Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации…………………………………………………………………
6

1.1. Развитие социального обеспечения в России………………………..
6

1.2. Система организации Фонда социального страхования…………….
15

2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования…
18

2.1. Структура доходов и расходов ФСС РФ……………………………..
18

2.2. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования Российской Федерации……………………………………………………..
23

3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..
30

Заключение………………………………………………………………….
36

Список используемой литературы…………………………………………
40

Приложение………………………………………………………………….
41

Работа содержит 1 файл

Курсова финансы.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Фонд  социального страхования его  цели, задачи и система организации………………………………………………………………… 6
1.1. Развитие  социального обеспечения в России……………………….. 6
1.2. Система  организации Фонда социального  страхования……………. 15
2. Особенности  доходов и расходов Фонда социального  страхования… 18
2.1. Структура  доходов и расходов ФСС РФ…………………………….. 18
2.2. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования Российской Федерации…………………………………………………….. 23
3. Перспективы  развития Фонда социального страхования…………….. 30
Заключение…………………………………………………………………. 36
Список  используемой литературы………………………………………… 40
Приложение…………………………………………………………………. 41
 
 

 

Введение 

      Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

      Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

      Проблемы  социальной защиты личности, отдельных  социальных групп и всего населения  имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит  социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданское состояние.

      Государственная система социальной защиты строится в двух формах: социальное обеспечение  и социальное страхование. Социальное страхование является одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуется своей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (в широком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование – это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования.

      Эти и ряд других обстоятельств и  порождают актуальность исследования концептуальных моделей государственного социального страхования как формы социальной защиты населения и обеспечения социальной стабильности общества, выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям современного периода. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.

      К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

      Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

      В России обязательное государственное  социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

      • пенсионным;

      • обязательного медицинского страхования;

      • социального страхования.

      В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.    

      Объектом  исследования является социальное страхование.

      Предметом исследования – система социального  страхования как средство защиты населения.

     Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального  страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: определение сущности, цели, задачи, структуры и управления фонда; анализ бюджета фонда; рассмотрение проблем и перспектив развития фонда

      Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

      Задачами  исследования являются:

      - рассмотреть финансовые основы  функционирования ФСС;

      - показать порядок формирования  и распределения ресурсов Фонда;

      - обозначить состав и структуру  доходов.

      Степень научной разработанности: теоретической и методологической основой исследования явились труды  российских социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций.  

 

      

Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации 

      1.1. Развитие социального  обеспечения в  России 

     На  основании Положения о Фонде  социального страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства  РФ от 02.08.2005 N 484)   Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

     Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

      Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.1

      Одной из форм социального обеспечения  является социальное страхование. Оно  представляет собой государственную систему материального обеспечения граждан в старости, в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья. Осуществляется за счет особых фондов, образуемых из обязательных взносов организаций, а также дотаций из бюджетных средств на материальное обеспечение рабочих, служащих и членов их семей. Основные составляющие финансового механизма социального страхования — взносы, целевые фонды и социальные выплаты.

      Выполнение  основных функций государства в  сфере социального страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Основной функцией Фонда является финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также пособия на погребение усопших.2

     Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.3

     Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

      В советский период социальные пособия и льготы были призваны частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредными и тяжёлыми условиями труда, а также использовались как признание особых заслуг перед государством определенной категории населения. Таким образом, советская система социальной зашиты населения была призвана решать следующие основные задачи:

      1. оказывать помощь нетрудоспособным гражданам, лишенным поддержки со стороны семьи, в том числе пособия на детей, многодетным и одиноким матерям и т.д.;

      2. обеспечивать поддержку граждан с особыми заслугами перед обществом;

      3. осуществлять выплаты пенсий и социальных пособий, в том числе трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, предоставлять льготы за работу, связанную с вредными и тяжелыми условиями труда.

      Однако  необходимо отметить, что, несмотря на то, что в целом в данной системе применялись отдельные инструменты для выравнивания уровня жизни населения, в то же время существовавшая система социальной зашиты была основана на категориальном принципе социальных выплат и льгот. Это приводило к тому, что социальная помощь предоставлялась не тем, кто в ней действительно нуждался, а по другим критериям: по трудовому стажу, возрасту, профессиональной деятельности. В результате помощь поступала как в бедные, так и небедные семьи, что, в свою очередь, усугубляло социально-экономическое неравенство в стране.

      В результате реформ, проведенных в  начале 90-х годов XX в. в Российской Федерации, были заложены основы новой системы социального обеспечения населения, а также созданы государственные социально-страховые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (в 1991г), Фонд социального страхования РФ (в 1992 г.), Фонд занятости населения РФ (в 1993г.), Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования РФ (в 1993 г.).

      В принятом в 1999 г. Федеральном законе №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» были сформулированы основные предоставления государственной социальной помощи: «…поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума». Закон устанавливал, что получателями государственной социальной помощи могут являться только те граждане, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых в данную сферу.

      В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных законодательных  актах, принятых в 90-х годах, предусматривается предоставление различных пособий, льгот и компенсационных выплат определенным категориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий: лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Герои Советского Союза и Герои России; доноры; военнослужащие, участвовавшие в разрешение вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полигоне, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.

      Таким образом, реформы, проведенные в  социальной сфере в 90-х годах XX в., практически не коснулись базовых принципов предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту населения, принимались накануне избирательных кампаний и носили ярко выраженный политический характер. Их существенный недостаток заключается в том, что большинство социальных пособии, выплат и льгот продолжают предоставляться на основе категориального признака, следовательно, социальная помощь не достигает малоимущих граждан. Необходимо отметить, что повышение адресности социальной поддержки населения невозможно до тех пор, пока не будут решены проблемы с финансированием уже принятых государством расходных обязательств, касающихся социальной помощи.

Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы