Контрольная работа по «Инновационный маркетинг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Рынок инноваций является обязательным компонентом товарного производства инноваций, его обратной стороной, основой рыночного хозяйства в сфере НТП. Без товарного производства инноваций нет рынка, без рынка инноваций нет товарного производства.

Работа содержит 1 файл

Инновационный маркетинг (2).docx

— 241.36 Кб (Скачать)

     Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению  сущности нововведения предложил А. А. Кутейников, определяя его как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Он обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи или технического решения (научно- технической новизной).

     Сама  экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя в первую очередь  интересуют полезные свойства новой  потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования.

     Согласно  финансовому подходу нововведение — процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

     Интересна точка зрения на сущность нововведения (инновации) одного из основоположников менеджмента как науки Питера Дракера. Инновация определяется им как специальный инструмент предпринимателя для реализации потенциальных возможностей в бизнесе. Изучив опыт успешного инновационного предпринимательства, П. Дракер пришел к выводу, что таких предпринимателей объединяют черты — стремление к созданию новых отличных от других ценностей и новых отличных от других способов удовлетворения потребностей.

     П. Дракер выделяет семь источников инновационных  возможностей. Первые три находятся  в самом предприятии, а оставшиеся четыре включают изменения вне предприятия  и отрасли. Этими источниками  являются:

  • неожиданный успех, неудача или какое-либо событие;
  • несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;
  • потребности предприятия;

     негативные  изменения в структуре отрасли  или рынка;

     демографические изменения;

  • изменения в восприятии и настрое;
  • новое знание как научное, так и ненаучное.

     Наиболее  удачное определение инноваций  отражено в коллективной работе под  ред. Ю. В. Шленова. Согласно авторам, под  инновацией следует понимать прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, управленческих, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера.

     Не  следует смешивать понятия «открытие», «изобретение» и «нововведение» (инновация). Отличия состоят в следующем:

  • изобретение и открытие делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация — на уровне прикладного порядка;
  • открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарем, а инновация, как правило, разрабатывается комплексными коллективными лабораториями;
  • открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а инновация имеет целью повышение эффективности в результате применения ее в процессе производства или управления;
  • открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т. д.

     В связи с существующими различиями терминологических трактовок инновации  и инновационная деятельность не рассматриваются как самостоятельные объекты бухгалтерского и управленческого учета в отечественной учетно-аналитической практике. Их общепринятым аналогом выступает понятие «научно-технической продукции», целью которой является получение, распространение и применение нового опыта и новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических и социальных проблем. В ее состав, как правило, включают законченные научные исследования и разработки, новые фундаментальные знания и оказание научно- технических услуг. Однако непосредственно продукт научно- технической деятельности не становится товаром, реализуемым на рынке, а выступает как новшество, которое превращается в инновацию после его коммерциализации.

     Однако  при различной трактовке понятий  в одном мнения ученых совпали, инновации характеризуют собой изменения, а если быть более точными — эволюционное развитие производственно- хозяйственной деятельности и экономического прогресса в целом.

В этом определении подчеркивается тот  факт, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы и стадии.

     Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов применения требуют разработки их классификации. Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков.

     По  типу нововведения классифицируются:

    1. на продуктовые (product innovation) — новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);
    2. процессные (process innovation) — новые процессы, которые делятся:

         а) на технологические (technological innovation) — новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;

         б) управленческие (managerial innovation) — новые методы организации работ и управления производством.

     Классификационные признаки инноваций.

     По  инновационному потенциалу нововведения делятся:

  • на радикальные (базовые) — принципиально новые изделия, технологии, методы организации и управления;
  • комбинаторные — использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;
  • модифицирующие — улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.

     По  особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:

  • внутриорганизационные;
  • межорганизационные.

     По  источнику возникновения нововведения классифицируются на нововведения, вызванные:

  • развитием науки и техники;
  • потребностями рынка;
  • потребностями собственного производства.

     По  роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся:

  • на инвестиционные;
  • потребительские.

     По  форме нововведений:

  • открытия, изобретения, патенты;
  • рационализаторские предложения, ноу-хау;

     товарные  знаки, торговые марки, эмблемы. 

             Жизненный цикл нововведения представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от замысла и исходных требований к новым изделиям до окончания их эксплуатации.

     Жизненный цикл может быть:

  • полным, охватывающим все виды работ и их продолжительность;
  • неполным, отличающимся от полного по временному и объемному параметрам;
  • частным, характеризующимся показателями отдельных стадий жизненного цикла, например, разработки, изготовления, эксплуатации.

     Жизненные циклы различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую основу жизненного цикла с четко выделенными этапами.

     Жизненный цикл инноваций состоит из ряда стадий, на которых идея трансформируется в  новый товар, новую технику, способную  удовлетворить требования покупателей.

     Начальной стадией жизненного цикла являются научно- исследовательские работы (НИР), которые проводятся по единому техническому заданию (ТЗ). Техническое задание — это обязательный документ для начала НИР. В нем определяются цель, содержание, порядок выполнения работ и способ реализации результатов НИР.

     Научно-исследовательский  процесс состоит из следующих  этапов:

  1. Разработка ТЗ.
  2. Выбор направления исследований.
  3. Проведение теоретических и экспериментальных исследований.
  4. Обобщение и оценка результатов.

     Научные исследования — это фундаментальные, поисковые и прикладные теоретические исследования; экспериментальные исследования и проверка. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Результатами подобных исследований становятся открытия частных и всеобщих законов или закономерностей, появление новых материальных объектов или веществ.

     Прикладные  исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

     Опытные работы — вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и обработку опытных образцов, новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, аппаратуры, приборов, установок и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.

     Второй  стадией жизненного цикла являются опытно-конструкторские работы (ОКР). На этой стадии разрабатывается техническая документация:

    • техническое задание;
    • техническое предложение;
    • эскизный проект;
    • технический проект;
    • рабочая конструкторская документация.

     Результатом опытно-конструкторских работ является опытный

образец нового технического объекта. Разработка нового изделия завершается после устранения недоработок по замечаниям приемочной комиссии и утверждения акта приемки опытного образца, партии.

     Подготовка  производства является следующей стадией  жизненного цикла инноваций, которая  состоит в постановке продукции  на производство и включает мероприятия  по организации производства нового изделия или освоения его другими предприятиями.

     Установочная  серия или первая промышленная серия  изделий изготавливается для проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции в соответствии с требованиями научно-технической документации и потребителей.

     Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, а  также подготовка производства относятся  к предпроизводственным стадиям  жизненного цикла инноваций. Здесь формируется изделие, его качество, закладывается технический уровень изделия, его прогрессивность.

     Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов.

     Завершающая стадия жизненного цикла состоит  в эксплуатации (для изделий длительного  потребления) или потреблении (для  сырья, топлива и т. п.) заказчиком или потребителем.

Информация о работе Контрольная работа по «Инновационный маркетинг»