Модель Абернаси-Аттербек и модель Барраса: динамика инновационного процесса в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Инновационные процессы – неотъемлемое условие развития туризма. Управление инновацилнными процессами, внедрение их на практике с цельюн развития туризма является одним из самых важных вопросов в области экономики туризма. Инновации классифицируются по таким признакам, как первоисточник (нужды потребителей туристических услуг, нововведения, новаторские идеи), область применения инноваций (туристический продукт, туристическая инфраструктура, управление процессами в туризме, рекламная поддержка туризма), степень революционности

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Продуктовые и процессные инновации………………………………...5
2. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта……………………………………………………………12
3.Инновационные процессы в туризме………………………………….14
3.1.Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме………………………………………...…14
3.2. Роль всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций…………………………………………………....17
3.3. Принципы устойчивого развития туризма………………………………...20
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

к.р. иновационный менеджмент - Модель Абернаси-Аттербек и модель Барраса динамика инновационного процесса в туризме..docx

— 64.07 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Продуктовые и процессные инновации………………………………...5

2. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта……………………………………………………………12

3.Инновационные процессы в туризме………………………………….14

3.1.Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме………………………………………...…14

3.2. Роль всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций…………………………………………………....17

3.3. Принципы устойчивого развития туризма………………………………...20

Заключение………………………………………………………….…….27

Список использованных источников……………………………………29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновационные процессы –  неотъемлемое условие развития туризма. Управление инновацилнными процессами, внедрение их на практике с цельюн развития туризма является одним из самых важных вопросов в области экономики туризма. Инновации классифицируются по таким признакам, как первоисточник (нужды потребителей туристических услуг, нововведения, новаторские идеи),  область применения инноваций (туристический продукт, туристическая инфраструктура, управление процессами в туризме, рекламная поддержка туризма), степень революционности инноваций (совершенствование или же создание чего-то принципиально нового), масштабы применения (международные, местные, региональные), степень их дороговизны (затратные, малобюджетные). Инновации в сфере туризма можно определить как меры, обладающие принципиальной новизной и ведущие к положительным изменениям в отрасли в целом. В туризме как нигде еще важно синергетическое взаимодействие различных структур – местных органов власти, руководства страны, туристических компаний, туристических операторов, собственников отелей и курортов. Только комплексные скоординированные действия способны дать ощутимый положительный эффект для развития туризма.

Актуальность темы в том, что возможность эффективного функционирования любого предприятия, которое работает в сфере туристических услуг, требует проверенных и обоснованных экономических решений.

Объект изучения: Инновационные  процессы в туризме.

Цель работы: Изучение инновационных  процессов. Как современные технологии помогают добиться успеха и оставаться конкурентоспособными на рынке в  течение долгого времени.

Задачи курсовой состоят в следующем:

  • Рассмотреть продуктовые и процессные инновации на моделях Абернаси-Аттербека и Барраса;
  • Рассмотреть инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
  • Проанализировать влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
  • Раскрыть роль всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
  • Проанализировать принципы устойчивого развития туризма

 

  1. ПРОДУКТОВЫЕ И ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ

 

По основным технологическим  параметрам выделяются два типа инноваций - продуктовые и процессные. Продуктовая  инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке.

Процессная инновация  означает новые элементы, введенные  в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и  другие процессы.

Продуктовые инновации имеют  рыночную ориентацию и диктуются, главным  образом, потребителем, в то время  как процессные инновации определяются в основном внутренними факторами  и диктуются прежде всего соображениями эффективности.

Другими словами, продуктовые  инновации требуют, чтобы организации  ассимилировали модели потребностей покупателей (пользователей), соответствующий дизайн. Процессные инновации требуют, чтобы  организации применяли новую  технологию для улучшения эффективности  производства и коммерциализации продукта.

Заметим, что производственные инновации могут быть как продуктовыми, так и процессными, в то время  как управленческие инновации являются преимущественно процессными.

