Разработка и реализация инновационной стратегии аптечного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка инновационной стратегии на примере хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования является ГУП «Брянскфармация».
Предметом работы является формирование и реализация стратегии инноваций организации.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
 изучить теоретические аспекты формирования и реализации стратегии на предприятии;
 рассмотреть специфику инновационных стратегий как объекта управления, раскрыть механизм этого управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность инновационного менеджмента, виды инноваций
1.2 Понятие и виды инновационных стратегий
1.3 Процесс формирования и реализации инновационной стратегии
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»
2.1 Общая характеристика ГУП «Брянскфармация»
2.2 Оценка внутреннего потенциала предприятия
2.3 Анализ внешней среды ГУП «Брянскфармация»
3 ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИИ В ГУП «БРЯНСКФАРМАЦИЯ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦ СТРАТЕГИИ ГУП.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Генеральный директор самостоятельно определяет и утверждает структуру предприятия, его штатный и квалификационный состав, нанимает и назначает на должность и освобождает от должности работников предприятия, в пределах своей компетенции издает приказа и дает указания.

В непосредственном подчинении генерального директора находятся главный бухгалтер, заместитель генерального директора по экономике, коммерческий директор и главный провизор. Генеральный директор действует от имени организации без доверенности, представляя ее интересы на всей территории РФ и за ее пределами. Он несет ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями, в том в случае утраты имущества.

3. Производственный срез. Высокий уровень модернизации, высококвалифицированные работники, связь отрасли с наукой – все это способствует благоприятному развитию предприятия.

В отличие от других аптечных сетей в ГУП «Брянскфармация» функционирует рецептурный отдел, но заказы с каждым годом на изготовление средств уменьшаются. Пока это можно рассматривать как конкурентное преимущество.

В настоящее время на складе хранится около 2155 наименований лекарственных препаратов. Ежемесячный товарооборот здесь составляет около 17 миллионов рублей.

4. Маркетинговый срез.

На предприятии организована новая наиболее оптимальная структура служб продаж и маркетинга, внедрены эффективные технологии продаж.

За период 2007 – 2009 гг. не проводилось комплексных рекламных компаний, реклама не размещалась в СМИ (телевидение, радио, пресса), не изготавливались и распространялись рекламные материалы, в аптеках не проводились промо-акций.

В зависимости от формата на рынке розничной торговли лекарственными средствами представлены следующие игроки: небольшие аптечные пункты, крупная аптечная сеть, аптеки самообслуживания.

Большинство потребителей приобретают лекарственные средства в ближайших к дому пунктах, чуть больше трети – в хорошо известных сетях в независимости от их расположения.

К тому же доля сетевого сегмента постоянно растет, а крупные поставщики предпочитают работать с сетевыми аптеками. В ГУП «Брянскфармация» большая сеть аптек по всей области, это тоже можно рассматривать как преимущество.

Кроме того, существует справочная аптек ГУП «Брянскфармация», позвонив в справочную можно получить информацию по всем лекарственным средствам и по ценовому диапазону.

Предприятие может применять несколько стратегий по продукту. При конкретном выборе следует учитывать преимущества, необходимые рыночные условия, требования к организации производства и управления, дестабилизирующие факторы. Для ГУП «Брянскфармация» оптимальной стратегией является стратегия снижения себестоимости продукции. Преимуществом такой стратегии является рост объема продаж, увеличение прибыли, рост барьеров входа, резервы при повышении цен в снабжении. К тому же, на рынке существуют соответствующие условия для реализации данной стратегии, а именно: большая доля на рынке, эластичный по цене спрос на продукцию, ценовая конкуренция, продукция в отрасли стандартизирована.

В числе основных функций приоритетными являются социальные функции: бесплатное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, изготовление лекарственных средств по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных учреждений, оказание лекарственной помощи жителям сельской местности.

В настоящее время ГУП «Брянскфармация» придерживается наценки 25%. В условиях повышенной конкуренции часть продукции реализуется по завышенным в сравнении с конкурентами  ценам. Пока существует доверие покупателей это позволительно, но часть покупателей уже уходит к конкурентам.

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.

