Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации…………………………………………………………………
6

1.1. Развитие социального обеспечения в России………………………..
6

1.2. Система организации Фонда социального страхования…………….
15

2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования…
18

2.1. Структура доходов и расходов ФСС РФ……………………………..
18

2.2. Анализ бюджетных показателей Фонда социального страхования Российской Федерации……………………………………………………..
23

3. Перспективы развития Фонда социального страхования……………..
30

Заключение………………………………………………………………….
36

Список используемой литературы…………………………………………
40

Приложение………………………………………………………………….
41

Работа содержит 1 файл

Курсова финансы.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

      В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в 2011 году в сумме 151 732 134,1 тыс. рублей (142,0% к уровню предыдущего года), в 2012году – 155 539 735,6 тыс. рублей (110,7 %) и в 2013 году – 168 597 694,3 тыс. рублей (108,4%).

      Вместе  с тем следует отметить, что  в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ в составе затрат на обеспечение выплат пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за счет средств ФСС предусматриваются средства на пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; лицам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию. При этом Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» предусматривается обеспечение по данному виду обязательного социального страхования только застрахованных граждан.

      В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении в статью 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» норм, предусматривающих осуществление выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет названным выше категориям матерей, не подлежащим обязательному социальному страхованию, за счет средств федерального бюджета.

      В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Законопроектом предусмотрены выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, а также по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в 2011 году в сумме 1 390 587,2 тыс. рублей, в 2012 году – 1 500 141,0 тыс. рублей и в 2013 году – 1 612 916,4 тыс. рублей.

      Расходы Фонда на выплату пособий при  рождении ребенка, пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации, но с учетом прогнозируемого роста рождаемости.

      В соответствии с Федеральным законом  от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2011 году в сумме 576 378,0 тыс. рублей, в 2012 году – 610 960,7 тыс. рублей и в 2013 году – 644 569,2 тыс. рублей.

      Следует отметить, что размер социального  пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей не индексировался с 2000 года.

      Расходы на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным лицам  для долечивания в санаторно-курортных  учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения по перечню заболеваний, утвержденному Правительством Российской Федерации, предусматриваются на 2011 год в сумме 6 972 430,2 тыс. рублей (119,8 % к предыдущему году), на 2012 год – 6 972 430,2 тыс. рублей (100,0 %), на 2013 год – 6 972 430,2 тыс. рублей (100,0%). Расчет расходов Фонда на эти цели производился исходя из планируемого количества путевок и предполагаемой стоимости пребывания одного человека в сутки в санаторно-курортных учреждениях, с учетом районного коэффициента.

      Следует отметить, что до 2003 года за счет средств  бюджета ФСС оплачивались путевки  работникам на санаторно-курортное  лечение в связи с необходимостью санаторного долечивания и на санаторно-курортное лечение и  оздоровление для профилактики заболеваний. Начиная с 2003 года, в федеральные законы о бюджетах ФСС на очередной финансовый год включается норма, устанавливающая, что средства обязательного социального страхования, предусматриваемые для оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, направляются на оплату полной стоимости путевок, предоставляемых застрахованным гражданам на долечивание в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

      Вместе  с тем важно подчеркнуть, что  подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об  основах обязательного социального  страхования» предусматривается страховое  обеспечение по виду обязательного  социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей». Однако положения этого Федерального закона не содержат конкретного перечня случаев, при которых работник вправе претендовать на оплату санаторно-курортного лечения и оздоровления. Федерального закона об обязательном социальном страховании в этой сфере нет, поэтому обстоятельства, определяющие права работника на санаторно-курортное лечение, устанавливаются федеральными законами о бюджетах ФСС.

      Счетная палата неоднократно обращала внимание на наличие устойчивой тенденции разрушения сложившейся ранее системы санаторно-курортного обслуживания граждан, отсутствие государственной концепции санаторно-курортной и оздоровительной деятельности.

      В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Законопроектом предусматриваются расходы Фонда на единовременные страховые выплаты на 2011 год в сумме 785 159,6 тыс. рублей (121,2% к уровню предыдущего года), на 2012 год – 832 269,3 тыс. рублей (106,0%), на 2013 год – 878 043,9 тыс. рублей (105,5 %); на ежемесячные страховые выплаты - соответственно, 40 154 470,0 тыс. рублей (113,2 %), 43 055 020,0 тыс. рублей (107,2%), 45 950 080,0 тыс. рублей (106,7%); на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний – 11 661 855,1 тыс. рублей (127,4%), 12 361 566,4  тыс. рублей (105,9%) и 13 041 452,6 тыс. рублей (105,5).

      В соответствии с Направлениями, основными  мероприятиями и параметрами  приоритетного национального проекта  «Здоровье», утвержденными президиумом  Совета при Президенте Российской Федерации  по реализации приоритетных национальных проектов (протокол от 21 декабря 2005 года № 2), на Фонд возложена обязанность по финансированию проведения страхователями углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, на 2011-2013 годы по 2000000,0 тыс. рублей ежегодно. Расчеты производились исходя из затрат (без индексации) на одного работника в сумме 580,0 рубля и количества работников – 3 448 276 человек.11 

 

      

      Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования 

      Совершенствование системы социального страхования  является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть  у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых  нормативных актов они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

      Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

      Происходящие  в стране экономические преобразования обусловливают соответствующие перемены в области социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

      Анализ  современного положения дел в  сфере социальной защиты приводит к  выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и успешно заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием.

      Можно заключить, что реформы в области  социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

      В социальной защите выделяются два основных вида:

      - социальная помощь, предназначенная  для избирательной и адресной  поддержки наиболее социально  уязвимых групп населения в рыночных условиях;

      - социальное страхование, ориентированное  на социально активное население,  занятое в сфере труда; поэтому  его финансирование должно осуществляться  за счет средств как работника,  так и работодателя. Социальное  страхование трудового населения не только как нельзя лучше вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической сфере определенную помощь и выгоду.

      Деятельность  системы социального страхования  в первую очередь адресована группам  трудоустроенного населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге способствуют стабилизации общества.

      Реформирование  системы социального страхования  должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защиты должна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальной ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты, прежде всего, нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности.

      В настоящее время при переходе России к более совершенной системе  социальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимость перераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и является социальное страхование.

<

Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы