 5 
 

              Выполнил:

              студент гр. 094 Ермолов Владимир Владимирович

              Руководитель: Анисимова Надежда Александровна

              Работа  отправлена 16 декабря 2011 г.   

ВОРОНЕЖ 2011

  1. Рынок инноваций и его особенности.

              Рынок инноваций  является обязательным компонентом  товарного производства инноваций, его обратной стороной, основой рыночного хозяйства в сфере НТП. Без товарного производства инноваций нет рынка, без рынка инноваций нет товарного производства.

     Объективная необходимость рынка инноваций  вызвана теми же причинами, которые обусловливают необходимость существования товарного производства, в том числе:

    1. развитое общественное разделение труда и специализация в инновационной сфере;
    2. экономическая обособленность рыночных субъектов, порожденная наличием разных форм собственности;
    3. тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли;
    4. потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста.

     Эти причины являются важнейшими историческими  условиями возникновения рынка инноваций.

     Первое  условие — развитое общественное разделение труда и специализация в инновационной сфере. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников инновационной деятельности не может жить за счет полного самообеспечения всеми экономическими ресурсами и экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами, инновационной деятельности, т. е. специализируются на производстве, внедрении или диффузии тех или иных новых продуктов, технологий и инноваций услуг. Это объясняется принципом сравнительного преимущества, т. е. стремлением производить, внедрять, распространять и потреблять новшества при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

     Второе  условие — экономическая обособленность рыночных субъектов, порожденная наличием разных форм собственности, т. е. производителей и распространителей новшеств, полностью независимых, автономных в принятии инновационных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенные новшества). Эта обособленность исторически возникает на базе частной индивидуальной интеллектуальной собственности и затем распространяется на коллективную промышленную частную собственность на инновации. Если в обществе субъекты инновационной деятельности не наделены правами собственности, то рынок инноваций существовать не может.

     Эти два условия выражают глубинное  противоречие рыночной экономики инновационной сферы, которое проявляется, с одной стороны, в объективной необходимости всеобщей взаимосвязи производителей, внедренцев и распространителей новшеств из-за общественного разделения труда, а с другой — всеобщего обособления участников инновационной деятельности. Это противоречие разрешается через развитие системы товарных, рыночных отношений в инновационной сфере.

     Третье  условие — тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли, разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена новшествами, связанных с передачей прав интеллектуальной собственности. Они включают в себя расходы, связанные с получением патента, лицензии на выбранную субъектом инновационную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, расходы по измерению свойств новых товаров и т. д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода от инновационной деятельности, то рынок инноваций не будет создан.

     Для эффективного функционирования рынка  инноваций необходимо и четвертое условие — потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста, свобода инновационного предпринимательства, свободный обмен новшеств. Чем меньше скован инноватор, тем больше развит рынок инноваций. Свободный обмен новшеств позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры предпринимателям для наиболее эффективных направлений их инновационной деятельности.

     Обмен новых товаров через рынок  инноваций становится формой системы экономических отношений рыночной экономики инновационной сферы и организация этой системы обмена товаров, ее институты, процесс этого обмена, его субъекты-инноваторы, сами инновации как товары, которые функционируют в рамках этой системы, — все приобретает имя «рынок инноваций».

     То, что рынок инноваций включает в себя не только отношения по купле-продаже новшеств, но и социально-экономические (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка инноваций и т. д.), дает основание рассматривать его в функционирующей социально-экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся социально- экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости (рис. 5.1).

     взаимозависимости (рис. 5.1).

Рынок инноваций  как самостоятельная Рынок подсистема

хозяйство как подсистема

Рис. 5.1. Рынок инноваций как подсистема социально-экономической системы

 

     В экономической системе взаимодействуют  четыре самостоятельные подсистемы. В зависимости от того, какая подсистема имеет наибольший удельный вес, характеризуется  и экономическая система в  целом: если преобладает рынок инноваций, то система постиндустриальная и рыночная; если преобладает рынок традиционных товаров, то система рыночная с отсталым индустриальным комплексом; если преобладает государство, система административно-командная. Только благодаря преобладанию рынка инноваций возникает рыночная экономика постиндустриального типа.

     Рассмотренные определения свидетельствуют о  различных ступенях в историческом процессе развития рынка инноваций  как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления. Обобщающая характеристика этого процесса представлена на рис. 5.2.

     Иногда  под рынком инноваций ошибочно понимают условия реализации новых товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации новых товаров, определяемые соотношением спроса и предложения, которые относятся не столько к сущности рынка инноваций, сколько к его состоянию. 

Рис. 5.2. Характеристика процесса развития рынка инноваций как понятия

 

     Рынок инноваций как экономическая  категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей новшествами и нововведениями, торговыми услугами по инжинирингу, консалтингу, лизингу, страхованию в отношении инноваций.

     Обмен новшествами можно рассматривать  с двух сторон: как процесс движения новых товаров и создания определенных рыночных отношений, в которые вступают инноваторы при этом обмене. Обмен новшествами представляет собой экономические связи между инноваторами как производителями и потребителями новшеств и нововведений по поводу движения результатов НИОКР, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения новых общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные участники инновационной деятельности вступают в деловые контакты.

     Товарное  обращение инноваций — более  развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса, где инновации становятся не только товаром, но и капиталом. Товарное обращение предполагает организацию торговли инновациями как деятельности посредников по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи новшеств. Торговые сделки с инновациями требуют единства актов купли и продажи для заключения и выполнения таких сделок, что составляет суть торговой деятельности.

     Сложности с реализацией инноваций предусматривают  особые основные и дополнительные торговые услуги. Основными услугами являются: изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами; реклама, организация различных выставок; заключение хозяйственных договоров, разовых сделок; показ товаров; оказание квалифицированной консультации; создание благоприятных условий для реализации товаров; прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров; оформление различных документов; учет и контроль за движением товарной массы и др.

     К дополнительным относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), что обусловлено полным обособлением производства новшеств от сферы обращения. При этом в сфере обращения инноваций очень важны услуги финансовой и кредитной систем (страхование инновационных рисков, лизинг нового оборудования, венчурное финансирование инноваций, кредитование инновационных проектов и т. д.).

     В товарно-денежном обращении новшеств и нововведений возникает инновационный  капитал, который может представлять собой интеллектуальный, человеческий, торговый, промышленный или финансовый капитал. Интеллектуальный капитал формируется на основе капитализации стоимости интеллектуальной собственности на основе патентов и лицензий. Человеческий капитал основывается на капитализации трудового опыта создания, распространения, внедрения и потребления новшеств, опыта управления и организации инновационного процесса. Торговый капитал базируется на новых торговых услугах по продвижению новшеств и нововведений до их конечных потребителей. Промышленный капитал формируется на основе внедрения и производственного использования новой техники и технологии. Финансовый капитал возникает на основе интеграции промышленного, акционерного и банковского капиталов внутри инновационных консорциумов, финансово-промышленных групп.

     Несмотря  на эти формы, инновационный капитал  может представлять собой реальный или фиктивный капитал сферы  обращения. Если инновациями создается и увеличивается одновременно стоимость активов предприятия, то инновационный капитал является реальным, но если с их помощью только увеличивают стоимость без ее создания, — то фиктивным.

     Таким образом, рынок инноваций — это  не только конкретная форма проявления товарного обмена новшествами и  нововведениями, но еще и система функционирования инновационного капитала в формах интеллектуального, торгового, промышленного, финансового, реального или фиктивного капиталов.

             Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций». То есть с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией).

     Впервые понятие «инновация» появилось  в научных исследованиях культурологов  в XIX веке и означало введение некоторых  элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских  обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

     В экономических исследованиях оно  стало использоваться в начале XX века. В работе Й. Шумпетера «Теория  экономического развития» выделяются пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно:

  • использование новой техники, технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменение в организации производства;
  • появление новых рынков сбыта.

     Им  же в работе «Капитализм, социализм  и демократия» (30-е годы) употребляется  в экономике и термин «инновация». Согласно И. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: «Прибыль, по существу, является результатом  выполнения новых комбинаций... Без  развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

     В литературе встречаются несколько  подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение — это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д., в другом — процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т. д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: «нововведение» и «инновационный процесс», соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения.

Информация о работе Контрольная работа по «Инновационный маркетинг»