Стимулирование инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Характерной чертой рыночной экономики является нарастание остроты конкурентного противостояния субъектов хозяйственной деятельности. При этом одним из основных факторов успеха в борьбе за рыночные позиции становится инновационная деятельность предприятия. Мировая практика показывает, что успеха достигает не тот, кто ограничивается задачами увеличения объема производства, а тот, кто выходит на рынок с новой, как минимум, модифицированной продукцией.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 5
1 Теоретическая часть………………………………………………….………. 7
1.1 Основные формы стимулирования инновационной деятельности……… 7
1.2 Зарубежный опыт стимулирования научно-технической и инновационной деятельности……………………………………………………………………. 12
1.3 Цели стимулирования инновационной активности……………………… 14
1.4 Оценка эффективности организации инновационной деятельности…… 16
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………... 21
2.1 Краткая история создания и развития…………………………………….. 21
2.2 Организационная структура управления предприятием……………….. 23
2.3 Описание ассортимента…………………………………………………… 28
2.4 Анализ конкурентоспособности предприятия на основе концепции "4Р"……………………………………………………………………………… 30
2.5 Анализ технико-экономических показателей деятельности фирмы за 2008-2010 гг…………………………………………………………………… 33
2.6 Анализ сильных и слабых сторон компании. SWOT – анализ……….. 35
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии…………………………………………………. 38
3.1. Анализ проблем организации инновационной деятельности на ПК «Русь Модерн» ЧП «Лебёдкин В. Д.» и пути их решения………………………… 38
3.2 Создание отдела по инновационному развитию……………………….. 42
3.3 Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий …………………………………………………………………… 45
Заключение……………………………………………………………………. 48
Список используемой литературы…………………………………………… 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая Инновации моя.docx

— 157.76 Кб (Скачать)

 

 

Внедрение отдела инновационного развития в организационную  структуру является необходимым  и очень важным по отношению к  дальнейшему развитию инновационной  деятельности предприятия.

В структуру  отдела по инновационному развитию должны входить: специально подготовленный персонал состоящий из 3 человек – 1 начальник отдела, выполняющий обязанности менеджера по инновационному развитию и 2 специалистов по инновационному развитию с чётко определёнными обязанностями.

Основные  обязанности начальника отдела (менеджера  по инновационному развитию):

  • Разработка управленческих решений по выработке политики, стратегии и тактике осуществления инновационной деятельности завода;
  • Организация планирования ИД по всем направлениям;
  • Совершенствование форм и методов работы отдела;
  • Организация взаимодействия отдела с высшим и средним менеджментом завода по вопросам ИД;
  • Осуществление контактов с внешней средой;
  • Рассмотрение предложений, связанных с инновационной деятельностью.

На рассмотрение начальнику отдела поступают следующие  материалы:

  • предложения авторов новаций;
  • суждения коллектива и результаты оценки значимости рационализаторских предложений специалистов и рабочих завода;
  • экспертные заключения о рационализаторских предложениях;
  • рекомендации специалистов, по поводу внедрения рационализаторских предложений.

Оценка  пригодности рационализаторского  предложения: позволяет относительно быстро оценить его привлекательность для предприятия. А так же оценить:

- совместимости  предложения с опытом и возможностями  предприятия; 

- обоснованности  сути предложения; 

- рыночных  перспектив;

- выгода  для предприятия от реализации  предложения; 

- возможностей  по охране коммерческого потенциала  предложения. 

После ознакомления с представленными материалами  начальник отдела может принять  следующие решения и внести информацию в базу данных отдела:

  • отклонить предложение;
  • отправить на дополнительную экспертизу;
  • отложить предложение;
  • внедрить предложение.

На должность  начальника отдела по инновационному развитию назначаются лица с базовым  образованием по специальности профессионального  менеджера по инновациям, имеющего практический опыт работы управляющим  в сфере инноваций.

Основные  обязанности специалиста по инновационному развитию и патентному делу:

  • Формирование портфеля новшеств.
  • Участие в подготовке тематических обзоров, выставок, симпозиумов, совещаний о состоянии и тенденциях инновационного развития производства, передовом отечественном и зарубежном опыте.
  • Формирование портфеля инноваций.
  • Вести учет эффективности использования информационно-инновационных материалов на предприятии при освоении новых видов продукции, технологии, применение передового опыта в сфере инноваций.
  • Подготавливать отчетность о работе отдела инновационного развития.
  • Оформление патентов, регистрация всех разработанных инноваций, защита интеллектуальной собственности предприятия.

Образование: высшее по специальности «менеджер  по инновациям».

Основные  обязанности специалиста по работе с инновационным персоналом:

  • Прием и обработка рационализаторских предложений рабочих и специалистов.
  • Регистрация инновационного персонала в базе данных отдела по инновационному развитию.

Эффективная деятельность предприятия во многом зависит от четко налаженной организационной  структуры. Данная разработка, а именно изменение в организационной  структуре предприятия, также будет  являться задачей по совершенствованию  инновационной деятельности, как  и создание новой системы мотивации  инновационного персонала.

 

3.3 Обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий

 

Для оценки целисообразности внедрения предложенных нововведений и их эффективности, проведем расчет примерных затрат на мероприятия связанные с созданием и работой инновационного отдела.

В состав затрат проекта включаются капитальные (единовременные) и текущие затраты:

1. К капитальным  затратам относятся:

- мебель (для трех человек): столы, стулья;

- мебель  общего пользования: 2 шкафа;

- оргтехника: три компьютера, сканер, ксерокс, 2 принтера;

- связь:  три телефона, интернет;

- пособия  по инновационной деятельности: книги, журналы, научная литература.

Итого часть  капитальных затрат приблизительно составляет 180 000 рублей.

2. К текущим  затратам относятся:

- заработная  плата сотрудников отдела за  год (на основании штатного  расписания);

- затраты,  связанные с организационными  мероприятиями: учеба сотрудников,  повышение квалификации, выставки;

- поощрение  новаторов;

- затраты  на рекламу, агитацию к инновационной  деятельности;

- канцелярия.

Итого текущие  затраты составят 1 850 000 рублей.

Общая сумма  затрат за год внедрения составит 2 030 000 рублей.

Отдача  от данного проекта:

- за первый  год ≈ 50 рационализаторских предложений со стороны специалистов и сотрудников, то есть каждое предложение даст средний экономический эффект 25 000 рублей. При продаже хотя бы 4 патентов (технологий производства) на производство разработанной инновации, фирма выручит ≈ 500 000 р. Общий эффект составит 1 750 000 рублей;

- за второй  год ≈ 70 рационализаторских предложений со стороны специалистов и сотрудников, то есть каждое предложение даст средний экономический эффект 25 000 рублей. Пир продаже 5 патентов (технологий производства) на производство разработанной инновации, фирма выручит ≈ 700 000 рублей. Общий эффект составит 2 400 000 рублей;

- за третий  год ≈ 90 рационализаторских предложений  со стороны специалистов и  сотрудников, то есть каждое  предложение даст средний экономический  эффект 20 000 рублей. Пир продаже 7 патентов (технологий производства) на производство разработанной инновации, фирма выручит ≈ 1 000 000 рублей. Общий эффект составит 2 800 000 рублей.

Происходит  рост показателей, тем самым эффективность  от внедрения инновационных технологий очень значительна и принесет значительную прибыль предприятию, независимо от того, какие затраты  и расходы понесёт предприятие  по внедрению данного проекта.

В соответствии с этими затратами и доходами предприятие в любом случае не будет нести убытки. Продолжительное  время (3 года) потребуется для того, чтобы окупить проект, а далее  будет происходить основной рост финансовых показателей всего предприятия. Предприятие будет всё более  и более устойчиво по отношению  к внешней среде, будет развиваться. Ожидаемые поступления от внедрения  проекта будут способствовать развитию организации в целом, а следовательно  данный проект эффективный и прибыльный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате инновационной деятельности рождаются  новые идеи, новые и усовершенствованные  продукты, новые или усовершенствованные  технологические процессы, появляются новые формы организации и  управления различными сферами экономики  и ее структурами.

Инновационная деятельность является мощным рычагом, который помогает преодолеть спад, обеспечить структурную перестройку  и насытить рынок разнообразной  конкурентоспособной продукцией.

Предприятие может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя отреагировать на них. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хорошую продукцию, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать  их внедрение на своем предприятии, чтобы не отстать от конкурентов.

Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным инновационным потенциалом. В условиях рыночной экономики характерны тенденции ускорения развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия  функционирования предприятия. Управление должно поспевать за изменениями, реально  происходящими в действительности. И фактором такого соответствия управления тем изменениям, которые происходят в экономической жизни, науке  и технике, является инновационный  потенциал управления, который формируется  в работе с персоналом, подготовке менеджеров, организации управления, ориентированной на динамику.

Применительно к коммерческим организациям, инновация - это конечный результат инновационной  деятельности по созданию и практическому  освоению новшества в производственной или непроизводственной сфере, качественно  отличного от предшествующего аналога, способствующего удовлетворению определенной общественной потребности и дающего ряд эффектов (научно-технический, экономический, социальный и экологический эффект).

Для достижения своих целей по созданию и производству инноваций предприятие осуществляет инновационную деятельность.

Инновационную деятельность можно определить как  целенаправленную и организованную творческую деятельность, состоящую  из совокупности различных видов  работ, взаимоувязанных в единый процесс по созданию и производству инноваций.

Предметом исследования курсовой работы служит организация инновационной деятельности на предприятии.

В практической части было изменена организационная  ПК «Русь модерн» ЧП «Лебедкин В.Д.» был добавлен отдел по инновационному развитию.

Анализ  инновационной деятельности показал  нам, что организационной структурой управления является линейно-функциональная. На предприятии отсутствует отдел  инновационного развития. Основным источником финансирования инновационной деятельности являются его собственные финансовые средства. Главным фактором, сдерживающим инновационную деятельность завода является недостаток финансовых средств, отсутствие квалифицированного персонала  в области инновационной деятельности, а также отсутствие и изношенность оборудования.

В заключении хочется сказать, что проведение мероприятий в области инновационной  деятельности позволят ПК «Русь модерн»  раскрыть инновационный потенциал своих работников, что приведет к развитию новых технологий на предприятии, и как следствие этого, создание новой продукции.

 

 

Список используемой литературы

  1. Батьковский А., Ропов С. Приемы мотивации к труду и профессиональному росту (на примере инновационных организаций).
  2. Белоусов В.И. Изобретательство и рационализация на предприятии: (Вопросы управления). — М.: Экономика, 1981.
  3. Бовин А.А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие для вузов / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М.: Омега-Л, 2006. - 416 с.
  4. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. пособие для вузов / Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьева. - М.: КноРус, 2005. - 320 с.
  5. Дахно И.И., Лало В.Н., Песков Б.С. Определение экономической эффективности изобретений и рационализаторских предложении – К.: Техника, 1989. – 165 с.
  6. Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н.Новгород, 2001.
  7. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.Л. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  8. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник. М. Инфра-М, 2006. – 636 с.
  9. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства - Минск, 2002.
  10. Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе.
  11. Ларичева. Е.А. Сравнительный анализ корпоративной, инновационной культуры и культуры производства // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — №5.
  12. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. - М.: Юнити, 2003. - 471 с.
  13. Миклтуэйт Д., Вулдридж А. Магия менеджмента. — М.: Изд-во «АСТ», 2004.
  14. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / В.Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2005. - 295 с. - (Высшее образование)
  15. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М.: Экономика, 2000. - 475 с.
  16. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. Управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 589 с.
  17. Суриков Е. Н. Способы мотивации сотрудников для успешного внедрения CALS-технологий. 1
  18. Туровцова О.Г. Организация производства и управления. - М.: Инфра-М,2003. – 368 с.
  19. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. М.: Инфра-М, 2001. – 420 с.
  20. Хорошильцева Н. Исследование структуры мотивации специалистов при построении системы оплаты труда.
  21. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПБ.: Санкт-Петербург, 2005. - 318 с.
  22. Черняк В.В. Бизнес-планирование. М.: Юнити, 2002. – 567 с.
  23. Экономика организации: Учебник / Под ред.А.Е. Карлика и М.Л. Шухгальтера. М.: ИНФРА-М, 2004. –455 c.

Информация о работе Стимулирование инновационной деятельности на предприятии