Характер международной правосубъектности Святого Престола (Ватикана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:45, доклад

Описание работы

Возможно, проблема правового статуса Святого Престола никогда не возникла бы, если бы он сохранил до сегодняшнего дня внешние атрибуты государственности, знакомые современному обществу. До 1870 г. Святой Престол ими владел, являясь сувереном в лице Папы Римского так называемой Папской области — нескольких разрозненных территорий в пределах современной центральной Италии со своим населением, администрацией, законодательством.

Работа содержит 1 файл

мпп доклад.doc

— 43.50 Кб (Скачать)

Выполнила студентка 301 группы 
Демичева Вера

 

Доклад на тему:  «Характер международной правосубъектности Святого Престола (Ватикана)»

 

Вопрос о международной  правосубъектности Святого Престола имеет определенную специфику. Его  относят к субъектам международного права особого рода.

Возможно, проблема правового статуса  Святого Престола никогда не возникла бы, если бы он сохранил до сегодняшнего дня внешние атрибуты государственности, знакомые современному обществу. До 1870 г. Святой Престол ими владел, являясь сувереном в лице Папы Римского так называемой Папской области — нескольких разрозненных территорий в пределах современной центральной Италии со своим населением, администрацией, законодательством.

На протяжении столетий Папа Римский  воспринимался не только как глава Костела, но и как территориальный правитель. Это считалось вполне естественным, принимая во внимание роль христианства в истории западной цивилизации.

Сохранись Папская область до настоящего времени, международно-правовой статус Святого Престола в лице Папы Римского, вероятно, не вызывал бы сомнений — он бы считался таким же главой государства, как и любой другой государственный лидер.

Суверенитет — часто используемый как синоним независимости —  в общественном сознании ассоциируется  с государством, в связи с чем, по общему представлению, считается присущим исключительно государству или, по крайней мере, всегда подразумевает контекст государственности. Однако история Святого Престола свидетельствует, что это не так.

Святой Престол — и в этом заключается его уникальность как субъекта международного права — является единственным носителем духовного суверенитета. Территориальный суверенитет Святому Престолу также не чужд, свидетельством тому — история Папской области. Однако территориальный суверенитет Святого Престола отличается от территориального суверенитета государств. В то время как в государстве земля наделяет ее обитателей суверенитетом, территориальные владения Святого Престола, наоборот, воспринимают суверенитет от последнего.

Поскольку суверенитет Святого Престола имеет духовное происхождение, природа правосубъектности Святого Престола, в том числе ее международный характер, также имеет теологическое толкование.

Юридическим объяснением  суверенитета Святого Престола служит концепция societas iuridice perfecta, согласно которой Костел является «юридически идеальным обществом». В соответствии с данной концепцией Костел представляет собой организацию, способную самостоятельно обеспечивать себя и имеющую для этого все необходимые средства и ресурсы, — идеальное общество. В этом качестве Костел является самодостаточным автономным организмом. С точки зрения международного публичного права, это означает, что Святому Престолу не требуется какая-либо дополнительная организация, например в форме государства, для осуществления своей духовной миссии.

На практике это выражается не только в активной пасторской деятельности РКЦ, отстаивании своего суверенитета в отношениях с внешним миром, но и в демонстративном дистанцировании  Святого Престола от любых политических течений и союзов. Святой Престол целенаправленно избегает ассоциирования с политическим истеблишментом и межгосударственной политикой в целом. Святой Престол осознанно и целенаправленно выступает против любых действий, прямо или косвенно ограничивающих или ставящих под сомнение его суверенитет.

Международная правосубъектность Святого Престола схожа с правосубъектностью государств, но не идентична ей. Святой Престол обладает всеми базовыми, самыми древними, правами суверенного международного актора, которые сегодня считаются классическими атрибутами государственного суверенитета. Однако в случае со Святым Престолом эти права, эволюционировавшие по отличному от общей исторической тенденции пути, имеют свою уникальную специфику, проявившуюся в практике их применения.

Наличие у Святого Престола исторически признанного суверенитета дает ему как полноправному субъекту международного права и международных отношений право подписывать на равной основе с государствами международные договоры и присоединяться к ним.

Святой Престол является участником многих многосторонних международных договоров, в том числе Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, Конвенции 1951 г. о статусе беженцев, Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенции 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и многих других

Кроме того, Святой Престол как верховный орган РКЦ заключает особый вид договора - конкордат, являющийся соглашением между РКЦ и светской властью определенного государства о статусе первой на территории последнего.

