Оценка реализуемости инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Формирование сложной инфраструктуры этого специфического сегмента рынка еще находится в начальной стадии. Активными участниками процесса являются как создатели и обладатели научно-технических достижений, так и потенциальные потребители инноваций, а также посредники распространения и применения нововведений, другие кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры.

Работа содержит 1 файл

Оценка реализуемости инновационного проекта.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

      Оценка  реализуемости инновационного проекта

      Бендиков  М.А.  
  
Опубликовано в номере: Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2001
 

      Становление в России инновационного рынка — одного из ключевых механизмов интенсивного технологического развития, обеспечивающего необходимый стране экономический рост, — должно поддерживаться квалифицированным научно-техническим и технологическим менеджментом.

      Введение

      Россия  строит, причем самым дорогостоящим  — эмпирическим способом проб и  ошибок, наиболее подходящую систему  управления экономикой, пытается создать эффективные механизмы ее государственного и рыночного регулирования. Здесь важно поддерживать определенные паритет и согласованность во взаимодействии этих механизмов, чтобы, с одной стороны, государственное управление не душило корпоративное, а, с другой, — рыночная самоорганизация не стала стихийной силой, способной разрушить основы благосостояния и улучшения качества жизни всего общества.

      Прогресс  в экономическом развитии непрерывно обогащает формы и методы действия механизмов регулирования. Так, по мере роста активности реального сектора все разнообразней проявление признаков, характеризующих отечественную экономику как экономику рыночного типа. Одним из таких признаков является становление рынка инновационных продуктов, точнее, — инновационного сегмента единого товарного рынка, поскольку новшество, защищенное авторским правом, например, патентом, обладает свойствами привычного товара.

      Формирование  сложной инфраструктуры этого специфического сегмента рынка еще находится в начальной стадии. Активными участниками процесса являются как создатели и обладатели научно-технических достижений, так и потенциальные потребители инноваций, а также посредники распространения и применения нововведений, другие кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические и прочие государственные и частные структуры. В перспективе, в случае стабильного экономического роста, интенсивное развитие инновационного рынка должно привести к усилению малого бизнеса и предпринимательства в области создания, распространения и использования новшеств. Текущее состояние инновационной деятельности в промышленности (без учета малых предприятий), представленное в табл. 1, благополучным назвать нельзя.

      В свою очередь, появление этой новой  сферы деятельности и ее существенное расширение на принципиально рыночной законодательной и хозяйственной  основе делает востребованными и  соответствующих специалистов-менеджеров новой формации. Им необходимо не только обладать научными и инженерными знаниями, уметь применить отечественный и, что существенно, гораздо более содержательный зарубежный опыт, накопленный в области самоокупаемых инноваций, знать и даже предвидеть потребительские свойства новшеств, владеть методами их маркетинга в условиях конкуренции. Главное — они должны уметь выполнить грамотное технико-экономическое обоснование коммерческой эффективности инновационного проекта, дать оценку его технико-технологической реализуемости, адекватную конкретным производственным и финансово-экономическим условиям каждого гипотетического потребителя новшества. Для этого им нужно владеть инструментарием проектного планирования и управления исходя из ресурсных возможностей и прогноза развития товарного рынка.

      Таким образом, значимость инновационного менеджмента возрастает не только в силу количественного расширения состава участников этого рынка — хозяйствующих субъектов и специалистов, но и в силу усложнения решаемых ими задач — научно-технических, хозяйственно-экономических, правовой защиты интеллектуальной собственности. Как следствие, возрастает и роль методов распространения новшеств, инструментария технико-экономической экспертизы, в состав которого входит многофакторная оценка реализуемости инновационных проектов.

      Таблица 1

      Состояние инновационной деятельности в промышленности2

      

      

      К сожалению, научно-технологический  менеджмент является нашим слабым звеном. Поэтому инновационная активность в реальном секторе экономики  не всегда может быть поддержана в  должной мере по причине недостаточного количества специалистов, способных оценить коммерческий потенциал производственно-технологических проектов и степень их рисковости, выполнить технико-экономическое обоснование реализуемости, эффективно управлять ими.

      В целях освоения и понимания задач  инновационного менеджмента и способов их решения рассмотрим общий подход к разработке той части указанного инструментария, которая предназначена для многофакторной оценки реализуемости отдельного инновационного проекта или комплексной научно-технической программы3, направленных на создание новых видов продукции и услуг на имеющихся или создаваемых (реконструируемых) мощностях машиностроения.

      Постановка  задачи оценки реализуемости  инновационного проекта

      Введем  в рассмотрение основные понятия  и определения, касающиеся инновационной деятельности в целом и инновационного проектирования как объекта исследования.

      Прежде  всего, установим, что входит в понятие  «инновация», поскольку единое трактование этого термина в справочной литературе отсутствует. Словарь бизнеса4 определяет инновацию как доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Этот процесс предполагает выделение ресурсов на научные исследования (как фундаментальные, так и прикладные), улучшение и модификацию научных идей и образцов новых продуктов, нацеленное в конечном итоге на производство новых конкурентоспособных технологических процессов и продуктов. Инновационный цикл обычно бывает ресурсоемким и для перенесения результатов НИР и/или ОКР в производство требуется достаточное количество инвестиций в основной капитал. Поэтому в инновационной деятельности предпочтение отдается крупному бизнесу, который может профинансировать НИОКР из прибылей, полученных от существующих продуктов, что уменьшает риск потери большого капитала, если новый продукт не будет воспринят потребителем.

