Методы анализа страхового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Социальная нестабильность в обществе и поиск новых идей, способст-вующих экономическим преобразованиям, подвели к необходимости разработ-ки программ социальной поддержки, ориентированных на проведение социаль-но компенсирующих мероприятий, в ходе которых в одинаковой степени учи-тывались бы интересы людей, возможности государственного финансирования и реальный уровень инфляции.
На современном этапе возрастает потребность физических лиц в обеспе-чении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связан-ных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохране-нием определенного уровня благосостояния и здоровья.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика страхового рынка и методов его анализа
2. Анализ страхового рынка в России
3. Проблемы страхового рынка в России и пути их решения
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

кур.р Страхование.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

     Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье. К уникальной форме частных страховщиков можно отнести английскую корпорацию «Ллойд», которая представляет собой не юридическое лицо, а объединение физических лиц[18].

     В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим[18].

     Общество  взаимного страхования — это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу — некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования — одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.

     Задачей исследования рынка является не только сбор данных, характеризующих его свойства, но и прогноз количества продаж на том или ином сегменте, оценка стоимости и эффективности мероприятий по выходу компании на рынок. В ходе исследования для решения этих задач страховщику необходимо определить [10]:

  • мотивацию различных групп клиентов при выборе компании и страхового продукта,
  • требования потребителей к качеству продукта в части максимальной цены, перечня покрываемых рисков и страховых сумм, дополнительных услуг, предоставляемых клиенту, а также в части качества обслуживания;
  • потенциальный платежеспособный спрос на страховые продукты (количество потенциальных клиентов и размер премии, которую они могут и хотят заплатить) в зависимости от их свойств — соотношение «цена — качество» по продуктам и потребительским группам,
  • наиболее эффективные каналы распространения информации о продукте и компании,
  • наиболее эффективные каналы сбыта страховой продукции;
  • зависимость уровня риска наступления страхового события от индивидуальных особенностей потребителя.

    К внутренним источникам маркетинговой  информации, используемой при анализе рынка, относятся:

  • отчеты и иная информация о состоянии рынков и сбыте страховых продуктов, исходящие от сетей продажи страховой продукции — сотрудников компании, агентов, а также брокеров;
  • аналитическая бухгалтерия, дающая представление о структуре издержек и цены страховой продукции, а также о ее рентабельности;
  • базы данных по клиентам компании, позволяющие прослеживать закономерности по рентабельности страховых продуктов в зависимости от индивидуальных особенностей потребителей, а также прослеживать региональный разрез эффективности сбыта и рентабельности [8];
  • данные, исходящие из служб ликвидации, занятых урегулированием убытков, которые позволяют проследить характерные особенности страховых случаев и определить их среднюю стоимость,
  • пожелания и рекламации клиентов, не довольных различными сторонами деятельности страховщика;
  • наблюдения экспертов по оценке риска (андеррайтеров);
  • оценка эффективности маркетинговых мероприятий, осуществляемая специалистами компании.

    Внешние источники информации — это 

  • собеседования или дискуссии со специально подобранными группами потребителей (фокус-группами), в ходе которых можно проводить углубленный анализ мотивации страхователей, их предпочтений и потребностей[8];
  • личные интервью с потребителями, проводимые в свободном режиме или по определенной схеме с использованием заранее подготовленных вопросов,
  • опросы более или менее широких групп фактических и потенциальных страхователей (до 50000 чел.) с использованием формализованных опросников — как правило, такие исследования осуществляются специализированными социологическими организациями[10];
  • телефонные, почтовые опросы случайных выборок потребителей или заранее определенных групп страхователей, а также опросы по компьютерной сети
  • опросы профессиональных участников рынка — страховщиков, агентов, брокеров, экспертов и др.;
  • открытые информационные базы данных по макроэкономическим показателям, а также по состоянию рынка — например, информационные базы Госкомстата РФ[10];
  • платные источники информации, базы данных различных министерств и ведомств — например, ГИБДД;
  • профессиональная статистика, в первую очередь — данные Департамента страхового надзора Минфина РФ;
  • анализ открытых печатных материалов и рекламы страховщиков.

    По  признаку «метод получения информации»  все виды маркетинговых исследований можно разделить на две основные группы:

  • опросы, связанные с выяснением отношения потребителей или действующих лиц страхового рынка к тем или иным явлениям, продуктам или их свойствам,
  • использование формализованных баз данных по макроэкономическим показателям, потреблению страховых продуктов, уровню риска и другим показателям.

    В обобщенной форме источники и  методы сбора информации, необходимой для проведения исследования рынка, представлены в табл. 1.1[6]

     Еще одним признаком классификации  методов сбора маркетинговой  информации является их разделение на качественные и количественные. Качественные методы имеют целью углубленное исследование конкретных, достаточно узких проблем — например, мотивации потребителей или эмоционального отношения к марке компании. Качественные методы применяются также для предварительной постановки задач, решаемых в ходе количественных исследований. Они, как правило, осуществляются в виде собеседований или дискуссий с узкими фокус-группами (до 30 чел.) в свободном режиме[13].

     Количественные  исследования предполагают получение  по возможности более точного  результата — цифровой оценки рынка. Это может быть, например, подсчет доли клиентов, готовых приобретать конкретный страховой продукт или определение его приемлемой стоимости. Количественные исследования должны быть достаточно точными, для этого их необходимо делать по возможности более широкими. Здесь применяются социологические опросы по репрезентативной выборке, отражающей исследуемый сегмент рынка или население в целом. Как правило, используются формализованные вопросники, предлагающие респонденту ограниченный выбор ответов. Для того, чтобы сформулировать его, могут быть задействованы качественные исследования. В то же время встречаются «открытые» исследования, в ходе которых респонденту предлагается самостоятельно сформулировать ответ [13].

Таблица 1.1 - Классификация методов сбора  информации

     
 
 
 
 
Метод сбора  информации
Опросы Анализ баз данных
Источник

информации

Внешний
  • собеседования со специально подобранными группами потребителей — фокус-группами;
  • опросы фактических и потенциальных страхователей;
  • опросы профессиональных участников рынка.
  • открытые информационные базы данных по макроэкономическим показателям,
  • платные источники информации, базы данных различных министерств и ведомств;
  • использование профессиональной статистики — данных страхового надзора;
  • открытые печатные материалы и реклама страховщиков.
Внутренний
  • рекламации клиентов,
  • опросы сотрудников компании.
  • отчеты о сбыте страховых продуктов от сетей продажи страховой продукции;
  • аналитическая бухгалтерия,
  • базы данных по клиентам компании,
  • базы данных служб ликвидации.
 

 

 

2. Анализ страхового  рынка в России

     2010 год можно рассматривать как завершающий этап трехлетней трансформации страхового рынка, инициированный значительным усилением законодательных требований к осуществлению страховой деятельности, особенно в части финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, закрепленных изменениями в Закон «Об организации страхового дела» (далее – Закон) в 2007 году и усилением страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела [28].

     Большинство законодательных инициатив, таких  как специализация отрасли, повышение ее капитализации, рост качества активов страховых организаций, введение института брокеров, успешно реализовано. Обеспечение механизма проведения некоторых законодательных инициатив, в частности, например, установления требований к аттестации актуариев и актуарному заключению, выдаче банковских гарантий, оказалось до настоящего времени непосильным для регулирующих органов, но это не снимает вопроса их актуальности и необходимости внедрения для дальнейшего повышения эффективности функционирования страхового рынка. Подписаны Президентом Федеральные законы Российской Федерации №306-ФЗ от 01.12.2010 г. «О внесении изменений в федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», №286-ФЗ от 29.12.2010 г. «О взаимном страховании» и №315-ФЗ от 01.12.2010 г. «О саморегулируемых организациях». Реализация этих инициатив в ближайшие годы, позволит расширить круг профессиональных участников страхового рынка (субъектов страхового дела) и повысит эффективность и прозрачность их взаимодействия, а также послужит развитию и усилению инструментов саморегулирования на страховом рынке[28].

     Ключевыми событиями 2010 года были, во-первых, третий и последний этап повышения требований к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций. Во-вторых, вступление в силу с 1 июля 2010 года требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщиков (утвержденных приказом Минфина России от 16.12.2008 г. №149н «Об утверждении требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика»). И, в-третьих, специализация на отрасли страхования жизни и иное страхование, чем страхование жизни (общее страхование), которая принципиально произошла, хотя Законом и предусмотрен «мягкий выход» компаний, завершающих операции по страхованию жизни, в силу их долгосрочно характера. Под влиянием перечисленных факторов в прошлом году происходило дальнейшее финансовое оздоровление страхового рынка уже в качественном отношении при сохранении роста количественных показателей. Рост номинальных показателей подкреплялся ростом реальных [27].

     Валовые показатели свидетельствуют о том, что 2010 год был удачным для  российского страхового рынка. Темп роста совокупных премий отрасли превзошел темп роста ВВП. Страховые премии по добровольным и обязательным видам страхования в 2010 году составили 763,6 млрд. руб., страховые выплаты – 473,8 млрд. руб., увеличившись на 25,1% и 34,3% соответственно по сравнению с 2009 годом.

