Страховой рынок Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:35, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Современные тенденции мировой экономики, постепенное вхождение Украины в систему мировых хозяйственных отношений, и связанные с этим кризисные явления обуславливают необходимость развития страхового рынка.
Без развитого страхового рынка невозможно обеспечить поступательное социально-экономическое развитие государства, безопасное функционирование субъектов хозяйствования, повышения благосостояния населения, страхование различных сфер его жизнедеятельности.

Работа содержит 1 файл

Диплоm.docx

— 281.30 Кб (Скачать)

Размещение технических страховых резервов осуществляется в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О страховании», «Правилами формирования, учета и размещения страховых резервов по видам страхования, иных, чем страхование жизни».

Осуществляя финансовую деятельность, связанную с размещением средств технических резервов и их управлением, страховщики должны придерживаться условий относительно безопасности, прибыльности, ликвидности и диверсификации.

Объемы технических резервов должны быть представлены такими категориями разрешенных активов:

- денежные средства на текущих счетах;

- банковские вклады (депозиты);

- валютные вклады согласно валюте страхования;

- недвижимое имущество;

- акции, облигации, ипотечные сертификаты;

- ценные бумаги, эмитированные государством;

- права требования к перестраховщикам;

- инвестиции в экономику Украины по направлениям, определенными Кабинетом Министров Украины;

- банковские металлы;

- наличность в кассе в объемах остатков кассы, установленных Национальным банком Украины.

Если средства технических резервов представлены правами требования к перестраховщикам-нерезидентам из стран-членов Единого экономического пространства и рейтинг финансовой надежности таких перестраховщиков не ниже: “B” (A.M. Best, США), “Ba” (Moody’s Investors Service, США), “BB” (Standard & Poor’s, США), “BB” (Fitch Ratings, Великобритания), и (или) к перестраховщикам-нерезидентам из других стран, чем стран-членов Единого экономического пространства и рейтинг финансовой надежности таких перестраховщиков не ниже: “B+” (A.M. Best, США), “Baa” (Moody’s Investors Service, США), “BBB” (Standard & Poor’s, США), “BBB” (Fitch Ratings, Великобритания), то не менее 50%  средств технических резервов должны быть размещены на территории Украины. В другом случае средства технических резервов должны быть размещены на территории Украины в размере не менее 90% общего размера технических резервов [5].

Общая сумма активов, которыми представлены технические резервы в 2009 году составила 79978,9 млн. грн. (по сравнению с 2008 годом -23,6%) (см. табл. 2.12.).

В структуре активов, определенных ст. 31 Закона Украины «О страховании», для предоставления технических резервов на 1,8% увеличилась сумма активов (до 197,9 млн. грн.), представленная ценными бумагами, которые эмитируются государством.

 

 

Таблица 2.12.

Структура технических резервов

 

Технические резервы

млн. грн.

Структура активов, %

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2005

2006

2007

2008

2009

Общая сумма активов, которыми представлены резервы по страхованию жизни, в  том числе:

 

 

4288

 

 

5596,6

 

 

7606,6

 

 

10446,9

 

 

7978,9

 

 

100

 

 

100

 

 

100

 

 

100

 

 

100

1) денежные средства на текущих  счетах и наличность в кассе

 

373,3

 

462,5

 

886,7

 

1205,8

 

994,6

 

8,7

 

8,3

 

11,7

 

11,5

 

12,5

2) банковские вклады (депозиты)

2021,9

2548,3

3661,3

3766,1

2790,0

47,2

45,5

48

36

35

3) недвижимое имущество

227,6

323,7

518,8

810,0

595,7

5,3

5,8

6,8

7,8

7,5

4) права требования к перестраховщикам

1010,1

1130,1

1570,8

2447,3

1902,0

23,6

20,2

20,7

23,4

23,8

5) инвестиции в экономику Украины  по направлениям, которые определены  Кабинетом Министров Украины

 

 

5,6

 

 

4,5

 

 

48,4

 

 

44,3

 

 

44,3

 

 

0,1

 

 

0,1

 

 

0,6

 

 

0,4

 

 

0,6

6) Другие активы (банковские металлы и кредиты страхователям)

 

33,9

 

36,4

 

49,3

 

60,5

 

54,1

 

0,8

 

0,7

 

0,6

 

0,6

 

0,7

7) Ценные бумаги, в том числе:

615,6

1091,2

871,4

2112,9

1598,3

14,4

19,5

11,5

20,3

20,1

7.1.) акции

436,2

811,3

721,0

1867,4

1297,9

10,2

14,5

9,5

17,9

16,3

7.2.) облигации

92,6

144,9

62,9

177,1

102,5

2,2

2,6

0,8

1,7

1,3

7.3.) ипотечные сертификаты

7,6

1,6

0,0

0,3

0,0

0,2

0,0

0,0

0,0

0,0

7.4.) ценные бумаги, эмитированные государством

79,2

133,4

87,5

68,1

197,9

1,8

2,4

1,2

0,7

2,5


Источник: составлена автором по материалам [49].

Преобладающая сумма средств представлена банковскими вкладами (депозитами). В 2005 году сумма средств на депозитных счетах в банках составляла 47,2%, в 2006 году – 45,5%, в 2007 году – 48%, в 2008 году – 36%, и в 2009 году – 35%.

Выбор направлений для инвестирования несколько отличается от подхода их иностранных коллег. В частности, в мировой практике активы институциональных инвесторов лишь на 4-7% формируются за счет банковских инструментов, тогда как основная часть средств инвестируется в акции (около 60%) и долговые ценные бумаги (около 25%) [39].

Подводя итоги проведенного анализа рынка страхования “non-life” составим его SWOT-анализ (см. Приложение Г).

В Украине все еще наблюдается неудовлетворенный спрос на страховые услуги, что способствует развитию и возникновению новых страховых продуктов.

Неразвитость финансового рынка и несовершенное страховое законодательство, в частности в области инвестирования средств технических резервов, сдерживают развитие эффективной деятельности страховых организаций [45].

Повышение уровня инфляции ухудшит без того сложную экономическую ситуацию в Украине, и будет способствовать уходу инвесторов, в частности со страхового рынка.

Вступление Украины в Европейское Сообщество позволит усовершенствовать страховое законодательство и перейти на европейские стандарты финансовой отчетности. 

Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг до 2011 года планирует внедрить общую программу перехода страхового рынка на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). По мнению экспертов рынка, переход страхового рынка Украины на МСФО даст реальное понимание финансового состояния страховых компаний, что будет способствовать как защите интересов страхователей, так и развитию рынка в целом [41].

 

Выводы ко второму разделу.

Развитие страхового рынка Украины можно условно поделить на следующие этапы: 1. (1990-1995 гг.) – период становления и принятия первых законодательных актов по регулированию деятельности на страховом рынке; 2. (1996-2002 гг.) – принятие в 1996 году закона Украины «О страховании», согласно которому в стране начался процесс упорядочения, регламентации и государственного надзора за страховой деятельностью; 3. (2002-до сих пор) – образование в 2002 году Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг.

По результатам проведенного анализа рынка страхования жизни за 2005-2009 гг. можно сказать о его стремительном развитии:

- доля СК “life” в общем количестве страховщиков постоянно растет;

- наблюдается рост страховых премий и, следовательно, рост доли данного показателя в ВВП;

- объем страховых резервов достиг 1789,2 млн. грн.

Фактически на рынке страхования жизни основную долю валовых страховых премий – 95,2% – аккумулируют 20 страховых компаний.

На рынке страхования “non-life” наблюдается рост количества страховых компаний, однако он уступает по темпам прироста рынку страхования жизни. За 2005-2009 гг. валовые страховые премии увеличились на 7082,5 млн. грн., и в 2009 году составили 19614,7 млн. грн. (или 96% от общей суммы страховых премий). Уровень страховых выплат по результатам 2009 года достиг 34%. Величина технических резервов в 2009 году составила 8352,1 млн. грн.

Фактически на страховом рынке “non-life” основную долю валовых страховых премий – 90,3 – аккумулируют 100 страховых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ

 

3.1. Зарубежный опыт развития страхового рынка

 

В развитых странах страхование является одним из важнейших секторов национальной экономики. Общий объем поступлений в бюджеты этих стран в области сопоставим с объемом соответствующих поступлений от банковской системы. Аккумулированные через страхование денежные средства являются источником крупных инвестиций и используются для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Большинство банков, оперирующих краткосрочными вкладами, таких возможностей не имеют, поэтому постепенно страховые компании начинают доминировать на мировых и национальных рынках капиталов. Поскольку приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов, это дает возможность страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения, прежде всего в облигации промышленных корпораций, акции предприятий и закладные под недвижимость. Благодаря огромным инвестиционным ресурсам страховые компании превращаются в центры финансового влияния на промышленные корпорации [24].

Общепринятым в мировой страховой практике является разделение страхования на “life insurance” (страхование жизни) и “non-life (general) insurance” (общие виды). Международные статистические данные свидетельствуют о том, что доминирующим является личное страхование, которое разделяется на страхование жизни, страхование аннуитетов (ренты), страхование пенсий, страхование от несчастных случаев. Особой популярностью в большинстве стран с рыночной экономикой пользуется медицинское страхование. Медицинские услуги предоставляются в обязательной и добровольной форме, выбор которой зависит от следующих факторов: культурно-исторических, социально-экономических, демографических условий, уровня заболеваемости и других факторов, характеризующих общее состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания в той или иной стране. 