При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций  применяются две модели (два подхода):

1) модель лага - подход, при  котором продуктовые и процессные  инновации рассматриваются как  циклически сменяющие друг друга,  т.е. осуществление одного типа  инноваций приводит через определенный  промежуток времени к реализации  инноваций другого типа;

2) синхронная модель - подход, который предполагает одновременное  осуществление продуктовых и  соответствующих процессных инноваций.

В рамках первого подхода  в инновационном менеджменте  построены две модели: продуктового цикла и обратного продуктового цикла.

Модель продуктового цикла - одна из наиболее широко обсуждаемых  в мировой литературе по инновационному менеджменту моделей динамики продуктовых  и процессных инноваций. Ее нередко  называют также моделью Абернаси-Аттербек по фамилиям исследователей, которыми она была впервые построена в работе «Модели производственных инноваций». Эта модель описывает на уровне отрасли изменение темпов продуктовых и процессных инноваций в течение основных фаз развития определенного класса продуктов.

В соответствии с этой моделью  выделяются три фазы развития продуктового класса. На первой фазе, которая называется подвижной, темп продуктовых инноваций  выше темпа процессных инноваций. Это  означает, что появление нового класса продуктов сопровождается появлением на рынке множества разновидностей продуктов этого класса. Шквал  продуктовых инноваций заканчивается  с появлением доминирующего дизайна [232]. Этому немало примеров, скажем, в индустрии программных продуктов. Появление нового класса программ, например Web-браузеров, сопровождалось выбросом на рынок многими фирмами своих оригинальных браузеров. Но этот поток иссяк, как только доминирующим стал дизайн Netscape Navigator и Internet Explorer.

Заметим, что здесь понятие  дизайна объединяет характеристики трех видов:

• технологический дизайн, который включает такие характеристики, как, например, спецификация компонентов, схем. Конечному пользователю вовсе  не обязательно владеть знанием  этих характеристик, за исключением  характера их проявления в ходе функционирования;

• технический дизайн, который  включает характеристики продукта, позволяющие  его конечному потребителю взаимодействовать  с различными контролирующими устройствами, кнопками и т.п.;

• эстетический дизайн, под  которым подразумевается внешняя  привлекательность, цвет, текстура, материал, форма продукта в целом и т.п. Иногда говорят, что это образ  продукта, с которым потребитель  хотел бы ассоциироваться.

На первой фазе развития продуктов нового класса идет поиск  такого продукта из этого класса, который  бы наилучшим образом удовлетворял потребности конечного пользователя.

На второй фазе развития продуктового класса - промежуточной - темп продуктовых инноваций замедляется, а процессных увеличивается так, что становится выше темпа продуктовых. На этой фазе в результате появления  доминирующего дизайна уменьшается  разнообразие продуктов, а инновационная  деятельность концентрируется на повышении  эффективности производства стандартного продукта.

И наконец, на третьей фазе развития продуктового класса - эту  фазу называют определенной, конкретной - темпы инноваций обоих типов (и продуктовых, и процессных) уменьшаются  и их динамика приобретает более  сбалансированный характер.

Таким образом, согласно модели продуктового цикла первые две фазы развития класса продуктов являются периодами радикальных изменений, когда на первой стадии вводятся базисные продуктовые, а на второй - базисные процессные инновации. Эти фазы сменяются  периодом приростных изменении, когда уже менее значительные процессные и продуктовые инновации вводятся более умеренными темпами. Идентификация фазы развития конкретного класса продуктов на базе модели продуктового цикла принципиально важна для менеджмента инноваций.

Опыт практического использования  модели продуктового цикла, т.е. модели Абернаси-Аттербек, доказал ее наибольшую применимость к производству инновационных товаров в продуктовых отраслях. В сервисных же отраслях или сфере услуг довольно часто внедряются инновационные технологии, которые первоначально были разработаны и реализованы в продуктовых отраслях. Поэтому взаимосвязи развития продуктовых и процессных инноваций здесь, как правило, имеют обратную направленность. Инновационным услугам больше соответствует модель обратного продуктового цикла, которая получила название модели Барраса по имени разработавшего ее исследователя [124, 125]. В моделях Барраса и Абернаси- Аттербек исследуется динамика продуктовых и процессных инноваций и выделяются три фазы развития, содержание которых, однако, различно в этих моделях.