Таблица 2.1 - Ключевые показатели рынка страхования, 2001-2010 г.

Показатель Страховые премии (млрд. руб.) Темп  роста (%) Страховые выплаты (млрд. руб.) Темп  роста (%) Коэффициент выплат
2001 год 276,6 - 171,8 - 62,1
2005 год 300,4 108,6 231,6 134,8 77,1
2006 год 432,5 143,9 284,5 122,8 65,8
2007 год 471,6 109,0 291,7 102,5 61,9
2008 год 494,7 104,9 277,8 95,2 56,1
2009 год 610,6 123,4 352,8 127,0 57,8
2010 год 763,6 125,1 473,8 134,3 62,0

     По  данным Федеральной службы страхового надзора

     Темп  роста, как и в предыдущем году, продолжает увеличиваться, как по премиям - с 23,4% до 25,1%, так и по выплатам –  с 27% до 34,3%. Тенденция опережения темпов роста премий, над выплатами не является негативной для российского  рынка, так как оно происходит за счет роста выплат по группе видов, относящихся к страхованию имущества, где коэффициент выплат и уровень убыточности в предыдущие годы находился на очень низком уровне. Единственный вид, вызывающий опасения, - это ОСАГО, где при наличии высокой убыточности в 2010 году темп роста выплат в 2 раза превысил темп роста премий. Средний темп роста премий на рынке сопоставим с темпом роста страхования имущества – локомотивом добровольных видов страхования. Размер премий по данной группе видов страхования вырос на 43 млрд. руб. или 21,8%. Более сдержано развивается личное страхование (кроме страхования жизни) – размер премий увеличился на 12,1 млрд. руб., показав 16%-ный рост. По-прежнему, наиболее существенный вклад в рост рынка вносит обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) – в 2010 году размер премий по данному виду страхования вырос на 80,8 млрд. руб., увеличившись почти на 40%. Аналогичный темп роста был зафиксирован по страхованию жизни. Устойчивый ежегодный 10%-ный рост страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) добавил 6,5 млрд. руб. к размеру премий. Темп роста страховых выплат в 2010 году превысил темп роста премий почти на 10%. При среднерыночном 34,3%-ном росте наибольший вклад опять же внесли выплаты по ОМС, увеличившись на 82 млрд. руб. или 43%, и по страхованию имущества – прирост составил 25,9 млрд. руб. или 40%. Страховые выплаты по личному страхованию (кроме страхования жизни) выросли на 6,9 млрд. руб. или 16,4%, а по ОСАГО – на 6,8 млрд. руб. или 20,4%. В структуре страховой премии по отраслям страхования в 2010 году произошли изменения, подтверждающие, что обязательные виды страхования пока развиваются более успешно и быстро на российском рынке, чем добровольные. Превалирующий рост обязательных видов страхования (за счет лидера роста ОМС), над добровольными обеспечил увеличение доли первых на 2,5 процентных пункта. Обязательное страхование заняло 47,3% совокупных страховых премий, добровольное – соответственно 52,7%. Лидирующим видом по доле премий в структуре стало ОМС, составив 37,2%, вместо страхования имущества годом ранее с долей 37,3% от совокупной страховой премии. Доля премий по страхованию жизни после снижения в 2009 году на 2,5 процентных пункта в 2010 году формально немного увеличилась, составив 2,95%, что обусловлено спецификой отражения в учете передачи портфелей по страхованию жизни в 1 полугодии 2010 года в связи со специализацией. При исключении премий/выплат при передаче портфеля, доля премий по страхованию жизни сократилась. Структура страховых выплат в 2010 году изменилась незначительно. Доля страховых выплат по ОМС снова увеличилась и составила 57,6% от совокупных выплат (годом ранее этот показатель был равен 54%), доли страховых выплат по страхованию жизни, личному страхованию (кроме страхования жизни) и ОСАГО снизились на 1 и 1,6% соответственно. В 2010 году в структуре страховых премий и выплат сохраняется дисбаланс между обязательными и добровольными видами в целом, и размером страховых премий и выплат по страхованию имущества и ОМС в частности. Если обязательные виды в структуре премий составляют чуть менее половины, то в структуре выплат их уже две трети от совокупного размера. Премии по страхованию имущества составляют около трети от совокупной премии по рынку, в то время как выплаты занимают лишь пятую часть от общего размера выплат [27].

Информация о работе Методы анализа страхового рынка