Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации…………………………………………………………………
6

1.1. Развитие социального обеспечения в России………………………..
6

1.2. Система организации Фонда социального страхования…………….
15

2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования…
18

2.1. Структура доходов и расходов ФСС РФ……………………………..
18

2.2. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования Российской Федерации……………………………………………………..
23

3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..
30

Заключение………………………………………………………………….
36

Список используемой литературы…………………………………………
40

Приложение………………………………………………………………….
41

Работа содержит 1 файл

Курсова финансы.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
p align="justify">      Социальная  политика должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а  также с национальными особенностями  понимания целей и задач социальной защиты. Она неотделима от экономической  политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность, наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенности населения.

      Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых и анализировалась  система социального страхования, оказываются тесно взаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависит уровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широко распространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являются там основой системы социальной защиты.

      В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе  существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай.

      Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в фонд – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ.

      Данная  ситуация создается из-за высоких  ставок отчислений в фонды, естественно  предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В-третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

      К сожалению, на данный момент нет готовых  программных продуктов для осуществления  данных расчетов, любую программу (1С  Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%.

      Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть  у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

       Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным обратить внимание на необходимость рассмотрения и решения в ближайшей перспективе следующих вопросов: принятия мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития; возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности; принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

      В заключение можно отметить, что для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо:

      - закрепить в бюджетном процессе  технологию бюджетирования по результату;

      - формализовать единую систему  государственного финансового контроля  с четким разграничением органов  и компетенций внутреннего и  внешнего контроля;

      - широко распространить в практике  контрольных органов аудит эффективности  бюджетных расходов и т.д.12

 

      

      Заключение 

       Обоснованная  система социального страхования  – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

       К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

       Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал.

       Социальное  страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы.

       В последнее время предпринято много попыток, совершенствования законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем.

       Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

       Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены.

       Построение  системы соцстраха на независимой  от государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее эффективной, а ее функционирование и развитие — согласованным с общественными условиями.

       Таким образом, Фонд управляет средствами государственного социального страхования  Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

       Однако  приходится констатировать серьезные  отставания в создании экономических  условий и институциональной  базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве, по безработице), кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).

       Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования - дело непростое. Такая система органически  связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и  состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.

       В отличие от бюджетной системы  государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы.

       Доходная  часть внебюджетных фондов социального  назначения формируется главным  образом за счет социальных отчислений.

       Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

       В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:

       – региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

       – центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных  отраслях хозяйства;

       – филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми  отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

       При Фонде образуется правление, а при  региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

       Средства Фонда  используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении  о фонде. Не допускается зачисление средств социального страхования  на личные счета застрахованных.

      Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

Список  используемой литературы 

      
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями);
  3. Федеральный закон от 08 ноября 2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
  5. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2007;
  6. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика. 2009. - №10;
  7. Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. - 2009. - № 7;
  8. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2008;
  9. Шмелев А.К. Модернизации финансовых механизмов государственных внебюджетных фондов требуется системный подход.//Аналитический вестник Совета Федерации.- 2008. - № 5;
  10. http://www.fss.ru/index.shtml;
  11. http://www.interlaw.ru/.
 
 
 
 
 

       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       Таблица 2. Вертикальный анализ показателей ФСС РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов:

Статьи  расходов 2011г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Уд.вес, % 2012г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Уд.вес, % 2013г.

Сумма расходов,

тыс. руб.

Уд.вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Фонд  социального страхования Российской Федерации 456 874 617,7          496 832 419,1          545 056 169,4         
Общегосударственные вопросы 6 201,6 0,001 6 635,8 0,00079 7 063,9 0,00073
Международные отношения и международное сотрудничество 6 201,6 0,001 6 635,8 0,00079 7 063,9 0,00073
Международное сотрудничество 6 201,6 0,001 6 635,8 0,00079 7 063,9 0,00073
Образование 48 191,5 4,85 51 083,0 4,42 53 892,6 4,3
Профессиональная  подготовка,

переподготовка  и повышение

квалификации

48 191,5 0,1 51 083,0 0,13 53 892,6 0,12
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров 48 191,5 0,009 51 083,0 0,0097 53 892,6 0,0092
Переподготовка и повышение квалификации кадров 48 191,5 0,009 51 083,0 0,0097 53 892,6 0,0092
Молодежная  политика и оздоровление детей 19 297 374,2 4,7 21 751 635,8 4,28 22 737 391,2 4,19
Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" 19 297 374,2 4,7 21 751 635,8 4,28 22 737 391,2 4,19
Оздоровление  детей 19 297 374,2 4,7 21 751 635,8 4,28 22 737 391,2 4,19
Социальная  политика 437 522 850,4 95,1 475 023 064,5 95,6 522 257 821,7 95,7
Продолжение Таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7
Социальное  обеспечение населения 435 673 131,3 94,8 472 808 135,6 95,3 519 617 412,2 95,4
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию 199 338 566,2 32,9 227 169 750,9 37,8 252 311 156,1 38,7
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 3 474 900,0 0,6 3 825 850,0 0,7 4 219 900,0 0,7
Пособия по беременности и родам 63 246 690,0 11,7 70 724 726,8 12,08 78 275 535,0 12,44
Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 81 101 526,0 12,03 52 297 998,7 12,07 55 174 388,7 12,41
Пособия при рождении ребенка 15 293 480,4 4,1 16 234 051,4 3,5 17 115 047,7 3,42
Единовременные  страховые выплаты 785 159,6 0,16 832 269,3 0,13 878 043,9 0,13
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных  мер по сокращению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний 11 661 855,1 2,5 12 361 566,4 2,31 13 041 452,6 2,18
Оплата  путевок на санаторно-курортное  лечение работников 6 972 430,2 1,1 6 972 430,2 0,99 6 972 430,2 0,94
       Всего расходов: 456 874 617,7 100 496 832 419,1 100 545 056 169,4 100

Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы