Дипломатия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Диплома́тия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Содержание

1.История развития дипломатии, характеристика источников дипломатического права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
2. Международно - правовое регулирование дипломатических отношений 12
3. Правовое положение международных представительств в РФ .. . . . . . . . 14
4. Правовое положение представительства МИД РФ в Республике Башкортостан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .20

Работа содержит 1 файл

Диплома́тия.docx

— 57.69 Кб (Скачать)

Некоторые германские дипломаты, в частности  имевший в свое время большое  влияние в германском министерстве иностранных дел Фридрих Гольштейн, были твердо убеждены, что Англия не может ни в коем случае преодолеть своих противоречий с Францией и  Россией. На основе франко-английского и русско-английского соглашений дипломатии Англии удалось создать единый    фронт Англии, Франции и России против Германии во ВРЕМЯ первой мировой войны. Это сильное орудие государственной политики сослужило Англии большую службу.

 Комиссия международного права ООН на своей первой сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих кодификации, назвала вопросы дипломатических и консульских сношений. В 1958 г. был составлен проект конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, который лег в основу Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., принятой в Вене, а в 1961 г.-  проект конвенции о консульских сношениях и иммунитетах, который лег в основу конвенции, сформулированной на конференции в Вене в 1963 г. Далее комиссия международного права ООН рекомендовала международному сообществу Конвенцию о правовом положении специальных миссий и Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которые были приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг. Следует отметить также Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.  
Конвенциями универсального характера, оказывающими влияние на договорную практику государства по этому вопросу, являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. 
К действующим многосторонним конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической и консульской деятельности, кроме Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., прежде всего, относятся: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., регламенты международных встреч и конференций. В качестве примера конвенции регионального характера можно привести конвенции о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ 1985 г. [9].  
Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего,  в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций.  
В настоящее время Венская конвенция является основным международным правовым документом, определяющим статус и функции дипломатического представительства при главаре государств. Конвенция состоит из преамбулы и 53 статей.  
Преамбула  конвенции констатирует, что конвенция способствует развитию дружеских отношений между государствами независимо от различий в их государственном и общественном строе, то есть  формулирует принцип мирного сосуществования. Далее в преамбуле специально подчеркивается соответствие данной конвенции целям и принципам Устава ООН в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами. Наконец, преамбула утверждает теорию функциональной необходимости привилегий и иммунитетов, поскольку здесь прямо говорится, что они предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций. 
Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках и Гаванская конвенция о дипломатическом убежище 1928 г., а также Конвенция о дипломатических чиновниках от 20 февраля 1928 г. отражает обычаи и практику многих государств, содержит, как говорится в преамбуле, "принципы, в общем принятые всеми нациями". 
Участниками Конвенции на 1988 г. являлись следующие государства: Бразилия (1929), Мексика (1929), Панама (1929), Никарагуа (1930), Венесуэла (1932), Доминиканская Республика (1932-с оговорками), Коста-Рика (1933), Куба (1933), Уругвай (1933), Колумбия (1936), Эквадор (1936), Чили (1939-с оговорками), Гаити (1941), Перу (1941), Сальвадор (1956). Особенность действия этой конвенции  заключается в том, что многие латиноамериканские государства - участники данной конвенции являются одновременно участниками общей конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, выработанной в Вене в 1961 г.  
Следует  отметить, что ряд положений этих конвенций аналогичны, ряд положений дополняют друг друга, а несколько положений отличаются друг от друга.   
Многосторонние соглашения о режиме дипломатической деятельности основываются на общепризнанных принципах современного международного права: суверенное равенство, уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела, взаимность и ответственность за нарушение международного права. 
В заключении хотелось бы отметить, что особенностью  современных международных отношений является   взаимозависимость государств перед лицом глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество и от решения которых зависит его выживание. Их решение возможно только на путях взаимной безопасности, на путях сотрудничества государств. Решать общечеловеческие глобальные проблемы силами одного государства или группы государств невозможно. Необходимо сотрудничество в общемировом масштабе, тесное конструктивное взаимодействие большинства стран. Сотрудничество на основе полного равноправия, уважения суверенитета каждого, на основе добросовестного выполнения принятых обязательств, норм международного права - таково категорическое требование времени, в котором мы живем.

Российская  Федерация является участницей Венских  конвенций 1961 и 1975 годов., также в России действует Консульский Устав - свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В РФ действует К. у. бывшего СССР, утвержденный 25 июня 1976 г.

Имеются также внутригосударственные нормативные акты, такие как Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ», Указ Президента РФ от 14 марта 1995 г., утвердивший Положение о посольстве РФ. Конституция Российской Федерации; Положение о Министерстве иностранных дел РФ; Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (утв. Приказом МИД РФ от 11 марта 2002 г. N 2792); Федеральный закон РФ от 04.02.1999 г. "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ"; Тарифы сборов за услуги, оказываемые МИД РФ и представительствами МИД РФ на территории РФ (утв. Приказом МИД РФ от 12.12.2005 г. № 19640); Инструкция о работе с обращениями граждан и приеме посетителей в Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (утв. Приказом МИД РФ от 26 июля 2004 г. N 10986);  
 Положение о регистрации в Министерстве иностранных дел Российской Федерации организаций в целях оказания им консульских услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 г. № 1142).

2. Международно - правовое регулирование дипломатических отношений.

Особого внимания в этом вопросе заслуживает  
 Венская конвенция о дипломатических сношениях — один из основных 
нормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года.[11] В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

Согласно  ст. 51 Конвенции, она вступала в силу на тридцатый день после сдачи  на хранение двадцать второй ратифицированной грамоты или акта о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Это произошло 24 апреля 1964 г. Конвенция состоит из 53 статей и включает также два факультативных протокола: о приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом. На 2010 год в ней участвуют 186 государств,[12] в факультативном протоколе о приобретении гражданства участвуют 51 государство,[3] об обязательном разрешении споров — 66 государств.[13]

Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст. 48 и 50, в которых идёт речь об ограничениях для ряда стран быть участниками Конвенции, отметив их дискриминационный характер.[5] Согласно статье 48 Конвенции, её участниками могут быть только государства-члены ООН или специализированных учреждений, государства-участники Статута Международного Суда, а также другие государства, которые были приглашены Генассамблеей ООН стать участниками Конвенции. В результате, от участия в конференции, на которой была выработана Конвенция, были отстранены ряд социалистических стран — ГДРМНРКНДР и ДРВ.[14]

14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия — участница). В Конвенции подчеркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несет ответственность посылающее государство.  

Конвенции о специальных миссиях 1969 года, в которой зафиксированы международные обычаи, сложившиеся в данной области. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым одним государством в другое с согласия последнего для рассмотрения определенных вопросов или выполнения определенной задачи. Однако ст. 6 Конвенции несколько расширяет сферу ее действия, распространяя ее нормы и на специальные миссии, которые могут быть направлены в какое-либо государство двумя или несколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего общий интерес.

В ст. 21 Конвенции предусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, а также глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем государстве или третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом. Практически конвенция оставляет регулирование международных отношений, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составе специальных миссий, за международным обычаем.

21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусматриваемых в особых приложениях, разрабатываемых самими этими учреждениями с целью отражения их специфики.

3. Правовое положение международных представительств в РФ.

 Зарубежные органы внешних сношений — это те органы, которые осуществляют свою деятельность за рубежом; их принято делить на постоянные и временные. К постоянным относятся дипломатические представительства государств (посольства или миссии), консульские представительства, представительства при международных организациях; к временным — специальные миссии и делегации на международных конференциях.

Наиболее  важным зарубежным органом внешних  сношений является дипломатическое  представительство государств (посольство), функции и деятельность которого регулируются Венской конвенцией о  дипломатических сношениях 1961 г. Основными  функциями посольства являются: представительство  своего государства; защита интересов  своего государства и граждан; ведение  переговоров с правительством государства  пребывания; выяснение всеми законными  средствами условий и событий  в государстве пребывания и сообщение  о них своему правительству; поощрение  дружественных отношений между  своим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений  в области экономики, культуры, науки  и др. (ст.3, п.1).

Дипломатическое представительство может возглавлять  Чрезвычайный и полномочный посол, Чрезвычайный и полномочный посланник, поверенный в делах. Глава дипломатического представительства назначается, как  правило, главой государства. Его назначение обусловлено получением агремана от страны пребывания. Агреман — это согласие государства принять конкретное лицо другого государства в качестве главы дипломатического представительства. Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом (или нескольких) государстве, если нет возражений со стороны какого-либо принимающего государства (кумуляция, совмещение).

Глава дипломатического представительства  является высшим представителем для  граждан и юридических лиц  своего государства в стране пребывания. Он приступает к исполнению своих  обязанностей, как правило, после  вручения им верительной грамоты, т.е. документа, удостоверяющего его  личность и статус; она подписывается  главой государства и в ней  содержится просьба к главе принимающего государства “верить” обладателю верительной грамоты как лицу, представляющему главу другого  государства. Совокупность глав дипломатических  представительств в одном государстве  называют дипломатическим корпусом.

Дипломатическое представительство состоит из главы  представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала. Членами дипломатического представительства могут быть только граждане своего государства. Граждане страны пребывания могут входить  в состав обслуживающего персонала  только с согласия их страны.

Представительства государств при международных организациях создаются, прежде всего, при Организации  Объединенных Наций, при ее специализированных учреждениях, при региональных организациях и др. Функции таких представительств состоят в следующем: обеспечение  представительства посылающего  государства и охрана его интересов; поддержание связей с международной  организацией; сообщение  своему  правительству  информации  о  ее  деятельности. Привилегии и иммунитеты представительств государств при ООН  в основном сходны с дипломатическими с учетом специфики представительства. По Конвенции 1975 г., “О представительстве  государств в их отношениях с международными организациями универсального характера”  правовой  статус  представительств  и  персонала  аналогичен предусмотренному Венской конвенцией 1961 г. “О дипломатических  сношениях”. В Конвенции 1975 г. определяется также правовой статус делегаций  в органах международных организаций  и на международных конференциях: неприкосновенность жилых помещений, членов делегации, свобода сношений со своим государством и др.

Информация о работе Дипломатия