      В соответствии с этим определением под  инновационной активностью следует понимать5 динамичную целенаправленную деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ.

      Инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве6. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

      Инновационно-активное предприятие  — предприятие, осуществляющее разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности.

      Под инновационным проектом будем понимать намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников.

      Для инновационного проектирования характерно рассмотрение работ и мероприятий  всего жизненного цикла научно-технического проекта (НТП), начиная от концептуального этапа — НИР, далее ОКР, производство, эксплуатация. При этом учитывается и капитальное строительство, если оно необходимо для обеспечения названных этапов жизненного цикла.

      Под жизненным циклом инновационного проекта нами понимается полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения — от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до ее реализации. В него может входить послепродажное обслуживание, эксплуатация, а иногда и утилизация продукта.

      Жизненный цикл проекта характеризуется структурой, составом выполняемых работ и мероприятий, совокупностью исполнителей и заказчиков, контролируемыми событиями.

      Работу  проекта характеризуют следующие показатели:

      

  • вид, если работа (мощности, на которых она  выполняется, специалисты) является дефицитной;
  • сроки (продолжительность) выполнения;
  • объем в стоимостном и натуральном выражении;
  • необходимые ресурсы (финансовые, трудовые, материальные, производственные);
  • заказчик (он же, как правило, инвестор), финансирующий работу;
  • исполнитель.

      Контролируемыми событиями являются установленные начала и/или концы некоторых работ и мероприятий проекта. Для контролируемых событий могут быть указаны промежутки времени, внутри которых эти события должны осуществиться, или заданы временные ограничения на продолжительность некоторых работ.

      Исполнители, заказчики и инвесторы работ  образуют совокупность участников проекта.

      В инновационной деятельности, связанной  с созданием наукоемкой продукции, оценка реализуемости отдельных  крупных проектов объективно является для предприятий неотъемлемой составной частью общей проблемы принятия стратегических управленческих решений.

      Реализуемость инновационного проекта подлежит тщательному  обоснованию, как с научно-технической  точки зрения, так и по всем видам наиболее важных ресурсов. Суть оценки заключается в необходимости удовлетворения проекта всем ограничениям финансового, научно-технического, производственного, экономического, экологического и иного характера, возникающим при его реализации.

      В системе стратегического планирования инновационной деятельности и промышленного  производства показатели регулярных качественных и количественных оценок реализуемости  проектов, включающие научно-техническую  и экономическую экспертизу, используются для обоснования потребности и достаточности ресурсов (финансовых, производственных, научно-экспериментальных, трудовых, материальных и др.), а также для принятия на этой основе оптимальных (с точки зрения достижения конечных коммерческих целей научно-технологического менеджмента) управленческих решений.

      Постановка  задачи оценки реализуемости проекта (ОРП) предполагает, что предварительное  распределение ресурсов по этапам жизненного цикла (по направлениям расходования средств) уже произведено, но в дальнейшем оно может уточняться по результатам оценки реализуемости отдельных работ и мероприятий.

      Целью ОРП является определение степени сбалансированности работ и мероприятий НТП с прогнозируемыми, в условиях имеющихся ограничений, возможностями по их выполнению. Под сбалансированностью в общем случае понимается как обеспечение соответствия научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы исполнителей проекта заданным разработкам по всему периоду выполнения проекта, так и обеспечение возможностей дальнейшей реализации этих разработок на последующих этапах жизненного цикла — в производстве и эксплуатации — в количестве, определяемом исходя из необходимости решения поставленных задач.

      В условиях стабильного ресурсного обеспечения  инновационной деятельности задача оценки реализуемости сводится к расчету баланса фирменных возможностей и потребностей в ресурсах, обеспечивающего устойчивое функционирование предприятия (фирмы) в режиме расширенного воспроизводства.

      Лимитирующими факторами реализации инновационных  проектов в машиностроении, как правило, являются: объемы финансирования НИОКР и производства; производственные возможности предприятий, опытно-экспериментальных и испытательных средств; нормативные или фактические временные циклы проведения НИР, ОКР, производства; другие, так называемые, «узкие места».

      Для динамично развивающихся наукоемких производств инновационное проектирование чаще всего направлено на применение новых технологий. Определение и  выбор наиболее подходящей технологии является хотя и обычным, но очень ответственным делом инновационного менеджмента, поскольку такие решения, как правило, оказывают влияние на общую стратегию развития предприятий. Важность этого выбора определяет требования к качеству технико-экономического обоснования проекта. Выбор должен быть основан на детальном анализе и сравнительной оценке альтернативных технических предложений, на оценке их реализуемости, на обосновании и определении наиболее предпочтительного из них с точки зрения экономической или коммерческой эффективности, а также на рассмотрении социально-экономических и экологических последствий реализации проектного предложения в каждой конкретной ситуации.

Информация о работе Оценка реализуемости инновационного проекта