Проект информатизации Хабаровского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Вовлечение в большинство краевых проектов в сфере информатизации органов местного самоуправления позволяет создавать качественно новые модели информационного обмена и формировать единое информационное пространство Хабаровского края. Также считаю важным отметить, что значительная часть работы органов госвласти края по внедрению информационных технологий в управление регионом направлена на включение краевых процессов и проектов в сфере информатизации в федеральные целевые программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1 ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КРАЯ……………………………
1.1 Информатизация края……………………………………………………….
1.2 Индикаторы развития информационной среды края………………………
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ…………………
2.1 Общая характеристика состояния информатизации края………………
2.2 Социально-экономические результаты применения ИКТ в крае…………
2.3 Приоритетные направления информатизации края на
ближайшую перспективу………………………………………………………..
3 ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КРАЯ……………..
3.1 Стратегия проекта «Электронный регион»………………………………..
3.2 Расчет доходов и расходов …………………………………………………..
3.3 Эффективность создания системы «Электронный регион»……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………..

Работа содержит 1 файл

проект информатиза.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Характеристика  информационного пространства экономики должна системно выделять и отражать его аспекты в рамках территориального (распространенный), функционального и эволюционного подходов, при доминировании каждого из которых оно соответственно определяется как:

     статическое, или насыщенное, метрически характеризующее совокупность дифференцированных субъектов и объектов территории;

     динамическое, или деятельное, характеризующее  интеграционные свойства функционирующих  объектов и субъектов в зависимости  от степени их структуризации в предметно  ориентированной информационной системе;

     развивающееся, или необратимо изменяющуюся реальную предметную область, представленную в  адекватной понятийной модели, отражающей направленное взаимодействие его субъектов  и объектов во времени. Применение к  информационному пространству указанных подходов дает возможность уточнить инструментарий для анализа взаимодействий, складывающихся между экономическими субъектами мезоуровня.

     Накопление  и структурирование информации как  эндогенного фактора происходит в крае кооперационно с другими факторами, функциями и структурами в развитии хозяйственной системы в целом, отдельных ее подсистем и субъектов.

     Трансакционные  издержки являются параметрами, определяющими  специфику отношений между субъектами краяльного экономического пространства, для функционирования которых характер информационного обмена как неотъемлемый атрибут их взаимодействий имеет решающее значение. Информационный фактор как завершающий эндогенный   наряду   с   организационным   и   институциональным   обеспечивает   трансакции,   многообразно   связывая производителей и потребителей в пространстве воспроизводственных процессов. Это будет выражаться в характере и структуре обменов и взаимодействий между отдельными информационными системами агентов в информационном пространстве краяльной экономики.

     Краяльная специфика информационного пространства хозяйственной системы определяется природными условиями, ее масштабом, объектами, субъектами, сферами деятельности, уровнем развития технологий, нормами и правилами, количеством и структурой организаций и способами информационного представления хозяйственной деятельности, что находит отражение в соответствующей информационной системе. Архитектура этого информационного пространства включает информационные ресурсы и трансакционную инфраструктуру. Информационная система систематизирует предметно ориентированную информацию посредством базы данных, обеспечивая анализ эффективности принимаемых на ее основе решений, позволяя представить результат при доступе различных групп пользователей на специализированный сайт в Internet с использованием технологий ГИС. 

     1.2 Индикаторы развития  информационной среды  края 

     Изучение  края реализуется нами с помощью социокультурного подхода, который позволяет рассматривать социокультурное пространство края как специфическую пространственно-временную целостность, являющуюся результатом генезиса и функционирования культуры во взаимосвязи с социальными параметрами [1]. Социокультурное пространство края выступает как форма существования общественных отношений, закрепленных повседневными практиками, предпочтениями, традициями, ценностями. Постоянным инвариантом каждого из рядоположенных полей, формирующих данное пространство, является человек, материализующий результаты экономической, политической, социальной, культурной активности и превращающий социокультурное пространство края в постоянно трансформирующейся феномен, а также оценивающий результаты деятельности. Поэтому при выборе основных индикаторов, позволяющих адекватно оценить социокультурное пространство края, мы опираемся на критерий включенности индивида в данное пространство [2].

     Социокультурное пространство края структурировано на ряд полей (подпространств), определяющих особенности функционирования края в целом. К их числу относится, наряду с другими, информационное поле (подпространство). Информационное поле края рассматривается нами как совокупность информационных ресурсов, которые используются или потенциально могут быть использованы в процессе реализации функций целеполагания, жизнеобеспечения, интеграции, взаимодействия, а также тех средств, с помощью которых можно получить доступ к этим ресурсам, обеспечивается обмен ресурсами и т.п.

     Понятие «информационные ресурсы» в литературе используется как:

     -    метафора,  употребляемая  в   случаях,   когда  речь  заходит  о  накоплении  или  использовании преимущественно научно-технической информации [3],

     -    компьютерные нововведения [4],

     -    характеристика японского феномена  послевоенного промышленного развития [5],

     -    предмет авторского права [6] и  т.д.

     Однако  во всех этих определениях в недостаточной  степени обозначена роль человека, как субъекта формирования, хранения, управления информационными ресурсами.

     Значение  субъективного фактора верно  подмечают О. В. Иншаков и С. Ф. Мизинцева, выделяя, наряду с фиксированными информационными ресурсами нефиксированные и подразумевая под ними «потенциальные знания, которыми владеют ученые, специалисты или другие работники, участвующие в общественном производстве и способные передавать эти знания другим участникам производственного процесса» [7].

