Методы оценки инновационных проектов в развитии бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:31, статья

Описание работы

В статье рассмотрены подходы к формированию методов оценки инновационных проектов как основы экономического роста в России. Определены основные направления исследования сценарного развития инновационных проектов. Приведена типовая методика оценки инвестиционного проекта.

Работа содержит 1 файл

інноваційна діяльність.docx

— 35.76 Кб (Скачать)
 

Драбенко В.А.

доцент кафедры  менеджмента Ленинградского областного института экономики и финансов,

кандидат экономических  наук

Методы оценки инновационных  проектов в развитии бизнеса

В статье рассмотрены  подходы к формированию методов  оценки инновационных проектов как  основы экономического роста в России. Определены основные направления исследования сценарного развития инновационных  проектов. Приведена типовая методика оценки инвестиционного проекта.

Ключевые слова: инновация, сценарий развития, экономическая эффективность, неопределенность, риск, инвестиционное проектирование

Переход на новую  ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной  активности и нового подхода к  нововведениям. В настоящее время  в России существуют все предпосылки  для смещения интереса в область  производственных процессов, развития технологии, технического перевооружения, исследований и разработок, т.е. для  проведения технологической реструктуризации. В современных условиях от предприятия  требуется умение вырабатывать и  реализовывать эффективную инновационную  политику, опирающуюся на собственные  возможности и внутренний потенциал, как важнейшее условие выживания  и успешного функционирования в  постоянно изменяющейся окружающей конкурентной среде. Для современного этапа развития экономической ситуации в России характерны процессы, требующие  принятия большого количества инновационных  решений (2, 3).

Многообразие управленческих ситуаций и сложность исследуемого явления порождает необходимость  разработки методики оценки инновационного потенциала в каждом конкретном случае, опираясь на широко известный инструментарий теории оценки эффективности инвестиций.

Можно выделить 4 группы целей проведения оценки инновационного потенциала:

— принятие решения  о целесообразности проекта как  такового или для организации  его реализующего.

— выбор из нескольких имеющихся альтернатив (проектов):

— отбор технологий (продуктов) для коммерциализации и  создания успешного, приносящего доход  бизнеса;

— выбор формы  коммерциализации технологии (создание отдельного предприятия, передача технологии, продажа патента или лицензии)

— привлечение финансирования (стратегического инвестора, партнера) для проекта и/или организации  для целей расширения бизнеса.

— оценка стоимости  бизнеса (проекта, предприятия) в целях  его продажи.

В зависимости от целей проведения оценки различаются  и ее пользователи:

— в первых двух случаях  пользователем результатов оценки является лицо, принимающее решение  на предприятии (руководитель предприятия, автор проекта), т.е. оценка делается «для себя»,

— во вторых двух случаях  оценка адресована внешним пользователям  — потенциальным инвесторам, партнерам, покупателям бизнеса.

В связи с различием  пользователей различаются и  применяемые в настоящее время  предприятиями на практике методы оценки инновационного потенциала (4). Еще в  недалеком прошлом принятие решения  о реализации того или иного проекта  или выбор из нескольких альтернатив  осуществлялись «методом качественного  убеждения» инициатором (автором) проекта  собственника или менеджера предприятия  в необходимости реализации конкретного  проекта, следовательно, и в его  потенциале. А так как для малых  и средних предприятий зачастую собственник, менеджер и автор проекта  — одно лицо, то его воля и интуиция и являлись решающими. Ограничивающим фактором выступал фактор наличия (отсутствия) или возможности привлечения  необходимых для реализации проекта  финансовых средств. По мере развития рыночных отношений в России, а  также роста профессионализма отечественных  менеджеров, на предприятиях стали  вырабатываться некоторые критерии оценки целесообразности проектов, а  также использоваться формализованные  методики (ЮНИДО, Управление проектом, Оценка эффективности инноваций).

Тем не менее, для  малых и средних предприятий  остается характерным принятие соответствующих  решений, основываясь, в первую очередь, на интуиции первых лиц. Понятно, что  при таком подходе высок риск ошибок. В реальном процессе принятия инвестиционных решений крайне редко  используются «правильные» методы оценки экономической эффективности за расчетный период, основанные на явном  прогнозе финансового профиля проекта  на протяжении расчетного периода и  явно учитывающие не равноценность  разновременных затрат и результатов (NPV, IRR).

Подавляющая часть  решений принимается на основе информации, получаемой с помощью упрощенных методов оценки эффективности, не использующих прогноз финансового профиля  проекта на протяжении расчетного периода  и не учитывающих не равноценность  разновременных затрат и результатов (метод оценки годового экономического эффекта, метод оценки коэффициента экономической эффективности). (5)

В случае, когда оценка потенциала адресована внешним по отношению  к предприятию пользователям, использование  методов оценки экономической эффективности  за расчетный период является обязательным требованием с их стороны и  является неотъемлемой частью любого проекта, заявки на финансирование, необходимой  для привлечения инвесторов (партнеров).

Одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются инноваторы, является определение соответствия между потенциалом нововведения и потенциалом предприятия. Для  этого осуществляется:

— измерение инновационного потенциала предприятия;

— измерение инновационного потенциала инновации;

— сопоставление  двух видов потенциалов и выработка  рекомендаций относительно рационального  сценария реализации проекта.

В зависимости от результатов сопоставления инновационного потенциала предприятия и потенциала нововведения может быть выбран один из нескольких принципиальных сценариев: самостоятельная реализация проекта  на основе построения схемы финансирования, интеграция с крупной компанией, выбор рационального момента  для продажи проекта. Сопоставление  двух видов потенциалов предлагается осуществлять на основе концепции жизненного цикла. С этой точки зрения возможно выделение трех типовых сценариев, для каждого из которого характерен свой подход к оценке инновационного потенциала:

1. Инновационный  проект совпадает с предприятием-инноватором.  Жизненные циклы проекта и  предприятия идентичны.

2. Действующее инновационное  предприятие реализует новый  инновационный проект внутри  себя.

3. Действующее инновационное  предприятие реализует новый  инновационный проект, выделяя его  в отдельное юридическое лицо (в виде отдельного бизнеса). Строго  говоря, данный сценарий является  частным случаем 1 или 2 варианта  в зависимости от конкретной  ситуации, что будет рассмотрено  ниже. (3, 5) 

Сценарий 1. Инновационный  проект совпадает с предприятием-инноватором.

Подавляющее большинство  инновационных малых предприятий  создается в целях продвижения  на рынок нового продукта. В данном случае в целях реализации конкретного  инновационного проекта создается  предприятие «с нуля». Фазы жизненного цикла предприятия и проекта  совпадают.

В данном случае оценка инновационного потенциала сводится к  оценке экономической эффективности  инвестиционного проекта и включает в себя следующие блоки:

1. Оценка экономической  эффективности инвестиций по  проекту.

2. Оценка системы  рисков и неопределенностей по  проекту. 

Сценарий 2. Действующее  инновационное предприятие реализует  новый инновационный проект в своем составе.

По мере роста  продаж и заполнения первоначальной рыночной ниши малое инновационное  предприятие начинает стремиться в  новые секторы рынка. Текущая  фаза функционирования предприятия  — фаза расширения, развития, роста. На данной фазе предприятие принимает  решение о реализации того или  иного инновационного проекта.

При проведении оценки инновационного потенциала в данных случаях проект не должен рассматриваться  изолировано от реализующего его  предприятия, важно учитывать синергетический  эффект бизнеса. С этой точки зрения можно выделить два типа проектов:

• инновация хорошо вписывается в бизнес данной компании;

• проект предполагает расширение сферы деятельности компании.

В зависимости от момента проводимой оценки проект может  находиться на любой фазе жизненного цикла:

1. Инновационный  проект находится в начальной  фазе жизненного цикла.

2. Инновационный  проект находится на более  поздних стадиях жизненного цикла,  и практически не отделим от предприятия. По сути, это одно из направлений функционирования компании.

В первом случае проводится оценка эффективности проекта и  инновационной деятельности на конкретном предприятии в целом. Инновационный  потенциал предприятия включает:

— потенциала инновационного проекта как такового;

— предпосылок, которыми располагает организация-инноватор (бизнес-потенциала компании).

Инновационный проект, эффективный для одного предприятия  может оказаться неэффективным  для другого в силу объективных  и субъективных причин. Во втором случае производится интегральная оценка бизнес-потенциала компании, которая включает в себя следующие блоки:

1. Оценка бизнес  — потенциала компании.

2. Оценка стоимости  бизнеса доходным методом.

3. Оценка системы  рисков и неопределенностей компании. 

Сценарий 3. Предприятие, действующее на фазе роста, выступает  инициатором (родителем) проекта, для  реализации которого создается новое  юридическое лицо (т.н. спиннинговая компания).

Стадия проекта (Start-up). Стадия жизненного цикла предприятия  более поздняя.

Спиннинговая компания («Spin-off») — это компания, изначально взращенная на предприятии (в научно-исследовательском  институте, университете) в качестве структурного подразделения, но принявшая  затем решение стать самостоятельной  компанией или выделенная предприятием-родителем. При этом образуется не «дочернее  предприятие», а «отпочковавшаяся»  и ставшая независимой компания.

В общем случае, методика оценки соответствует Сценарию 1, но учитывается потенциал предприятия-инициатора проекта, а также целесообразность образования новой отпочковавшейся (спиннинговой) компании.

В случае, если выделение спиннинговой компании в самостоятельный бизнес произведено «родительской компанией» с целью ее дальнейшей продажи, то оценка соответствует сценарию 2.

Алгоритмы оценки инновационного потенциала зависит от взаимосвязи  описанных выше факторов и представлены на рисунках 1 и 2. 

Рис. 1. Алгоритм оценки инновационного потенциала 

Рис. 2. Алгоритм оценки инновационного потенциала

Как видно на схемах выделяются следующие прин­ципиальные блоки оценки:

1. Оценка эффективности  проекта.

2. Оценка бизнес-потенциала компании (проекта).

3. Оценка рисков  и неопределенностей.

4. Оценка стоимости  инновационного бизнеса.

Рассмотрим последовательно  данные составляющие.

В отношении оценки эффективности отдельно взятого  проекта действует жесткий алгоритм (рис. 3). 

Рис. 3. Алгоритм оценки экономической эффективности инвестиций

При реализации алгоритма  оценки инновационного проекта оцениваются  следующие основные аспекты:

1. Определяются бизнес  — результата проекта на основе  формализации границ проекта.

В рамках данного  этапа определяется, что будет  являться предметом управленческого  решения, а что останется за его  рамками. Данный этап является основополагающим, так как именно от выбора бизнес-результата или границ проекта зависят все прочие параметры проекта.

2. Оценивается величина  объемов инвестиций, необходимых  для достижения поставленной бизнес-идеи (получения бизнес-результата) при этом:

— определяются объемы инвестиций;

Информация о работе Методы оценки инновационных проектов в развитии бизнеса