 

2.3 Анализ внешней среды ГУП «Брянскфармация»

 

Анализ внешней среды включает в себя, как уже отмечалось 2 направления: анализ макроокружения и среды непосредственного окружения.

Инструментом стратегического анализа внешней среды косвенного воздействия является PESTE-анализ, с помощью которого исследуются политический, экономический, социальный, технологический и экологический аспекты внешней среды организации. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Демографические и социальные факторы

Общая численность населения Брянской области на 1 января 2010 г. составляет 1292144 человек.

За период с 2007 г. по 2010г. численность населения имеет тенденцию к снижению. Так по сравнению с 2007 годом в 2010г. численность уменьшилась на 2%. Это является отрицательным фактором, т.к. уменьшается число существующих и потенциальных потребителей.

В том числе численность населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 4%, трудоспособного 2,4%, а старше трудоспособного возраста наоборот увеличилась на 0,3%.  Доля городского населения за обозначенный период снизилась на 1,6%, сельского населения на 3%. Среди сельского населения доля пенсионеров составляет 54%.

В таблице 6 представлены данные по естественному движению населения Брянской области.

Как следует из таблицы 6, число умерших продолжает превышать число родившихся. Это еще раз констатирует негативную тенденцию.

Кроме того, при примерно равном соотношении мужчин и женщин моложе трудоспособного и трудоспособного возраста женщин старше трудоспособного возраста почти в 2,5 раза больше, что говорит о преобладании доли женщин в населении г. Брянска.

Таблица 6 - Показатели естественного движения населения Брянской области

Показатели

Человек

На 1000 человек населения

2010г. к 2009г. в %

2010г.

2009г.

прирост

2010г.

2009г.

Родившихся

12610

13230

-620

10,7

11,2

95,5

Умерших

20029

20052

-23

17,0

16,9

100,6

в т.ч. дети до 1 года

94

97

-3

7,3

7,3

100

Естественная убыль

-7419

-6822

 

-6,3

-5,7

110,5

Браков

9681

9883

-202

8,2

8,3

98,8

Разводов

5673

6342

-669

4,8

5,3

90,6

 

Таким образом, одной из особенностей современной демографической ситуации в г. Брянске и Брянской области является высокая численность лиц пожилого возраста в составе всего населения. Пенсионеры составляют 21% от численности всего платежеспособного населения.

Рост численности пенсионеров,  как одного из сегментов потребителей, можно рассматривать, как и положительный, так и отрицательный фактор. Это  положительный фактор для работы предприятия, т.к. именно они являются основными потребителями, приобретающими лекарственные средства в государственных аптеках.

С другой стороны, снижаются продажи по некоторым группам продукции, ориентированной на более молодые группы клиентов и из ряда аналогичной продукции пенсионеры всегда выбирают более дешевую.

Политические факторы

Государственное регулирование фармацевтического рынка в Российской Федерации осуществляется в таких направлениях, как: обеспечение доступности лекарственных средств (ЛС); государственный контроль и обеспечение качества ЛС; государственный контроль оборота наркотических средств и психотропных веществ; государственное регулирование цен на ЛС; осуществление надзора за соблюдением фармацевтического порядка, финансовой дисциплины и т.д. Основным нормативным актом является Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Данный нормативный акт призван регулировать отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств.

Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении.

В настоящее время вступила в силу программа «Механизмы государственного регулирования развития фармацевтического рынка», принятая Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2010г. В данную программу входят и направления лекарственной политики:

1.                 совершенствование законодательной базы, регулирующей обращение лекарственных средств;

2.                 обеспечение доступной и качественной лекарственной помощи;

3.                 развитие отечественной фармацевтической промышленности, внедрение инноваций в производство и реализацию лекарственных средств.

В целях обеспечения граждан РФ лекарственными средствами предусмотрено:

                 государственная социальная помощь, предусмотренная Федеральным законом «О государственной социальной помощи»;

                 централизованные закупки лекарственных средств за счет федерального бюджета;

                 федеральная целевая программа «предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2006-2011гг.)»;

                 приоритетный нацпроект «Здоровье»;

                 обязательное медицинское страхование;

                 иммунопрофилактика инфекционных заболеваний и т.д.