Пенсионное обеспечение в большинстве стран мира осуществляется за счет государственных пенсионных систем, негосударственными пенсионными фондами, страховыми компаниями и другими финансовыми организациями. Значительная доля населения стран с рыночной экономикой предпочитает в системе пенсионного обеспечения услуги частных страховых компаний, которые активно и успешно конкурируют с другими институтами этого рынка. Скажем, во Франции и Великобритании успехи страхового бизнеса в этой сфере настолько убедительны, что правительства этих стран оказали влиятельным страховым компаниям официальные разрешения на право продажи и управления пенсионными средствами [71].

Зарубежный опыт доказывает необходимость применения имущественного страхования, обеспечивающего минимизацию широкого круга рисков, и страхование ответственности. В большинстве стран мира осуществляется, как правило, обязательное страхование владельцев ряда источников повышенной опасности и профессиональной ответственности определенных категорий специалистов. В основу всех видов страхования ответственности положены нормы национальных законодательств и международного права. Уровень развития страхования ответственности прямо зависит от развития национальных экономик и совершенства правовых институтов.

Законодательство большинства стран с рыночной экономикой предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Зарубежная практика осуществления страхования от несчастных случаев на транспорте свидетельствует о применении, как правило, принципа именно страхования ответственности. В условиях усиления предпринимательских рисков достаточного распространения в странах с рыночной экономикой получили такие виды страхования, как страхование ответственности работодателя за вред, причиненный жизни, здоровью работника; страхование профессиональной ответственности; страхование ответственности производителя за качество продукции, практика осуществления которых должна учитываться при внедрении указанных видов в Украине [24]. 

Опыт зарубежных стран показывает, что дифференциация рисков обеспечивает более стабильную рыночную позицию страховщика за счет комбинирования рисков и стимулирования страхователей к заключению комплексных договоров за счет некоторого снижения тарифов. Соответственно, при этом тариф может быть ниже, чем при заключении нескольких договоров по одному риску каждый. При заключении этого договора экономятся и расходы населения на ведение дела, т.е. это взаимовыгодно. Вместе с тем зарубежный опыт подтверждает, что реальную возможность уменьшения цены на страховые услуги дает участие страховщика в коммерческой деятельности, основанную на характере кругооборота средств в процессе страхования, поскольку от момента поступления платежей страхователей на счет страховщика до их выплаты, как страхового возмещения, проходит определенное время, которое определяется сроком действия договора.

В развитых странах большое внимание уделяется страховому маркетингу, который включает: изучение рынка с целью определения страховых потребностей; формирование страховых услуг, определение цены на страховую услугу (страхового тарифа) по каждому виду страхования; разъяснительную работу по действующим договорам и видам страхования; рекламу новых услуг, выбор конкретных страхователей и организация их обслуживания. 

Маркетинг рассматривается как один из методов коммерческой деятельности страховых компаний и исследования рынка страховых услуг. По сути, службы маркетинга создаются прежде всего для гибкого приспособления функциональной деятельности страховых компаний к изменениям экономической ситуации и конъюнктуры рынка. Вместе с другими службами отделы маркетинга создают единый механизм управления процессами, направленными на удовлетворение спроса страхового рынка и получения прибыли от страховых операций [24, 44].

Современный этап развития мировой экономики и международных отношений характеризуется усилением интеграционных процессов, приводящих к формированию общих стандартов и в области страхования. Функционирование страховых систем стран Европы характеризуется постоянным взаимосвязью и взаимодействием [44].

Страхование в США получило достаточно важное развитие, что связано с необходимостью снижения экономических рисков благодаря зависимости производства от различных факторов и возникновению стихийных бедствий. Страхование осуществляют частные страховые компании, страховые кооперативы, правительство. Вместе с тем, в США не существует единой для государства системы страхования. Каждый штат имеет собственное страховое законодательство, которое возлагает полномочия по регулированию страховой деятельности на специальные органы. В большинстве штатов они напрямую подчиняются губернатору и фактически являются министерствами, возглавляемые назначаемым на этот пост комиссаром. Только в некоторых штатах эти подразделения возглавляет выборное лицо, и они подчиняются губернатору. Страховые органы штатов имеют в своей структуре отделы по лицензированию страховых агентов, лицензированию и проверке страховых компаний, полисам страхования жизни, полисам имущества и страховым ставкам, юридическим вопросам и т.д. Страховой комиссар обладает широкими полномочиями по всем вопросам регулирования страхового бизнеса, но должен следовать административным нормам, принятым в данном штате. При этом страховые организации имеют широкие полномочия в разработке собственной страховой политики, определены размеры платежей, практика их отчислений для возмещения убытков, что является специфической особенностью американского страхового рынка [56].

Информация о работе Страховой рынок Украины