Согласно модели обратного  продуктового цикла на первой фазе преобладают приростные процессные инновации. Их реализация означает использование  новых технологий (как правило, уже  освоенных в продуктовых отраслях) для увеличения эффективности предоставляемых  услуг (при этом характер услуг принципиально  не меняется).

На второй, промежуточной  фазе изменяется характер процессных инноваций - приростные сменяются радикальными, т.е. доминируют базисные процессные инновации (осуществляется реинжиниринг производственных процессов), поскольку целью является не столько повышение эффективности предоставляемых услуг, сколько радикальное улучшение их качественных характеристик.

На третьей фазе происходит генерация качественно новой  услуги в ходе осуществления в  основном радикальных продуктовых  инноваций.

Таким образом, в модели обратного  продуктового цикла приростные процессные инновации, характерные для первой фазы цикла, сменяются на второй радикальными процессными инновациями, ведущими к качественным изменениям услуги повышению  их эффективности, а на третьей - радикальные  продуктовые инновации приводят к появлению принципиально новых  услуг.

Р. Баррас [125] иллюстрирует обратный продуктовый цикл на примере введения новых информационных технологий в розничные банковские услуги с 1960-х по 1990-е гг. С середины 1960-х по середину 1970-х гг. (первая фаза) стали коммерчески доступными компьютеры общего назначения, и банки использовали эту технологию, чтобы автоматизировать свои услуги, финансовые записи с целью приростного увеличения эффективности основных банковских операций. С середины 1970-х по середину 1980-х гг. (вторая фаза), когда дальнейшее развитие компьютерных технологий позволило осуществлять электронный перевод средств, банки инвестировали средства в корпоративные сети, привязав «глупые» терминалы в форме банковских автоматов к своему центральному компьютеру. Эта новая технология позволила банкам автоматизировать часть функций, улучшив таким образом качество услуг, предоставляемых клиентам. С середины 1980-х гг. по настоящее время протекает третья фаза. Быстрое развитие компьютерных технологий позволило банкам применять интерактивные и интегрированные компьютерные сети с интеллектуальными терминалами. Когда интерактивные сети устанавливаются между банками, магазинами, домами, тогда банки могут предлагать новые услуги своим клиентам: персональные банковские услуги (оказание банковских услуг на дому, консультационные и другие услуги по налогообложению, страхованию, выбору инвестиций, найму жилья и т.н.); безналичные расчеты в магазинах.

Исследования динамики продуктовых  и процессных инноваций подтверждают справедливость циклического подхода  к этому процессу. Детальное исследование определенного цикла инноваций  характерно для моделей Абернаси-Аттербек и Барраса. В ряде работ по инновационному менеджменту изучается взаимосвязь отдельных циклов развития инноваций, логика и динамика перехода от одного цикла к другому. При этом отмечается, что новый цикл продуктовых и процессных инноваций может начаться под воздействием не только внутренних отраслевых факторов технологического развития, но и внешних по отношению к отрасли факторов, «сотрясений среды» [197].

Модели продуктового цикла  и обратного продуктового цикла - это примеры модели лага, построенные  на уровне отрасли. Динамика производственных инноваций на уровне определенной организации  также часто может быть описана  в рамках циклического подхода, когда  один тип инноваций через определенный временной лаг сменяется инновациями  другого типа. Однако некоторые специалисты  в области инновационного менеджмента  отмечают, что на уровне организации  предпочтительным оказывается синхронный подход к осуществлению продуктовых и процессных инноваций, когда инновации разных типов осуществляются одновременно.

Информация о работе Модель Абернаси-Аттербек и модель Барраса: динамика инновационного процесса в туризме