     Поскольку в нашем случае значение субъективного  фактора - включенность индивида в информационное пространство, его возможности по трансформации пространства, а также  оценка деятельности (своей и других людей) представляется очень важным, то считаем возможным включить в информационные ресурсы нефиксируемую составляющую, в которую входят не только потенциальные знания, но и отношение, восприятие процессов, происходящих в социокультурном пространстве края. При этом, определенно, речь идет о том, что такого рода компоненты должны быть выявляемы и изучаемы, в таком случае они становятся применимы, в противном случае, они так и остаются потенциальными ресурсами.

     Таким образом, информационное пространство края представлено в виде знаков и символов (информации), используемой для функционирования социокультурного пространства края через трансляцию по каналам коммуникации, выступающим проводниками информации. Поэтому информационное пространство может рассматриваться как средство обеспечения связи, осуществляемое с участием человека, которое может иметь не только социальную природу, а быть обусловленным действиями факторов экономического, экологического и иного характера. И может иметь также, наряду с символическим, и физическое выражение (например, почта, Интернет, телефоны, СМИ, театры, музеи, транспорт). Используя расширительное толкование понятия «информационные ресурсы», к информационному пространству мы можем отнести базы и банки данных (на любых носителях и в любом виде - электронном, бумажном), а также проводники информации. К информационным ресурсам также относится знания мнения населения края о крае, их отношение к событиям и проблемам края, а население выступает носителями данной информации.

     В нормативных документах информационное пространство рассматривается как совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сис-тем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами, единое информационное пространство складывается из таких компонентов, как

     -    информационные ресурсы;

     -    организационные структуры;

     -    средства информационного взаимодействия граждан, организаций, органов государственной власти [8]. Формирование и развитие единого информационного пространства, таким образом, предусматривает,

     в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам, изменение порядка распределения, установление правил доступа к информации, обеспечение своевременности информирования, безопасность и сохранность информации.

     Так, исследователи, работающие в рамках проекта «Регионы России» проводя  оценку инновативности регионов, в числе индикаторов инновативности выделили показатели, характеризующие состояние информационно-коммуникационной среды:

     -    уровень проникновения сотовой  связи в регион;

     -    уровень интернетизации края [9].

     Несмотря  на развитие информационных и коммуникационных сетей в краях России, возникают барьеры в виде низких доходов и немодернизированного образа жизни населения. Поэтому развитие информационной среды предполагает развитие интеллектуального потенциала края, а также использование инновационного потенциала, которые обеспечат дальнейшие преобразования в сфере информационных технологий. Поэтому, по нашему мнению, наряду с вышеперечисленными, необходимо учитывать такие индикаторы, как:

     -    достигнутый уровень образования;

     -    полнота охвата средним начальным и высшим образованием;

     -    численность студентов вузов  на 10 тыс. человек населения;

     -    индикатор подготовки научных  кадров;

     -    индикатор масштабов занятости  научными исследованиями;

     -    индикатор интенсивности научных  исследований;

     -    доля населения, проживающего  в крупных городах [10];

     -    доля занятых в науке от  занятых в сфере услуг;

     -    ВРП в сфере услуг на душу  населения;

     -    ВРП в науке и научном обслуживании  на душу населения.

     Н. И. Лапин, разрабатывая проблематику исследования регионов с позиций антропосоциетального подхода, в качестве одного из векторов развития называет культуру, которая подразумевает использование информационных ресурсов и интеллектуального потенциала края, а также выступает интегрирующим, связующим фактором для населения края, формируя социальные сети. По его мнению, имеют значение такие индикаторы, как:

     -    число учреждений среднего и  среднего специального образования;

     -    выпуск газет на 1000 жителей;

     -    охват населения телевизионным  и радиовещанием;

     -    число квартирных телефонов на 1000 человек городского и сельского  населения;

     -    число абонентов сотовой радиосвязи;

     -    число персональных компьютеров;

     -    численность зрителей театров  на 1000 человек;

     -    число посещений музеев на 1000 человек;

     -    библиотечный фонд на 1000 человек;

     -    услуги населению  [11, с. 73-74].

     Но  наряду с техническими характеристиками коммуникационных средств, над которыми сейчас работают специалисты, необходимо отслеживать такие показатели, как обратная связь, дублирование информации, массовый доступ населения в Интернет. Немаловажное значение здесь имеет такой индикатор, как готовность населения к жизни в информационном обществе, определяемая по следующим ключевым критериям: развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, электронная экономика, дистанционное образование, использование ИКТ в сфере государственного управления и политика государства в сфере ИКТ, и связанная не столько с созданием как таковых информационных ресурсов и технологий по работе с ними, но и их востребованность со стороны потребителей [14]. 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ ИНФОРМАТИЗАЦИИ  ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

     2.1    Общая характеристика состояния информатизации края

 

 

     В Хабаровском крае уделяется постоянное внимание вопросам информатизации, развития информационно-коммуникационных технологий и формирования информационных ресурсов.

     Для правового обеспечения  сферы информатизации Хабаровского края принят ряд нормативных правовых актов,  в течение 2008 года правительством края принято шесть нормативных правовых актов, направленных на обеспечение информационной безопасности, повышение уровня ответственности специалистов органов государственной власти при пользовании услугами Информационной вычислительной сети Правительства Хабаровского края и ее информационными ресурсами.

Информация о работе Проект информатизации Хабаровского края