Борьба с преступностью и терроризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Преступность стала сегодня одной из самых серьезных проблем в мире. Она создает угрозу для развития и безопасности государств. Многочисленные преступные группировки осуществляют свою деятельность на международном уровне, и рассматривают государственные границы не как барьеры, а как коммерческие возможности. Поэтому предупреждение преступности является первоочередной задачей государств. Это нашло свое отражение в сплочении в рамках ООН ее специализированных учреждений, в международных неправительственных организаций, усилий, политической воли и ресурсов государств для совместной борьбы с транснациональной преступностью, особенно с таким ее видом, как, экономическая преступность.
Цель работы - рассмотрение и раскрытие вопроса о международном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью и терроризмом.

Работа содержит 1 файл

Содержание - копия.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

    Комитет оказывал помощь ЭКОСОС в координации  деятельности органов ООН по вопросам борьбы с преступностью, подготавливал  программы сотрудничества в данной области, содействовал обмену опытом между государствами и т. п.

    Решением  Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 г. Комитет прекратил свое существование, и вместо него была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС. Это было сделано в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Декларации принципов и программе действий Программы ООН по предупреждению преступности (приняты на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Комиссия состоит из представителей 40 государств-членов, избираемых ЭКОСОС на 3 года. 
Комиссия предназначена стать центральным звеном системы органов ООН, занимающихся вопросами сотрудничества по борьбе с преступностью. Среди ее функций — разработка руководящих принципов ООН в данной сфере, контроль и обзор хода осуществления программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, содействие и помощь в координировании мероприятий региональных и межрегиональных институтов. На первой сессии (Вена, апрель 1992 г.) Комиссия определила приоритетные направления своей деятельности. Среди них — организованная и экономическая преступность, включая отмывание денег, защиту окружающей среды уголовно-правовыми средствами и др. 
В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятым в 1950 году, каждые пять лет проводятся Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы представляют собой универсальный форум, на котором подводятся итоги сотрудничества в данной области за истекшие пять лет и принимаются решения относительно конкретных действий и основных направлений.

    С 1955 года было проведено 8 таких конгрессов. Восьмой состоялся в Гаване с 27 августа по 7 сентября 1990 г. Его созыву предшествовали 5 региональных подготовительных совещаний (в Бангкоке, Хельсинки, Сан-Хосе, Каире и Аддис-Абебе). Кроме того, в Вене было проведено 5 межрегиональных совещаний по подготовке Конгресса. В его работе приняли участие представители 127 государств.

    Конгресс  принял свыше 50 документов по следующим пяти темам его повестки дня: предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития; политика в области уголовного правосудия в связи с проблемами, касающимися тюремного заключения, других уголовно-правовых санкций и альтернативных мер; национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической деятельностью; предупреждение преступности несовершеннолетних, правосудие в отношении таких лиц; нормо-творчество и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности, а также уголовного правосудия6.

    Значительное место в работе Конгресса заняло обсуждение таких вопросов, как борьба с организованной преступностью, отмена смертной казни, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, коррупция в сфере государственного управления, преступления, связанные с применением компьютеров, и т. п.

    Решением  Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. создан также институт национальных корреспондентов. Государствам было предложено назначить по одному или по несколько представителей, имеющих квалификацию или опыт профессионалов, либо научных экспертов в области предупреждения преступности и обращения с преступниками для работы в качестве индивидуальных корреспондентов при Социальном департаменте ООН. Замысел заключался в том, чтобы привлекать этих экспертов к подготовке Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также к участию в совещаниях экспертов консультативных групп по борьбе с преступностью. 
В последнее время в связи с проводимым Секретариатом ООН обновлением списка национальных корреспондентов были уточнены их функции. Среди них: информирование Секретариата ООН о событиях в их странах, касающихся предупреждения преступности и борьбы с ней, путем представления документации, в частности текстов законодательных актов, статистических данных, научных докладов и исследований; оказание Секретариату содействия в сборе такой информации, которая может потребоваться для исследований; содействие распространению информации ООН в данной области, которая может представить интерес для государств-членов и может быть использована ими7.

    В деятельности ООН в данной области  значительная роль отведена созданному в рамках Секретариата ООН Центру по социальному развитию и гуманитарным вопросам, при нем существует Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Центр является по существу головным подразделением системы ООН, обладающим профессиональным и техническим опытом в вопросах предупреждения преступности, уголовного правосудия, а также в области криминологии. Одновременно Отдел по предупреждению преступности выполняет функции секретариата конгрессов и Комиссии по предупреждению преступности. 
Широкую известность получили и многие другие органы, деятельность которых не связана непосредственно с ООН. Среди них — Международная организация уголовной полиции (Интерпол), созданная в 1923 году8. Интерпол состоит из представителей национальных полицейских учреждений и имеет целью способствовать установлению взаимных деловых контактов между полицейскими органами и объединению усилий всех национальных правоохранительных органов, призванных вести борьбу с уголовными преступлениями. Интерпол ведет картотеку многих тысяч преступников и наиболее опасных преступлений и положительно себя зарекомендовал в раскрытии и обезвреживании многих преступлений. 
СССР стал членом Интерпола в 1990 году, и Россия продолжает сотрудничать с этой организацией.

    Система международных органов по борьбе с преступностью, равно как и  с отдельными ее видами, созданная в рамках ООН, а также других межправительственных и неправительственных организаций универсального и регионального характера, является важным дополнением к обязательствам, взятым на себя государствами как по многосторонним, так и по двусторонним соглашениям, имеющим целью исключить преступность из жизни мирового сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Терроризм на современном этапе

     1.1 Борьба с международным терроризмом

     Одним из самых серьезных преступлений международного характера является международный терроризм (от лат. terror – страх, ужас), который характеризуется следующими особенностями:

     а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;

     б) совершив преступление на территории одного государства, 
террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

    Международный терроризм  зародился в конце 1960-х годов и получил развитие к концу XX — началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, дестабилизация, которые должны побудить правительство к изменению политики. Один из крупнейших современных исследователей терроризма Брайан Дженкинс считает международный терроризм новым типом конфликта9.

    К началу 1990-х годов в мире действовало  около 500 террористических организаций. За одно десятилетие они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тысяч человек и пострадало более 11 тысяч человек.

     Международное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом началось в период существования Лиги Наций. В 1937 г. была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, в которой терроризм определяется путем перечисления деяний, подлежащих наказанию: покушение на жизнь глав государств, диверсии, подстрекательство к террористическим актам и др. Конвенция в силу не вступила. После Второй мировой войны проблемой борьбы с терроризмом занимается ООН. Так, 14 декабря 1973 г. была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. К лицам, упоминающимся в Конвенции, относятся: главы государств, министры иностранных дел (во время нахождения их в иностранном государстве), представители международных организаций, дипломатические агенты. Преступными являются следующие деяния: преднамеренное убийство, похищение или другое нападение на лицо, пользующееся международной защитой; насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица; угроза любого такого нападения; соучастие в таком нападении. В национальном законодательстве за такие преступления должно быть установлено наказание как за тяжкие преступления. Преступность террористических актов в отношении этих лиц заключается в том, что такие действия создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.

     Конвенция содержит нормы, регламентирующие действия государств по установлению юрисдикции и применению надлежащих мер по обеспечению  уголовного преследования. Юрисдикция государства в отношении указанного преступления осуществляется в случаях, когда:

-преступление совершено на территории этого государства;

-предполагаемый преступник является гражданином этого государства;

-преступление совершено против лица, выполняющего официальные функции от имени этого государства.

     Государства – участники Конвенции взяли  на себя обязательство сотрудничать в предотвращении преступлений и  оказывать помощь и содействие в  расследовании преступлений и наказании  преступников.

     Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом 1976 г., которая регламентирует две категории правонарушений:

     а) деяния, которые государства признают преступными в силу своего участия в Конвенции (незаконный захват воздушных судов; покушение на жизнь и свободу лиц, имеющих право на международную защиту; взятие заложников и произвольное лишение свободы и др.);

     б) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств (акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу отдельных лиц; серьезные действия против имущества и создающие общую угрозу для людей)10.

     В рамках принимаемых мировым сообществом  мер по пресечению международного терроризма обозначенный в Римском статуте 1998 г. состав военных преступлений и преступлений против человечности покрывает собой преступное деяние международного терроризма. В этом плане можно говорить о том, что международный терроризм как преступление, затрагивающее все мировое сообщество в целом, подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.

    Примером успешной борьбы с терроризмом является убийство Усама бен Ладена.

    2 мая. «Террорист № 1», глава «Аль-Каиды», вдохновитель атаки 11 сентября 2001 года Усама бен Ладен был убит на вилле в Пакистане неподалеку от Исламабада в результате операции, проведенной морскими пехотинцами США..

    Лидеры "восьмерки" приветствовали уничтожение Усамы бен Ладена и намерены продолжить бороться с террористами, действующими с территорий Пакистана, Йемена и Сомали.

    "Борьба  с терроризмом остается одним  из наших приоритетов", - говорится  в декларации, принятой по итогам  саммита G8 в Довиле.

    "Хотя  смерть Усамы бен Ладена - значительный  шаг в этой борьбе, мы по-прежнему  обеспокоены сохраняющейся угрозой со стороны террористических групп, равно как и их растущим присутствием в Пакистане, Йемене, Сомали и регионе Сахель", - говорится в документе11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Война против терроризма

    Война против терроризма — общеупотребимый термин, используемый в политике. В XXI в. наиболее известен после событий 11 сентября 2001 года и реакции на них президента США Джорджа Буша младшего.

    Термин  «война против терроризма» («война с  терроризмом») первые использован в  западной прессе в конце XIX в. для обозначения усилий правительств Российской Империи и стран Европы по борьбе с атаками анархистов против международных политических лидеров. В частности, использован в статье The New York Times от 2 апреля 1881 г. Многие анархисты сами называли себя в ту пору террористами, и это слово не несло нынешней отрицательной моральной окраски.

    В следующий раз внимание общественности к этому термину было приковано  во время борьбы британских колонизаторов с атаками еврейских террористических организаций в Палестине в1940-х. Именно этот термин использовался британскими властями при объявлении о борьбе с организациями ИргунЛехи и сочувствующими им.

    Фраза также часто использовалась президентом  США Рональдом Рейганом.

    Термин  «война против терроризма» был воскрешен после террористических нападений 11 сентября 2001 года. 11 сентября 2001 г. в 20:30, как сообщали средства массовой информации, в третьем своем заявлении по поводу произошедших событий (в кратком телеобращении к нации из Овального кабинета), Джордж Буш младший заявил: «…и мы выиграем войну против терроризма»12. В дальнейшем этот термин стал употребляться всё чаще.

Информация о работе Борьба с преступностью и терроризмом