Таким образом, большинство направлений напрямую затрагивают деятельность аптечных сетей, в том числе и ГУП «Брянскфармация».

Стартовавшая в 2006 году Федеральная программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан (ДЛО) стала основным событием на российском фармацевтическом рынке. Государство, выделившее на закупку лекарств для льготников 50,8 млрд руб., спровоцировало целый ряд структурных изменений в российской фармацевтической отрасли.

В частности, в России резко возрос спрос на фармзаводы и выпуск лекарств по контракту. Эксперты полагают, что влияние госпрограммы будет намного шире: развитие ДЛО может в будущем году привести к консолидации оптового сектора, а в отдаленной перспективе практически полностью заменить собой коммерческий рынок лекарств.

В 2006 год аптеками области в рамках реализации программы «Лекарственное обеспечение населения Брянской области» отпущено лекарственных средств на сумму более 10 миллионов рублей. Средняя стоимость одного рецепта составила 214,9 рубля.

Граждане, страдающие социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также дети из многодетных семей до 6-ти лет обеспечиваются лекарствами за счет средств регионального бюджета.

За счет областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» в 2005 году региональные льготники обеспечиваются сахароснижающими, противотуберкулезными препаратами, а также получают специфическое лечение ВИЧ-инфекции. На эти цели из областного бюджета только в 2006 г. выделено более 48 миллионов рублей.. В 2007-2008 гг. истрачено на эти нужды более 74 миллионов рублей за счет увеличения финансирования подпрограммы «Лекарственное обеспечение населения Брянской области» и дополнительного включения расходов на оказание амбулаторной лекарственной помощи онкологическим больным.

В целом можно отметить, что проводимая государством политика поддержки отечественных производителей благотворно влияет на деятельность предприятия. Для предприятия ГУП «Брянскфармация» политическая стабильность определяет возможность соглашений о совместной деятельности с иностранными поставщиками.

Экономические факторы

Экономическая ситуация в России как по мнению экспертов так и по мнению населения остается нестабильной.

Социологические опросы, проведенные Российской Газетой, показали, что  73% опрошенных россиян оценивают ситуацию в стране как «проблемную, кризисную». Только 16% - нормальной. А каждый десятый (11%) вообще считает, что сейчас в стране катастрофа. Кризис 2009г. втрое сократил число тех, кто считал ситуацию в стране нормальной (еще год назад их было почти половина, 44%). Даже среди самых благополучных россиян, в семьях которых на каждого приходится не меньше 11 250 рублей дохода, только каждый пятый называл ситуацию в стране благополучной.

Согласно официальным данным Федеральной Службы Государственной Статистики, в 2010 году потребительская инфляция в стране составила 8,8%. Таким образом, уже два года подряд индекс потребительских цен держится на одинаковом уровне. Между тем еще в начале июня 2010 годовые темпы прироста не превышали 6%, и в тот момент многие эксперты полагали, что по итогам года индекс потребительских цен удастся удержать в приделах 6,5-7%. В итоге на фоне аномальной жары и, как следствие, крупных потерь урожая сельскохозяйственных культур потребительские цены (в первую очередь на продукты питания) во втором полугодии резко начала расти. И если по итогам года общий индекс цен вырос на 8,8%, то показатель продовольственной инфляции составил 12,9% (без учета плодоовощной продукции – 9,4%). Но еще более существенный рост стоимости продемонстрировал рассчитываемый Росстатом минимальный набор продуктов питания, т.е. совокупность продовольственных товаров, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за определенный период. Так, по итогам года стоимость минимального продуктового набора в среднем по стране выросла на 22,4%, достигнув на конец декабря уровня 2625,7 рубля (в расчете на месяц).

Разница между индексом потребительских цен и приростом стоимости минимального набора продуктов питания в 2010 году стала одной из самых значительных за последние несколько лет.

Рост цен на продукты питания составляет лишь часть потребительской инфляции. Таким образом, при самом низком годовом приросте индекса потребительских цен за всю историю РФ, фактические расходы населения на социально значимые товары выросли не меньше прежнего.

Информация о работе Разработка и реализация инновационной стратегии аптечного предприятия