Методы анализа страхового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Социальная нестабильность в обществе и поиск новых идей, способст-вующих экономическим преобразованиям, подвели к необходимости разработ-ки программ социальной поддержки, ориентированных на проведение социаль-но компенсирующих мероприятий, в ходе которых в одинаковой степени учи-тывались бы интересы людей, возможности государственного финансирования и реальный уровень инфляции.
На современном этапе возрастает потребность физических лиц в обеспе-чении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связан-ных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохране-нием определенного уровня благосостояния и здоровья.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика страхового рынка и методов его анализа
2. Анализ страхового рынка в России
3. Проблемы страхового рынка в России и пути их решения
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

кур.р Страхование.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Факультет экономики и управления

кафедра «Финансы, кредит и бухгалтерский учет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Страхование»

Тема: «Методы анализа страхового рынка»                                                                                      
 
 

                                                                                     Выполнил: студент___3___курса

                                                группы______ФК-82__________

                                                № з/к________080590835_______

                                                Фамилия_____Солдатеноков____

                                                Имя___________Дмитрий_______

                                                Отчество_____Валентинович____

                                                Проверил:

                                                Филатова  Ольга Александровна 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск – 2011

 

Содержание

Библиографический список                                                                                      35 
Введение

     Социальная  нестабильность в обществе и поиск  новых идей, способствующих экономическим преобразованиям, подвели к необходимости разработки программ социальной поддержки, ориентированных на проведение социально компенсирующих мероприятий, в ходе которых в одинаковой степени учитывались бы интересы людей, возможности государственного финансирования и реальный уровень инфляции.

     На  современном этапе возрастает потребность  физических лиц в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья.

     Наиболее  эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование.

     Развитие  страхового рынка, сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты, прежде всего для работника, противодействуют возможности изменения его социального и материального положения в определенных ситуациях.

     Таким образом, можно сделать вывод, что страхование является системой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, которая должна стать необходимым элементом в свете происходящих экономических, социальных и политических преобразований в Росси.

     Страхование является ведущим сегментом экономики  в деятельности экономически развитых государств и зачастую даже опережает  банковский сегмент. Так как Россия за последние десятилетие встала на путь цивилизованного мирового развития, то есть все основания утверждать, что роль страхования должна будет возрастать и в жизни нашего государства.

     Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения.

     Цель  курсовой работы – рассмотреть метода анализа страхового рынка.

     В соответствии с данной целью работы поставлены следующие задачи:

     - ознакомиться  с рынком страхования  и общими теоретическими аспектами страхового рынка;

     - используя методы анализа страхового  рынка, проанализировать ситуацию страхового бизнеса в России;

     - проанализировать проблемы страхового  рынка и выявить пути их  решения. 
 

 

1. Общая  характеристика страхового  рынка и методов его анализа

    Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее [17].

    Страховой рынок можно рассматривать также:

    - как форму организации денежных  отношений по формированию и  распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;

    - как совокупность страховых организаций  (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.

    Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования. В соответствии с Законом РК «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 г., № 126 - II ЗРК под страховой деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений[17].

    Специфика страхового продукта (его видимая  сторона) в том, что страховой взнос всегда меньше страховой суммы. Такое соотношение обеспечивает рыночную привлекательность страховых продуктов и соответствующий спрос на них. Видимая выгода от покупки страхового продукта налицо. Но она не означает потери продавца, так как число полисов (покупателей) обычно больше, чем число страховых случаев. В силу этого продавец (страховщик) не несет потерь, если цена страхового продукта определена правильно. Можно предположить, что страхование — это своеобразная «игра» между покупателями и продавцами страховых продуктов, т.е. страхователями и страховщиками. Суммарная величина «выигрышей» и «проигрышей» в этой игре должна быть сведена к нулю (теоретически) [17].

    Страховщиком  устанавливается определенные соотношения  между платежами страхователей и страховщика, возникающими по поводу купли-продажи страхового продукта, т.е. определяют цену страхового продукта (тариф). Уровень тарифа должен быть достаточно низок, чтобы обеспечить сбыт данного страхового продукта, но и в то же время достаточно высок, чтобы покрыть расходы страховщика на выплату возмещений и содержание аппарата, а также обеспечить необходимую прибыль. Эта противоречивая задача решается на основе использования вероятностных расчетов[17].

    Тариф, с одной стороны, заключает в  себе величину страхового риска (и следовательно, определяет его цену). С другой — представляется некоторой средней величиной. Между тем страховые события действуют «не в среднем», а избирательно, адресно. Данное противоречие решается путем соответствующей дифференциации цен страхового продукта по категориям его покупателей, с учетом их индивидуальных рисков. Другими словами, в процедуру купли-продажи страховых продуктов вводится система скидок и накидок, при которой учитываются индивидуальные особенности страхователей и которая одновременно заинтересовывает и даже вынуждает страхователя к бережному отношению к застрахованному объекту, т.е. минимизации страхового риска.

    Таким образом, стоимость и цена страхования  как количественные характеристики страхового продукта — вполне конкурентные величины. Необходимость продать страховой продукт вынуждает страховщика к совершенствованию страховых продуктов, снижению цен на них. Необходимость получить прибыль, наоборот, требует повышения цен. Отсюда страховой рынок регулируется спросом и предложением на страховые продукты, за исключением тех случаев, когда страхование объектов (субъектов) осуществляется в обязательном порядке (т.е. по закону).

    Объективной основой развития страхового рынка  является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности финансово-хозяйственной деятельности и оказание денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.

    Основаниями страхового рынка являются: свободная  рыночная экономика, многообразие форм собственности, свободное ценообразование - расчет тарифных ставок, наличие конкуренции, свобода выбора, разработка и внедрение новых видов страховых услуг и т.д.

    Обязательные  условия существования страхового рынка [20]:

    - наличие общественной потребности в страховых услугах - формирование спроса;

    - наличие страховщиков, способных  удовлетворить эту потребность,  - формирование предложения.

    В связи с этим выделяют рынок страховщика  и рынок страхователя. Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичное звено страхового рынка - страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, проявляются экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы[20].

    Кроме того, на страховом рынке также  действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании, посредники страховщика - страховые агенты и брокеры (маклеры), различные объединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д.

    Страховой рынок представляет собой сложную  развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

     Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

     В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, акционерными, частными, корпоративными, взаимными и другими страховыми компаниями [19].

     Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования. [19]

     Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, и общества взаимного страхования.

     Акционерная страховая компания — это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации. Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынках развитых стран.

Информация о работе Методы анализа страхового рынка