Как и государства, Святой Престол обладает активным и пассивным правом посольства (легации). Венский регламент 1815 г. закрепил за папскими дипломатическими агентами статус послов по общему международному праву. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. (ВКДС) подтвердила этот статус (ст. 14).

Право направлять папских легатов принадлежит Папе Римскому. Папские легаты за рубежом представляют Святой Престол в лице Папы Римского и действуют от его имени. При этом отмечаются особые функции папских легатов как посредников между Папой Римским и принимающей стороной, содержание которых зависит от того, к церкви, государству или гражданским властям направляется тот или иной представитель Святого Престола.

Послы Папы Римского в силу своей особой миссии помимо дипломатических иммунитетов и привилегий, предоставленных им в соответствии с нормами международного права, имеют некоторые церковные привилегии, в частности они не подчиняются власти местного епископа. На сегодняшний день Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 178 государствами мира

Святой Престол может вступать в международные организации  и является полноправным членом некоторых из них. Святой Престол — член международного сообщества, чья власть имеет религиозное, а не политическое происхождение, — единственный в своем роде обладает в ООН статусом постоянного наблюдателя. Первую миссию в ООН Святой Престол направил 21 марта 1964 г. Статус постоянного представителя в этой организации Святому Престолу был предоставлен 6 апреля 1964 г.

Полномочия Святого Престола как  постоянного наблюдателя определены в резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН 58/314, принятой 16 июля 2004 г. Основное отличие статуса постоянного наблюдателя от полноправного членства заключается в отсутствии у наблюдателя права голоса на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Вместе с тем, Святому Престолу предоставлено право выступать на ее сессиях, что можно считать особой привилегией, так как главам государств, не являющихся членами ООН, как правило, право выступления перед Генеральной Ассамблеей не предоставляется.

Святой Престол является членом различных вспомогательных органов  ООН. В рамках мандата он активно участвует в работе Генеральной Ассамблеи и конференций ООН, присутствует на заседаниях специализированных учреждений ООН, избирается в выборные органы Организации.

Благодаря своему политическому нейтралитету, Святой Престол в лице Папы Римского пользуется в мире значительным авторитетом, прежде всего, как международный посредник. Отметим, что даже в период «безгосударственности» Святой Престол выступал медиатором в различных межгосударственных спорах: например между Германией и Испанией за Каролинские острова в 1885—1886 гг.; в пограничном конфликте между Гаити и Санто-Доминго в 1895 г. Во время Первой мировой войны нейтралитет флага Святого Престола соблюдался всеми сторонами. После войны новые государства искали его признания, и Святой Престол, в частности, признал Польшу и Эстонию.

Таким образом, вышеизложенное позволяет  констатировать, что на основании  духовного суверенитета, статуса  лидера христианского мира и религиозного авторитета Святой Престол приобрел международную правосубъектность. Святой Престол, чей суверенитет не обусловлен государственностью, существует независимо от любых государственных или государственно-подобных манифестаций.

Светское выражение суверенитета Святого Престола в форме наличия  определенной территории, населения и формальной организации власти, т. е. того, что сегодня принято считать государством, сложилось исторически и является, по-видимому, результатом эволюции, поскольку, как считалось (и считается до сих пор), именно территориальный суверенитет является наиболее надежной гарантией независимости как для национальных государств, так и для Святого Престола. Разница в том, что для современных национальных государств независимость определяется степенью защиты суверенитета народа, а для Святого Престола — степенью защиты духовного суверенитета Римско-католической церкви.

 

Источники:

  1. Дьяченко, С. В. К вопросу о международной правосубъектности Святого престола / С. В. Дьяченко // Москов. журн. междунар. права. — 2006. — № 3 (63). — С. 4—16.
  2. Дьяченко Сергей Владимирович. Особенности международной правосубъектности Святого престола : автореферат диссертациии ... к. ю. н. / Дьяченко Сергей Владимирович.- Москва, 2008.- 26 с.
  3. Лычковский Павел. Суверенитет и международная правосубъектность Святого Престола / П.Лычковский // журнал международного права и международных отношений. — 2011. — №3. — С.16-23.
  4. Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К. А. Бекяшев. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Проспект. — 2008. — 1008 с.
  5. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть : учебник  / И.И. Лукашук. — 3-е изд., перераб. и доп., учеб. — М. : Волтерс Клувер. — 2010. — 432 с.

 

 

 

 


Информация о работе Характер международной правосубъектности Святого Престола (Ватикана)